Программа элективного курса по русскому языку для обучающихся 8-го класса "Трудные вопросы русского языка в 8-м классе"

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 8 класса разработана в соответствии с федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.

Данный курс предназначен для обучающихся 8 класса, которым предстоит сдавать экзамен по русскому языку в формате ОГЭ. Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, рассчитана на 34 часа (1час в неделю).

Элективный курс поможет обучающимся комплексно использовать знания по орфографии, синтаксису, пунктуации, овладеть навыками речи, научит избежать грамматических и речевых ошибок, построить высказывания с соблюдением норм, составить тексты и сообщения, отредактировать их.

Программа опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены школьниками в процессе изучения базового курса русского языка.

Цель изучения курса

Данный элективный курс направлен на обеспечение качественной подготовки обучающихся по предмету на основе обобщения и систематизации знаний и совершенствования различного вида компетенций по текстоведению, имеющих важнейшее значение для формирования коммуникативной личности; на помощь учащимся разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации, систематизации знаний по этим разделам, отработке шагов и звеньев для решения конкретной орфографической или пунктуационной задачи в целом, подготовке учащихся к успешному прохождению государственной итоговой аттестации.

Задачи изучения курса

Основные образовательные задачи курса:

  • расширить знания по русскому языку, предусматривающие формирование устойчивого интереса к предмету;
  • повысить уровень логического мышления обучающихся;
  • создать условия для формирования языковой компетенции ;
  • восполнить пробелы по указанным выше разделам лингвистики;
  • выработать навык комплексного анализа текста;
  • совершенствовать навыки работы над изложением.

Развивающие задачи курса:

  • развивать умение применять алгоритм решения орфографической и пунктуационной задачи;
  • способствовать развитию речи обучающихся;
  • совершенствовать навык работы с книгой (учебником, словарем, справочной литературой);
  • способствовать эффективной подготовке учащихся к итоговой аттестации по русскому языку.

Воспитательные задачи курса:

  • формировать ключевые компетенции;
  • повышать интерес к гуманитарному образованию;
  • воспитывать грамотного гражданина РФ.

По окончании курса обучающиеся должны знать:

  • принципы русской орфографии и пунктуации;
  • основные орфографические и пунктуационные правила, ранее представлявшие определенную трудность;
  • алгоритм написания сжатого изложения.

По окончании курса обучающиеся должны уметь:

  • использовать основные приемы информационной переработки текста;
  • оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;
  • использовать основные словари, справочники, необходимые для совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности;
  • применять теоретические знания по разделам «Орфография» и «Пунктуация» на практике;
  • применять алгоритм написания сжатого изложения;
  • уметь работать с текстами ОГЭ по русскому языку;
  • грамотно, свободно и эстетично излагать свои мысли в устной и письменной формах;
  • владеть предметными компетенциями (языковой, лингвистической, культуроведческой).

Основные формы организации занятий - семинары и практические занятия. Формами контроля за достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные сообщения, презентации, письменные работы и тесты в формате ОГЭ.

Планируемые результаты

Главным результатом освоения курса является готовность обучающихся к участию в ОГЭ. К концу данного курса учащиеся обобщают и закрепляют лексико-грамматический материал и отрабатывают определенные умения и навыки по всем разделам.

Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик 8 класса научится:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • планировать пути достижения целей;
  • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Ученик 8 класса получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  • строить жизненные планы во временной перспективе;
  • при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
  • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
  • адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
  • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик 8 класса научится:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Ученик 8 класса получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик 8 класса научится:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Ученик 8 класса получит возможность научиться:

  • основам рефлексивного чтения;
  • ставить проблему, аргументировать её актуальность;
  • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента

Предметные:

Ученик 8 класса научится:

  • владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);
  • моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
  • работать над расширением словарного запаса;
  • применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.

Ученик 8 класса получит возможность научиться:

иметь представление:

  • о роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей;
  • о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
  • о нормах речевого поведения в различных сферах общения.

определять:

  • основные понятия культуры речи, основные качества речи;
  • показатели индивидуальной культуры человека;
  • языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
  • изобразительные возможности словообразования, выразительные средства лексики и фразеологии, грамматические средства выразительности речи;
  • основные нормы литературного языка;
  • назначение речевого этикета;
  • значение различных видов словарей в жизни человека.
  • качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство).

