Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно-познавательной компетентности учащихся на уроке английского языка

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: английский язык, работа с текстом, Функциональная грамотность


Современная образовательная парадигма, основывающаяся на концепции «образования через всю жизнь» (англ. «life-long learning»), выделяет функциональную грамотность как ключевое понятие компетентностного подхода и вместе с тем как одну из наиболее актуальных проблем образования. Актуальность вопроса формирования функциональной грамотности среди учащихся основной общеобразовательной школы обуславливается несоответствием школьного образования требованиям, предъявляемым социумом и временем, так показывают исследования организации (PISA). [1]

Сильной стороной российских учащихся является овладение предметными знаниями на уровне их воспроизведения в знакомой учебной ситуации, но у них возникают трудности в применении этих знаний в ситуациях приближенных к жизненным.

В связи с этим, предприняты меры по определению приоритетных направлений совершенствования общего образования в России:

  • Усиление внимания к формированию функциональной грамотности
  • Повышение уровня познавательной самостоятельности учащихся
  • Формирование метапредметных результатов и т.д.

Ведущий российский психолог и лингвист, Алексей Алексеевич Леонтьев писал «Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [2]

Исходя из выше изложенного определения, урок иностранного языка, являющийся по сути метапредмедметным элементом школьного образования, представляет собой широкое поле для развития способностей учеников вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней - готовясь к успешной жизни, к эффективному взаимодействию с внешним миром.

Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности:

  • Математическая грамотность;
  • Финансовая грамотность;
  • Естественнонаучная грамотность;
  • Глобальные компетенции;
  • Креативное мышление;
  • Читательская грамотность. [3]

Учеными-методистами уже исследованы и описаны эффективные педагогические практики формирования функциональной грамотности.

Рассмотрим учебный материал предложенный учащимся 5-9 классов под этим углом зрения.

1. Формирование математической грамотности начинается, когда обучающиеся работают с числительными на разных этапах обучения.

Обратите внимание на пример заданий из учебника для 5 класса, где ученикам предлагают произвести простые вычисления на иностранном языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся. [4]. Для мотивации учащихся я стараюсь использовать интерактивную тетрадь. ФЛЭПБУК. Для того чтобы подготовить флэпбук «Числительные», учащимся необходимо вырезать, вклеивать, сворачивать и прописывать названия. Также, данный вид работы выполняет проверочную функцию.

2. Финансовая грамотность - способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств.

Прошу обратить внимание на задания из учебника для 6 класса. Через выполнение упражнения № 1, где учащимся необходимо составить диалог, может быть реализована задача на формирование финансовой грамотности. [5]

Создание мотивации к изучению иностранного языка и к общению невозможно без создания в классе атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.

Игровые технологии присутствуют практически на каждом уроке. Ролевая игра способствует формированию коммуникативной компетенции. Внедрение азартных технологий на занятии не только решает проблему мотивации учащихся, но и является эффективным инструментом на этапе закрепления знаний по лексике и грамматике.

3. Формирование естественнонаучной грамотности

При изучении проблем экологии в 7 классе, такой вопрос как: «Какова численность слонов в Индии и почему?» Учит учащихся научно объяснять явления, интерпретировать научные данные и использовать научные доказательства для получения выводов. [6]

Более того, можно предложить статью из газеты или фильм на данную тему. Владение иностранным языком невозможно в отрыве от культуры и реалий англоговорящих стран, при этом газета вызывает естественный интерес учащихся, являясь источником новейшей информации, к тому же частью культуры страны изучаемого языка.

4. Глобальные компетенции

В 8 классе ученики осваивают на практике приемы и подходы для первого шага в общении.

При умелой организации и благоприятной атмосфере урока это задание требует от учеников вербализации элементарного личностного самоанализа и постановки задач саморазвития. При непонимании смысла и важности этой работы не исключена подмена её простым пересказом текста. А тогда - вне деятельности и личностной составляющей - эта работа нацелена на достижение исключительно предметных результатов (изложение содержания прочитанного) и не имеет ничего общего с работой на развитие личности.

5. Креативное мышление - это новый компонент функциональной грамотности. Способность к креативному мышлению базируется на знаниях и опыте и может быть предметом целенаправленного формирования. Таким образом, нам важно сделать акцент на «малой» ежедневной, бытовой креативности, а не на ярко выраженном таланте. Важно предлагать задания, которые могут постепенно стимулировать привычку креативно мыслить и отзываться на проблемы. Самый большой спектр возможностей для развития творческого потенциала учащихся, у раздела Project. [6]

Учащимся предлагается создать презентации, доклады, постеры, альбомы, коллажи, проекты которые предлагают учебники в конце изучения каждого раздела. Все это создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет на учебную деятельность.

