Конспект урока русского языка в 7-м классе "Правописание предлогов"

Разделы: Русский язык

Класс: 7

Ключевые слова: предлоги


Цель урока:

  • научить опознавать условия выбора орфограммы и правильно писать производные и непроизводные предлоги, обосновывая свой выбор;
  • научить различать самостоятельные части речи и производные предлоги, образованные от них;
  • развивать логическое и абстрактное мышление;
  • воспитывать сознательное отношение к языку как основному способу получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

Формируемые универсальные учебные действия:

  • регулятивные: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение дополнений в план и способ действия, владение начальными формами рефлексии;
  • познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели, извлечение и анализ учебной информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, структурирование знаний;
  • коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • личностные: формирования границ собственного знания и незнания, самоопределение, понимание личной значимости нового знания.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Оборудование: учебник (Русский язык. 7 класс: учебник/ М.М.Разумовская, С.И.Львов, В.И.Капинос и др.), учебные тексты, таблица для наблюдения над языковым материалом, раздаточный материал.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивационный
этап
- Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть. Хочу начать урок с пословицы:
Кто говорит, тот сеет; кто слушает - собирает.
Будем внимательно слушать и слышать друг друга и говорить всегда по существу.
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок
Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности - Предлагаю вам вспомнить то, что нам известно о предлоге.
Верные - неверные утверждения:
1. Предлог - это самостоятельная часть речи, которая указывает на различные грамматические отношения между словами в словосочетании и предложении. (-)
2. Предлоги не изменяются и не являются членами предложения.(входят в состав члена предложения)
3. Предлоги, состоящие из одного слова, называются простыми, а состоящие из двух-трех-сложными. (-)
4. Предлоги могут употребляться с одним, двумя, тремя падежами.(+)
5. К непроизводным относятся предлоги от, без, за, до, для, в, по и т.д. (+)
6. Производные предлоги образуются посредством перехода самостоятельных частей речи в служебные. (+)
Слушают утверждения. В случае неправильности сказанного исправляют утверждение, дополняют его

- Вспомните и назовите признаки, по которым можно отличить производный предлог от омонимичной части речи.

Задание: перепишите предложения, вставьте пропущенные буквы, обоснуйте свой выбор, определите части речи выделенных слов.

О дальнейшей судьбе героя мы прочитаем в продолжени... романа. - В продолжени... нескольких недель учителя не могли нахвалиться Алёшей.

- Что мы знаем о правописании предлогов?
Что нам известно о правописании производных предлогов?
- Запишите тему урока. Сформулируйте цели урока.

Обучающиеся называют признаки, помогающие различать предлоги и омонимичные части речи.
Обучающиеся записывают предложения, объясняют написание окончание имени существительного, сомневаются в правильности написания производного предлога.
Обучающиеся называют тему урока, ставят цели урока.

- Перед вами листочки с таблицей. Проведите наблюдение над примерами и сделайте вывод о том, какая гласная буква пишется на конце производных предлогов, а какая - на конце существительных. Расскажите, что поможет отличить производные предлоги от омонимичных частей речи с непроизводным предлогом в.

Производные предлоги

Существительные с непроизводными предлогами

(В течение чего? в течение месяца (В чём?) в течении Ангары - течение Ангары, в быстром течении.
(В продолжение чего?)
в продолжение лета
(В чём?) в продолжении романа - продолжение романа, в его продолжении.
(В заключение чего?) в заключение собрания (В чём?) в заключении сочинения - заключение сочинения, в коротком заключении.

(Вследствие чего?) вследствие засухи

(В чём?) в следствии по делу - следствие по делу, в новом следствии.

Работают с таблицей, анализируют примеры, делают выводы.
- Вернемся к предыдущему заданию. Так какую букву мы будем писать на конце производного предлога?
- Как вы заметили, некоторые производные предлоги пишутся в одно слово, некоторые в два слова. Но в таблице представлены не все производные предлоги, поэтому откроем учебники на стр.146 и прочитаем §28.
Обучающиеся читают правило, воспроизводят прочитанное.
Первичное усвоение новых знаний - Выполним упражнение 355. Понаблюдайте, как пишутся производные предлоги. Обратите внимание на то, что предлоги первой группы пишутся слитно, а те, что даны во второй группе, пишутся раздельно. Объясните различия в значении сопоставляемых слов. Составьте свои предложения, опираясь на данные примеры. Рассматривают примеры, называют различия в значении сопоставляемых слов, называют непроизводные предлоги, которыми можно заменить производные предлоги, составляют свои предложения с указанными предлогами.
Первичная проверка понимания - Немного отдохнем.
Упражнение «лимон»
Выполняют движения
Релаксация - Запишите словосочетания в две колонки: 1) с производными предлогами, 2) с непроизводным предлогом в и существительным
Не звонить в течение дня, в течении реки; увидеть в продолжении фильма, наблюдать в продолжение всего эксперимента; опоздать вследствие непогоды, прочитать в следствии по уголовному делу.
Распределяют словосочетания в две колонки
Первичное закрепление - Выполним задания.
1. Запишите предложения, определите часть речи, объясните написание.
1) Наташа болела в продолжени... двух недель. 2) В продолжени... фильма появились новые герои. 3) (В)следстви... сильного снегопада было приостановлено движение автобусов. 4) (В)следстви по делу о хищении обнаружены ошибки. 5) В течени... двух часов мы с интересом слушали лекцию профессора. 6) В своём течени. Река делает значительные изгибы.
Первые предложения записываются на доске, с остальными работают самостоятельно, с последующей проверкой.
2. Небольшая самостоятельная работа.
Прочитайте текст. Озаглавьте его, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Предлоги заключите в овал.
(В течени... (не) скольких часов можно сидеть (не)подвижно глядя на играющее море. (В)близи море прозрач.но и чисто а (в) отдалении... лежит густой темно(синей) полосой, чуть(чуть) подернутой дымкой.
Далеко(далеко) белеет одинокий парус. (Не)смотря на чудес…ную погоду море пусто.
Близ берега над волнами носят…ся то туда, то сюда чайки.
Обучающиеся работают с текстом, выполняют задания.
Рефлексия, подведение итогов - Наш урок подходит к завершению. Вспомним, какова была цель нашего урока. Достигли мы ее?
Закончите предложения «В правописании предлогов я ….»
«Разобраться в правописании производных предлогов мне больше всего помогло…».
Выставление оценок
Обучающиеся подводят итоги урока, оценивают свою деятельность

Информация о домашнем задании

- Выучить правило написания производных предлогов в §28 учебника +
на выбор: выполнить упражнение 357 на стр.148 либо продолжить текст о море, употребив в нем производные предлоги.

Записывают домашнее задание в дневник.