Содержание программы

Раздел 1. Введение. (1 час)

Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания. Тренировочные задания по оформлению бланков.

Раздел 2. Построение сжатого изложения. (5 часов)

Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.

Контроль знаний: построение сжатого изложения.

Раздел 3. Орфография. (14 часов)

Орфограммы в корнях слов. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н - нн в различных частях речи. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Правописание производных предлогов, союзов, частиц.

Частицы НЕ-НИ. Текстовые иллюстрации орфографических норм.

Раздел 4. Пунктуация. (10 часов)

Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Однородные и неоднородные члены предложения. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении, в предложениях с обособленными обстоятельствами и определениями. Знаки препинания при обращении и прямой речи, оформлении цитат. Тире и двоеточие в предложениях. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; тестовые задания в форме ОГЭ.

Раздел 5. Тестирование. (4 часа)

Систематизация знаний, умений, навыков по русскому языку при сдаче Государственной итоговой аттестации.

Тематическое планирование

Наименование разделов, тем

Ко-во часов

Теоретическая часть

Практическая часть

1

Введение.

1

1

2

Построение сжатого изложения.

5

4

1

3

Орфография.

14

11

3

4

Пунктуация.

10

8

2

5

Тестирование.

4

4

Итого

34

24

10

Календарно-тематическое планирование спецкурса
34 часа (1 час в неделю)

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

1

I. Введение
Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания.

1

Вводное занятие

2

II. Построение сжатого изложения
«Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования».

1

Систематизация знаний

3

Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

1

Систематизация знаний

4

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке.

1

Систематизация знаний

5

Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

1

Систематизация знаний

6

Практическая работа № 1 «Написание сжатого изложения».

1

Контроль знаний и умений

7

III. Орфография
Орфография как система обязательных норм письменной речи (орфографическая норма).

1

Систематизация знаний

8

Строение орфографических правил. Алгоритмы их применения.

1

Систематизация знаний

9

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне.

1

Систематизация знаний

10

Правописание согласных в корне слова. 0,Ё после шипящих в корне.

1

Систематизация знаний

11

Чередующиеся гласные.

1

Систематизация знаний

12

Практическая работа №2. «Орфограммы в корнях слов».

1

Контроль знаний и умений

13

Практическая работа № 3. Правописание приставок. Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки. Написание приставок, зависящих от значения.

1

Контроль знаний и умений

14

Правописание Н, НН в разных частях речи.

1

Систематизация знаний

15

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

1

Систематизация знаний

16

Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания.

1

Систематизация знаний

17

Правописание производных предлогов.

1

Систематизация знаний

18

Правописание союзов.

1

Систематизация знаний

19

Правописание частиц.

1

Систематизация знаний

20

Тестовая работа по разделу «Орфография» .

1

Контроль знаний и умений

21

IV. Пунктуация
Пунктуация как система обязательных норм письменной речи (пунктуационная норма).

1

Систематизация знаний

22

Знаки препинания в сложном предложении. Сочинительные и подчинительные союзы. Сложное предложение: союзное и бессоюзное.

1

Систематизация знаний

23

Знаки препинания в ССП.

1

Систематизация знаний

24

Трудные случаи употребления знаков препинания в СПП. Практическая работа № 7.

1

Контроль знаний и умений

25

Знаки препинания при однородных и неоднородных членах предложения.

1

Систематизация знаний

26

Трудные случаи употребления знаков препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами и определениями.

1

Систематизация знаний

27

Знаки препинания при обращении и прямой речи, оформлении цитат.

1

Систематизация знаний

28

Тире в предложении.

1

Систематизация знаний

29

Двоеточие в предложении.

1

Систематизация знаний

30

Тестовая работа по разделу «Пунктуация».

1

Контроль знаний и умений

31

V. Тестирование
Пробный тест в формате ОГЭ.

1

Контроль знаний и умений

32

Пробный тест в формате ОГЭ.

1

Контроль знаний и умений

33

Работа над ошибками.

1

Контроль знаний и умений

34

Работа над ошибками.

1

Контроль знаний и умений