6. Читательская грамотность - это базовое направление функциональной грамотности. Какое бы задание не получил учащийся, первое что ему нужно сделать это прочитать задание.

Среди важнейших метапредметных результатов обучения иностранного языка в основной школе, Федеральный государственный стандарт образования выделяет смысловое чтение - как познавательное умение, обеспечивающее успешность использования прочитанного в разных жизненных ситуациях. Особое значение при обучении смысловому чтению имеет умение прогнозировать содержание текста (по заголовку, иллюстрациям, началу текста). Работа над этим умением выстраивается на всех этапах обучения в 5-9 классах.

Безусловно, работа по обучению прогнозированию содержания текста в начале работы над ним играет и мотивирующую роль: неизменное последующее задание «прослушай», «прочитай», «проверь», подразумевает проверку высказанных прогнозов, приобретает личностно значимый характер для каждого ученика.

Задание «верно», «неверно», «не сказано», выполняет проверочную функцию, а нередко (если задание предлагается до прочтения текста) и мотивирующую. Очень важен выход работы с текстом на устную речь - не в формате пересказа, а в тематических ситуациях, смоделированных с учетом возрастных интересов, близких подросткам.

Прогнозирование содержания текста по невербальным опорам (например, упражнение 1 по звукам города). Это важный ресурс для развития сенсорной сферы детей. Задание по формулированию вопросов, представляющих личный интерес учеников, способствует развитию как мотивации, так и критического мышления.

В плане развития функциональной грамотности интерес и важность представляет работа над несплошными текстами, которые сочетают в себе несколько источников информации, с которыми обучающиеся часто встречаются в реальной жизни: графики, диаграммы, схемы, таблицы, географические карты, планы помещений/местности. Выполняя предложенные задания, обучающиеся развивают умение вычитывать явную информацию и подтекст, самостоятельно создавать несплошные тексты. При систематической работе с несплошными текстами повышается способность учеников к решению учебно-познавательных задач, к использованию несплошных текстов как опоры при аргументированном высказывании.

И это, безусловно, только малая часть заданий, с помощью которых можно развить читательскую грамотность.

Таким образом, задания, которые мы предлагаем решать нашим ученикам, приближают конечную цель - формируют функционально-грамотную личность.

А именно, развивают учебно-познавательную компетентность учащихся на уроке английского языка, способствуют повышению мотивации учащихся, расширяют их кругозор, помогают осознать ценности современного мира - всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.

Список литературы

  1. Панфилова Е.И. К вопросу о формировании функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка / Концепт: Современные научные исследования: актуальные теории и концепции. Выпуск 3. 2015.
    URL: http://ekoncept.ru/teleconf/65081.html-ISSN. стр. 51-55
  2. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла/под ред. А.А.Леонтьева. М.Баласс, 2003.С.35.
  3. URL:
    http://wiki.tgl.net.ru/index.php/Служебная:WhatLinksHere/
    Секция_2._Формирование_функциональной_грамотности_школьников
  4. Басюк В.С., Ковалева Г.С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты// Отечественная и зарубежная педагогика. 2019.Т. 1, №4(61). С.13-33
    URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnyy-
    proekt-ministerstva-prosvescheniya-monitoring-
    formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti-osnovnye-
    napravleniya-i/viewer
  5. Афанасьева О.В., Михеева И.В., Баранова К.М. Английский, 5 класс в 2 частях, ч.1: учебник. М.:Дрофа 2021. С.62.
  6. Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. Английский язык 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017. С.71.
  7. Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. Английский язык 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017. С.66-67.
  8. Афанасьева О.В., Дули Д., Михеева И. В. Английский язык.11 класс: учеб. Для общеобразовательных организаций: базовый уровень. М.: Просвещение, 2017. С.64-65.

Интернет-источники

  1. Новости BBC http://www.bbc.com/news
  2. Английский язык онлайн http://www.native-english.ru/exercises
  3. Уроки и материалы по изучению английского языка http://www.homeenglish.ru/Tests.htm
  4. Английский язык для всех http://www.study.ru/test/
  5. 5. Skysmart Класс https://edu.skysmart.ru/