Приемы и методы обучения иностранному языку на уроках во время дистанционного обучения

Разделы: Иностранные языки, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Классное руководство, Дополнительное образование

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: дистанционное обучение


В настоящее время в современном мире использование современных технических средств обучения стало повсеместным явлением образовательной и информационной культуры, что значительно изменило подход к образованию вообще и обучения иностранных языков в частности. Информационные образовательные технологии в нашей стране получили интенсивное развитие и стали уверенно завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения, поэтому все чаще мы говорим о дистанционном обучении.

Одна из форм организации учебного процесса - обучение английскому языку с использованием технологий дистанционного обучения, – которая направлена на решение задач:

  • предоставить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
  • обеспечить обучающимся возможности выстраивания индивидуальной образовательной траектории;
  • формировать способность к самостоятельной познавательной деятельности обучающихся;
  • использовать ресурсы сети Интернет для оптимизации учебного процесса;
  • вовлекать обучающихся в единое информационно-образовательное пространство .

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и учителя.

Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль усвоения материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.

Дистанционное образование – это способ обучения, характеризующийся рядом особенностей:

  • набором современных технологий, обеспечивающих взаимодействие учителя и ученика;
  • удаленностью обучающихся, обучающих и источников информации;
  • сочетанием и off-line и on-line технологии;
  • преобладанием самостоятельную образовательной деятельности обучающихся.

Понятие «дистанционное образование» отличается от традиционного обучения тем, что предполагает образовательную активность обучающегося: он не просто воспринимает информацию от учителя, но прежде всего, способен к самостоятельной образовательной деятельности и ответственности за ее результаты.

У учащегося поддерживается позитивную мотивация к изучению предмета за счет следующих факторов:

  • интересной и удобной подачи материала, обеспечивающей возможности для успешной самостоятельной образовательной деятельности обучающегося;
  • возможности самостоятельного выбора времени и продолжительности занятия;
  • возможности выбора задания в соответствии со способностями, индивидуальными склонностями и потребностями ученика.

При дистанционном обучении учитель и ученик пространственно разделены друг от друга, но при этом они могут взаимодействовать с помощью особых приемов построения учебного курса, форм контроля, используя электронную почту и Интернет.

Система дистанционного обучения позволяет приобрести необходимые навыки и новые знания с помощью персонального компьютера и выхода в сеть Интернет.

Дистанционное обучение актуально для учащихся, которые, по разным причинам, пропускают большое количество уроков, но при этом самостоятельно осваивают материал программы.

При дистанционном обучении могут возникнуть и сложности:

  • Контроль над обучением детей здесь не такой как в обычной школе. Многое дано на откуп самого ученика и его родителей. В частности, нет гарантии того что ребенок все решает сам, а не кто-то это сделает за него. Нет гарантии того, что ребенок запомнил, к примеру, правило, какой-то факт, а не нашел его через поисковую систему в Интернете или подсмотрел в учебнике.
  • Нет физического взаимодействия учитель – ученик.
  • Нет общения со своими сверстниками (невозможны парные и групповые формы работы)

Все системы дистанционного обучения построены на основных принципах современного интернета, сочетаний веб технологий, видеосвязи, электронной почты. А именно на:

  • использовании сервисов web 2.0 – эффективного инструмента организации взаимодействия,
  • переписке через электронную почту,
  • самостоятельном изучение учебного материала (самостоятельное изучение материала составляет основу дистанционного обучения английскому языку.)

Для дистанционного обучения нужны:

  • Интернет ПК.
  • Специализированный сайт с обучающими курсами.
  • Активная ссылка

Пройдя по соответствующей ссылке, как учитель, который хотел бы организовать индивидуальное дистанционное обучение английскому языку своего ученика, так и школьник получает возможность выполнить ознакомиться с обучающими видео и презентациями по различным темам, посмотреть видеоуроки учителя, выполнить задания на самопроверку, пройти веб-квест, выполнить он-лайн тестирование, выполнить поделку, выучить песню, сыграть в обучающие игры на английском языке, послушать историю, посетить виртуальную экскурсию, найти на проверенном сайте друга по переписке. Все эти возможности представляет страница «Дистанционное обучение (материалы для различных категорий учащихся)» на моем персональном сайте.

В общем, можно отметить, что дистанционное обучение английскому языку:

  • предоставляет возможность получить образование для решения разных жизненных задач и при любом уровне начального образования и подготовки;
  • обеспечивает широкий доступ к образовательным ресурсам; предоставляет возможность проходить обучение, не выходя из дома;
  • предоставляет возможность организации процесса самообучения наиболее эффективным для себя образом и получения всех необходимых средств для самообучения.

Система дистанционного образования должна занять свое место в системе образования, поскольку при грамотной ее организации она может обеспечить качественное образование, соответствующее требованиям современного общества сегодня и ближайшей перспективе.

Дистанционное обучение представляет собой неотъемлемую часть современной образовательной модели, требуя от образовательного учреждения и каждого преподавателя в частности пересмотреть приемы и методы обучения в соответствии с новыми стандартами и технологиями.

Дистанционные образовательные технологии с использованием интернета применяются сегодня как для освоения отдельных курсов повышения квалификации пользователей, так и для получения высшего образования.

Дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины», позволяют повысить мотивацию обучаемых по дисциплине и качественно улучшить результаты обучения.

Список использованной литературы

  1. Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика в виртуальной образовательной среде: Хрестоматия. М.: МГОУ, 2006. – 167 с.
  2. Гусев Д.А. Заметки о пользе дистанционного . http://e-college.ru/elearning/analytics/a0004/
  3. Зайченко Т.П. Основы дистанционного обучения: Теоретико-практический базис: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 167 с.
  4. Колкер Я.М. Практическая методикаобучения иностранному языку : учеб. пособие / Я.М.Колкер, Е.С.Устинова, Т.М.Еналиева. –М. : Академия, 2000. –260 с.2.Мильруд, Р.П.
  5. Методика преподавания английского языка : учеб. Пособие/ Р.П.Мильруд. –М.: Дрофа, 2005. –255 с.3.
  6. Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения /Под ред. Е.С.Полат. — М., "Академия", 2006
  7. Хуторской А.В. Пути развития дистанционного образования в школах России // Всероссийская научная конференция Relarn. Тезисы докладов. - М., 2000.