К вопросу об эффективности методик преподавания английского языка в школе

Разделы: Иностранные языки, Профессия — педагог

Классы: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: английский язык


Одной из актуальных проблем современной педагогики является вопрос об эффективности той или иной методики преподавания иностранного языка в средней общеобразовательной школы. И в рамках данной статьи мы бы хотели поделиться собственным опытом педагогической деятельности в общеобразовательной школе в качестве учителя английского языка 5-11 классов.

Если говорить о формальной стороне вопроса, то в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по иностранному языку, в программе базового курса для 5-11 классов целью обучения является достижение школьниками минимального достаточного уровня коммуникативной компетенции. Здесь под «достаточным уровнем коммуникативной компетенции» мы понимаем не только освоение т.н. «пассивных навыков» владения языка (в частности, чтения), но также возможность рефлексии и прагматического использования полученных знаний, умений и навыков.

Работая на протяжении многих лет в 5-11 классах общеобразовательной школы, мы пришли к выводу, что не всем учащимся удается достичь уровня коммуникативной компетенции, соответствующего требованиям государственного образовательного стандарта по иностранному языку во всех видах речевой деятельности. Труднее всего этого достичь применительно к устной речи и письму, т.к. объем продуктивной речевой практики в существующих условиях недостаточен. Однако применительно к чтению и говорению, при «правильной постановке и организации дела», это более чем реально. Следует откровенно признать, что, хоть и нечасто, но в моей педагогической практике встречаются, к сожалению, такие ученики, которые так и остаются до конца обучения на уровне начинающего, но в основном, большинство учащихся достигают необходимого уровня коммуникативной компетенции по всем видам речевой деятельности. Отрадно заметить, что практически в каждом классе есть ученики, которые достигают высокий уровень коммуникативной компетенции. Как правило, в каждой группе английского языка есть 5-7, реже 8-10 таких ярких «звёздочек».

Использование нами активных форм работы, в частности, метода проектов и конспектов опорных сигналов при обучении устному общению способствовало не только развитию речи, мышления, осмыслению материала, но и эффективному запоминанию лексических единиц у детей с плохой памятью. В процессе обучения большой акцент нами делается на смысловую сторону общения, что вызывает у учащихся потребность в высказывании своих мыслей и восприятии устных сообщений одноклассников. Общеизвестно, что групповые формы обучения способствуют, во-первых, эффективному усвоению лексико-грамматического материала, а, во-вторых, интенсифицируют коммуникативные навыки учащихся. Более того, групповые формы обучения потенциально объективирует игровые аспекты изучения иностранного языка. Именно поэтому в каждом классе мы объединяем ребят в небольшие группы, в которых есть «сильные» и «слабые» ученики, имеющие артистические способности, вокальные данные, умеющие хорошо рисовать. Одним из «плюсов» такой формы является возможность «слабым» ученикам прояснить у одноклассников непонятные вопросы, сформировать их мотивационную базу.

В настоящее время уделяется много внимания проблеме связи между деятельностью учителя и деятельностью учащихся. Общеизвестно, нарушение таких связей ограничивает взаимодействие между обучающими, приводит к определенным нарушениям в обучении. Ориентация учителя на диалог, общение с детьми, как с равными партнерами, личностями, коллективом личностей, обеспечивает овладение практическими навыками языка.

Успешность обучения иностранному языку зависит не только от совместной согласованной деятельности учителя и учащихся, но и от атмосферы в группе. Благоприятный внутригрупповой эмоциональный климат способствует тому, что ученики не испытывают страха совершить ошибку или быть непонятым, чувствуют себя более раскованными. Педагогическое мастерство учителя как раз и состоит в том, чтобы уловить своеобразие каждого ребенка, быть внимательным ко всему, что происходит на его уроках. Работая с учащимися, мы стремимся строить педагогический процесс на принципах гуманного подхода к детям, что превращает их в моих «союзников». А «диалогичность» стимулирует детское творчество, сообразительность и самостоятельность.

