Ключевая роль функциональной грамотности в повышении качества образования

Разделы: Иностранные языки

Класс: 6

Ключевые слова: английский язык, ФГОС


Как учителя иностранного языка, мы понимаем важность развития функциональной грамотности своих учеников, здесь прослеживается необходимость в развитии способности учащихся, применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Сегодня перед обществом и в первую очередь перед школой, стоят огромные задачи по подготовке человека нового времени, который будет жить совершенно в других условиях, чем его родители, решать иные проблемы, стоящие перед страной. Современный урок требует не только компетентности от учителя, но и разносторонних качеств учителя.

В соответствии с требованиями ФГОС мною был подготовлен урок в 6 классе, тема которого "Weather" («Погода»). Сформированы цели и задачи урока, которые отражают процесс формирования языковых навыков, закрепления изученных лексических единиц и грамматических аспектов. Наша задача, как учителя: подвести учеников к осознанию темы. На протяжении урока осуществлялась реализация поставленных целей, направленных на развитие функциональной грамотности. Обучающиеся на моем уроке формируют цель и задачи самостоятельно. Цель урока носит социально-направленный характер, а также имеет личностное значение для обучающихся.

Обучающиеся сами имели возможность внести в план урока изменения, была предоставлена возможность развивать навыки самоконтроля и самоанализа, используя раздаточный материал. В течение всего урока чрезвычайно важно было играть роль советчика, консультировать учащихся на каждом этапе. Предусмотрено использование обучающимися опорных схем, кроссворда. Такая форма работы позволяет наглядно помочь детям в изучении нового материала. В конце урока подведен итог самооценок обучающихся в виде картинок с изображением различных типов погоды (солнечная, облачная, дождливая, снежная), соответствующие настроению, что наглядно представило общую картину рефлексии по результатам урока. С целью осуществления развития навыков функциональной грамотности, в моем уроке были использованы тексты, видео и аудиозаписи по теме "Weather" («Погода»), благодаря чему удалось поддержать мотивацию и интерес к дальнейшему изучению данной темы демонстрацией видео.

Моя деятельность, как учителя и работа обучающихся направлена на формирование и развитие функциональной грамотности. На уроке использовались элементы разнообразных образовательных технологий: личностно - ориентированного обучения (технологии диалогового обучения), игровые технологии, технология коммуникативного обучения англоязычной культуре, обучение в сотрудничестве, эвристический метод (беседа по вопросам учителя, наблюдение); проблемный диалог (постановка проблемы/темы урока). Были применены такие приемы, как беседа, показ, побуждающий диалог, который помог формулировать учебную задачу и подводящий диалог, движущийся к новому знанию, способу действия. На уроке ученики были вовлечены в практическую деятельность. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к уроку.

Мною активно ставились проблемные вопросы, создавались проблемные ситуации для активизации обучающихся на уроке, например, поиск в тексте нужной информации по определенному критерию, так как наиболее освещенным в научной литературе является вопрос развития функционально-грамотного чтения на уроках английского языка. Так, исследование организации PISA подразделяет навыки функционального чтения на следующие (от простого к сложному):

1) поиск в тексте нужной информации по простому критерию;

2) поиск в тексте нужной информации по множественным критериям;

3) поиск в тексте нужной информации, распознавание связи между отрывками

информации, работа с известной, но противоречивой информацией;

4) поиск и установление последовательности или комбинации отрывков, содержащих глубоко скрытую информацию, умение сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания;

5) понимание сложных текстов и их интерпретация, формулирование выводов и гипотез относительно содержания текста.

Следует отметить, что чрезвычайно важно учитывать индивидуальные особенности детей и осуществлять смену видов деятельности, грамотно сочетая с бесконфликтной и комфортной средой. Важным ориентиром учителя выступает тесное сотрудничество и партнерство, принятие во внимание уровня знаний каждого учащегося. На уроке мною были использованы различные виды деятельности. В целях эффективности урока идет чередование видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа.

Такие методы как активные методы; методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки) способствуют концентрации внимания учащихся в течение всего урока. Место и длительность применения информационных технологий разработаны в соответствии с гигиеническими нормами. Эмоциональная разрядка и снятие физического напряжения осуществляются на уроке через физкультминутку и переключение учащихся на разный вид деятельности. В завершении занятия я учитываю то, что к концу урока наступает момент утомления учащихся и снижение их учебной активности, поэтому провожу рефлексию проделанной работы.

Учитывая все сказанное, можно подвести итог о том, что использование современных образовательных технологий открывает новые возможности для совершенствования учебного процесса, увеличивается индивидуализация и дифференциация обучения, занятия становятся более наглядными и интересными, рационально организуется учебная деятельность. Все это дает положительные результаты. Возможности детей неограниченны, и важно научить ребенка максимально их использовать и видеть результат.

Формулирование темы урока

Выполнение заданий различных уровней сложности

Смена вида деятельности - физкультминутка

Список использованной литературы

  1. Афанасьева, О.В. Английский язык. 6 кл.: в 2ч.: учебник / О.В.Афанасьева, И.В.Михеева, К.М.Баранова. - М. : Дрофа, 2014.
  2. Воронина, К.В. Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка / К.В.Воронина. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2020. - № 5 (295). - С. 305-306. - URL: https://moluch.ru/archive/295/67066/
  3. Городской методический центр // https://mosmetod.ru.
  4. Педагогическое сообщество «Урок.рф» // https://урок.рф.
  5. Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителей. Курс для учителей русского языка как родного. - URL:http://umr.rcokoit.ru/dld/metodsupport/frrozhdest.pdf