Использование ресурсов сервиса LearningApps.org в преподавании химии и биологии в рамках дистанционного обучения

Разделы: Химия, Биология

Ключевые слова: дистанционное обучение


"Мы лишаем детей будущего,
если продолжаем учить сегодня так,
как учили этому вчера."

Д.Дьюи

Реформа образования направлена на модернизацию и инновационное развитие. По словам президента В.В.Путина это единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом и обеспечить достойную жизнь всем гражданам в 21 веке. В связи с этим новой целью образования является формирование креативных и социальных компетентностей, готовность к переобучению, передаче знаний и технологий. Поэтому в основу школьного образования положен системно-деятельностный подход, который отражен в стандартах нового поколения. Из-за распространения коронавирусной инфекции Министерство просвещения РФ рекомендовало региональным властям перейти на дистанционный формат обучения. Обращение было опубликовано 14 марта 2020 года.

Дистанционное обучение (ДО) - это способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и обучающимися. Технология заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, а это дает возможность привлечь все больший круг учителей школ к освоению и использованию компьютера в своей работе. Использование дистанционных технологий позволяет наладить обратную связь в процессе обучения, повысить степень усвоения учебных, коммуникативных и личностно-адаптивных компетенций. Формы дистанционного обучения разнообразны: чат-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий; веб-занятия - дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей "Всемирной паутины", телеконференции - проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Системы дистанционного обучения достаточно давно известны преподавателям вузов. А вот школы электронное обучение открыли для себя недавно. С помощью дистанционных образовательных технологий можно не только переложить на плечи компьютера ряд рутинных педагогических действий, но и организовать по-настоящему качественное, индивидуальное, дифференцированное обучение. Особую дидактическую значимость приобретают средства и сервисы ИКТ (ЦОР, облачные технологии, социальные сервисы Web 2.0). Популярной технологией, реализуемой в рамках ФГОС, является использование информационно-коммуникационных технологий. Примером такой технологии, которую использую как в условиях традиционного, так и дистанционного обучения. служит ресурс LearningApps.org, являющийся приложением сервиса Web 2.0.

В современном интернет пространстве существует большое количество упражнений, тренажёров, опытов и прочих ЭОР. Многие из них используются нами в урочной и внеурочной деятельности. Как правило, такие ресурсы нельзя изменить. Важный принцип Web 2.0 - mash-up (смешивание). Этот принцип означает, что путем интегрирования программных возможностей нескольких независимых друг от друга сервисов можно создать новый уникальный web-проект. Новые сервисы социального обеспечения радикально упростили процесс создания материалов и публикации их в сети. LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Целью является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. Такие блоки (так называемые приложения или упражнения) не включены по этой причине ни в какие программы или конкретные сценарии. Они имеют свою ценность, а именно Интерактивность. Для работы в приложении можно использовать личные ноутбуки, школьные компьютеры и сотовые телефоны. Используя любое из этих устройств, пользователи могут получить доступ к почте, календарю и чату, получить SMS-уведомления о запланированных мероприятиях. Сервисы бесплатны для использования. В сервисе LearningApps.org имеются инструменты, позволяющие учителю подготовить качественные наглядные пособия, ауди- и видеоматериалы, а также возможность дистанционного общения:

  1. Различные тесты и викторины.
  2. Упражнения на установление соответствия.
  3. «Шкала времени» и упражнение на восстановления порядка.
  4. Упражнения на заполнение недостающих слов, фрагментов текста, кроссворды.
  5. Онлайн-игры, в которых может участвовать одновременно несколько учеников вашего класса.

Ресурс предоставляет возможность для сотрудничества педагог-ученик, ученик-ученик. Использовать упражнения можно на разных этапах и с разными целями: для актуализации изученного материала, закрепления полученных знаний и умений, повторения и обобщения пройденного, игровые задания, для подготовки к экзамену. Для работы с готовыми упражнениями сервиса не требуется регистрации. Они общедоступны. Можно использовать ресурс для дифференцированного обучения, с учётом возможностей и интересов детей. LearningApps.org позволяет вызвать интерес к предмету, разнообразить учебную задачу, можно предложить детям самим создать упражнение по изучаемой теме. Ресурс предполагает, что учащиеся в игровой форме могут проверить и закрепить свои знания, а это заинтересовывает детей, и они стараются отвечать правильно, быть более внимательными. Использование данного сервиса в сети Интернет на уроке позволяет сделать процесс обучения интерактивным, более мобильным, строго дифференцированным, индивидуальным.

К сожалению, сервис имеет некоторые минусы: созданные упражнения невозможно скачать на ПК и использовать без выхода в Интернет; при публикации созданных упражнений осуществляется модерация, но, тем не менее, на портале можно встретить некачественные, неинтересные продукты, а то и ошибки в ответах или некорректные вопросы; перевод текста осуществляется автоматически, но часто с ошибками, а некоторые функции не переведены вообще; некоторые упражнения не поддерживаются некоторыми браузерами.

Естественно, ничто и никогда не заменит живое слово компетентного учителя и возможность прямого, открытого общения с ним. Но дистанционное обучение через Интернет значительно расширяет образовательные возможности, особенно тех детей, которые проживают в небольших городах или сельской местности. Средняя школа с использованием дистанционного обучения станет прекрасной возможностью для получения всестороннего качественного образования. "Школа - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее. " A. Барбюс

Литература

  1. Вяткина И.С. Видеохостинг YouTube в практике учителя-словесника // Использование интернет-технологий в современном образовательном процессе. Ч. 3. Инструменты сетевого взаимодействия. - СПб.: РЦОКОиИТ, 2010. - С. 35-49.
  2. Дронова Е.В. Использование онлайн-редакторов при изучении прикладного прикладного программного обеспечения// Информатика и информационные технологии в образовании, науке и производстве: Волжский политехнический институт. - М.: Lennex Corp, Издательство Нобель Пресс, 2013.
  3. Открытое и дистанционное обучение: тенденции, политика и стратегии. - М.: Изд. ИНТ, 2004, с 13.
  4. Полат Е.С., Петров А.Е. Дистанционное обучение, каким ему быть? http://distant.ioso.ru/library/publication/razvitie.htm