В качестве наиболее продуктивной методов преподавания иностранного языка в общеобразовательной школе нами заявляются два - метод опорных сигналов и метод проектов. Нам кажется, что развитию экспрессивных форм речи помогает именно работа с использованием различного рода опор и проектная методика. Опорные конспекты представляют собой тип «гештальта» - устойчивого и автономного образа, «сжатой информации», которая становиться своего рода сигналом к побуждению. Автономность образа обеспечивает возможность воспроизвести каждый блок информации в отдельности. Помимо опорных сигналов, созданных учителем, возможно создание «субъективных» опор, таких, которые учащиеся сами составили для своих высказываний. Пользуясь опорным конспектом, учащиеся произносят монологическую речь плавно, практически без сбоев и запинок. Процесс говорения растормаживается, речь делается свободной. Пользуясь опорными конспектами, учащиеся получают представление, о чем нужно говорить, как нужно говорить, как правильно сформировать речь с точки зрения фонетики и грамматики.

Другим действенным способом организации взаимодействия на уроках иностранного языка выступает проектная методика. Существует огромное число видов проектов - исследовательские, информативные, межпредметные, монопроекты. Из всех перечисленных нами видов проектов именно монопроекты способствуют в большей степени обучению устному общению на уроках иностранного языка. Работа над монопроектом предусматривает рассмотрение какого-либо раздела или темы программы, связанных с грамматической, исторической или социокультурной тематикой и т.п. Для успешного применения метода проектов существует алгоритм подготовки учащихся к его презентации. Мы заявляем следующий алгоритм подготовки учащихся к презентации проекта:

  • 1 этап: Определение темы.
  • 2 этап: Определение финального продукта (постер, фильм, журнал), а также, способа защиты.
  • 3 этап: Определение структуры проекта для достижения цели, времени проекта, обеспечение лексикой, грамматикой.
  • 4 этап: Сбор информации.
  • 5 этап: Переработка информации в группах, обсуждение.
  • 6 этап: Систематизация собранного материала, подготовка к презентации (предварительное прослушивание).
  • 7 этап: Презентация проекта.

Проектная методика способствует, в огромной мере, реализации выполнения главнейшей цели обучения иностранному языку - овладение учащимися школы речевой деятельностью.

Одним из непременных условий анализа эффективности методик преподавания иностранного языка в школе является оценка качества знаний учеников. Это, с одной стороны, позволяет учителю анализировать свою собственную деятельность в отношении результатов ее успешности, с другой, проследить эволюцию усвоения и овладения иностранному языку конкретного учащегося или класса. Наш анализ уровня качества знаний учащихся показывает следующие результаты: большинство учащихся школы владеют оптимальным и расширенным уровнем стандарта (от 55 до 83 %), а остальные базовым уровнем стандарта. Для нас также не маловажным является результативность учащихся в рамках итоговой государственной аттестации. В 2009, 2013, 2015 годах при выборе предметов по ИА четыре выпускника 11-х классов выбрали английский язык для сдачи экзамена (в форме ЕГЭ) и получили баллы - 65, 42 в 2009 году (ребёнок, получивший 42 балла выбрал экзамен спонтанно, редко ходил в школу и на консультации) и 78 - в 2013 году, 72 - в 2015 году. Среди них два учащихся школы обладатели серебряных медалей.

В 2008, 2011, 2013, 2015гг. пять учащихся 9-х классов также выбрали английский язык для сдачи итоговой аттестации (по билетам). Все они сдали экзамен на «отлично». Показатели качества обученности свидетельствуют об адекватном применении нами выбранной технологий и методик.

Список использованной литературы

1. Мильруд М.П. Навыки и умения в обучении иноязычному говорению ИЯШ №1, 1999.
2. Рабинович Ф.М. К проблеме опор при развитии экспрессивных форм речи ИЯШ №5, 1986.
3. Ранетская О.А. Практическое применение метода проектов, сайт Festival «Первое сентября», 2004.
4. Мазина А.А. Использование проектной методики на уроках ИЯ как средство овладения учащимися современными фундаментальными знаниями. Сайт Festival «Первое сентября», 2005.
5. Петренко Е.К. Обучение учащихся проектно-исследовательской деятельности, ГОУ, ЦУ, Москва, 2006.