Духовно-нравственное развитие учащихся в социально-обучающем проекте «Огонёк добра»

Разделы: Внеклассная работа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание


Духовно-нравственное развитие учащихся может осуществляться благодаря их участию в социально-обучающем проекте «Огонёк добра», который существует в г. Санкт-Петербург с 2012 года. «Огонёк добра» - это образовательный проект, который рассказывает мальчикам и девочкам, что такое благотворительность, милосердие, сострадание, кто нуждается в помощи, кому требуется внимание, тепло, забота, как можно помогать и как правильно и своевременно это делать. «Огонёк добра» - это культурный проект, который предполагает посещение театральных постановок, в которых ученики с самого начала включаются в действие, смотрят, втягиваются, сопереживают героям, обычно животным, и после увиденного хотят сделать ещё больше доброго, хорошего, нужного.

Цель проекта: воспитание чувства милосердия и ответственности в подрастающем поколении, а также привлечение внимания к проблемам равнодушия и одиночества в современном обществе через совершение добрых дел.

Задачи:

  • познакомить детей с видами и формами благотворительности, чтобы они с детства понимали, что такое милосердие, сострадание, кому и как надо помогать;
  • зажечь в детских сердцах "огонёк добра", помочь детям вырасти отзывчивыми, добрыми, милосердными, ответственными людьми;
  • воспитать чувство милосердия и ответственности в подрастающем поколении;
  • повысить социальную активность учащихся, создав условия для их самореализации;
  • помочь в развитии творческого потенциала детей, путём вовлечения их в активную социальную деятельность;
  • сформировать в сознании учащихся установки на духовное развитие, сострадание и помощь;
  • вовлекать в классные мероприятия родителей, привить интерес к совместным делам;
  • формирование УУД: личностные - умение сочувствовать другим людям, сопереживать, описывать свои чувства, принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним; метапредметные - составлять план решения проблемы, работать по плану, корректировать свою деятельность, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, добывать новые знания, делать выводы, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

В проекте много мероприятий, которые учат учащихся совершать добрые дела, помогая старшему поколению; детям, оставшимся по разным причинам без родителей; особенным детям; животным и окружающей среде. Выполняя разные задания по четырём направлениям:"Помощь животным", "Помощь детям из детским домов и детям-инвалидам", "Помощь старшему поколению" и "Помощь окружающей среде", дети и их родители учатся делать добрые дела. Девиз проекта: "Все вместе!" В данные мероприятия важно привлекать классному руководителю и родителей. Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, т.к. семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса - одна из главных задач школы. Уникальность, актуальность и значимость таких мероприятий в том, что учащиеся и их родители вовлекаются в реальные дела и поступки. Тем самым дети поймут, что такое милосердие и сострадание. Кто нуждается в помощи. Кому требуется внимание, тепло, забота. Как надо помогать, какие делать добрые дела. И делать их надо всем вместе, всей семьёй!

Таким образом, совместная деятельность педагога и семьи, будет эффективна тогда, когда будет создана единая система: «Педагоги + родители + ученики = Мы». Роль родителей в воспитании и развитии своего ребёнка огромна. Поэтому педагогический союз учителя и родителей - могучая воспитательная сила. Ещё В.А.Сухомлинский говорил: «Без семьи мы - я имею в виду школу - были бы бессильны». Поэтому духовно-нравственное развитие учащихся в социально-обучающем проекте «Огонёк добра» основано на сотрудничестве с родителями.

Участие в социально-обучающем проекте «Огонёк добра» помогает классному руководителю в реализации основных направлений «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 22.01.2015 № 03-15-6/15-0-1:

  1. гражданского и патриотического воспитания: формирование у детей целостного мировоззрения, уважения к своей семье, обществу, государству, принятым в семье и обществе духовно-нравственным и социокультурным ценностям, к национальному культурному и историческому наследию и стремления к его сохранению и развитию;
  2. духовно-нравственного развития: воспитание у детей чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к отцу, матери, учителям, старшему поколению, сверстникам, другим людям; развитие в детской среде ответственности и выбора, принципов коллективизма и солидарности, духа милосердия и сострадания, привычки заботиться о детях и взрослых, испытывающих жизненные трудности:
  3. приобщения детей к культурному наследию: создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
  4. трудового воспитания и профессионального самоопределения: воспитание у детей уважения к труду, людям труда, трудовым достижениям и подвигам;
  5. экологического воспитания: становление и развитие у ребёнка экологической культуры, бережного отношения к родной земле; формирование у детей экологической картины мира, развитие у них стремления беречь и охранять природу; воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними.

Для духовно-нравственного развития учащихся важно, чтобы дети и их родители вовлекались в участие в социально-обучающем проекте «Огонёк добра».