Внедрение программы "Истоки" и "Воспитание на социокультурном опыте" в образовательную деятельность ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, Портфолио, социокультурные ценности


«Духовные примеры, несомненно
действуют сильнее хороших правил».
Джон Локк (философ, политический деятель)

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ.

1 декабря 2016 года в своем ежегодном послании Федеральному Собранию президент РФ Путин В.В. говорил о нравственности, об образовании и воспитании. Говоря о базовых задачах образования, Владимир Владимирович цитировал академика Лихачева Д.С. - «Необходимо давать знания и воспитывать нравственного человека. Нравственная основа – это главное, что определяет жизнеспособность общества экономическую, государственную, творческую».[4] Дмитрий Сергеевич являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности. Он говорил о нравственных ценностях у всех народов. Он много писал для детей, составил на основе христианского Евангелия нравственные заповеди.

Вот некоторые их них:

1. Люби людей - и ближних и дальних.

2. Учись читать с интересом, с удовольствием и не торопясь; чтение – путь к житейской мудрости, не гнушайся им!

3. Твой дом – земля, твоя семья – человечество, береги их!

В настоящее время, когда начался процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который закрепил приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Это направление связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа [1].

Духовно-нравственное развитие наиболее продуктивно осуществляется в дошкольном детстве, когда ребенок еще всецело открыт, когда информация из окружающего мира для маленького ребенка эмоционально окрашена, а детская память связана с яркими впечатлениями. Данные особенности восприятия мира ребенком-дошкольником способствуют укреплению духовных ценностей, защите культурного, духовного, нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни.

Поэтому, с 2015 года наша дошкольная организация внедрила в свою образовательную деятельность парциальную программу духовно-нравственного воспитания  «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте в образовательной деятельности». Данная программа направлена на приобщение детей и их родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России. Авторами программы являются И.А.Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской академии естественных наук, главный редактор Издательского дома «Истоки» и А.В.Камкин, доктор исторических наук, член-корреспондент Российской академии естественных наук, профессор Вологодского государственного педагогического университета.

Радует, что в работе с детьми  и их родителями мы можем использовать новый вид образовательного инструментария –  книги для развития детей от 3 до 7 лет. В них заложена как основная, так и предварительная работа с детьми и родителями в период подготовки к занятиям по данной программе. Образовательную работу по каждой части книги мы планируем и осуществляем в течение учебного месяца (в совместной и самостоятельной деятельности).

В младшем дошкольном возрасте через книги: «Доброе слово», «Любимое имя», «Колыбельная песня», «Праздничная песня» дети учатся понимать, что есть Добро и Любовь в жизни человека.

Работу по книге «Доброе слово» мы начали с прочтения детям сказки «Теремок». Затем, мы ее проиграли в театральной деятельности, где дети сами принимали в ней участие. Восторг и положительные эмоции ребят длились на протяжении всего дня. Чтение сказки «Теремок» учит детей доброте, взаимопомощи, дружбе и умению помогать друг другу.

Развивающая книга «Любимое имя» способствовала сплочению детей и родителей в творческой деятельности. Совместно нам удалось составить мини - книжку со стихами о детских именах.

По книге «Колыбельная песня», мы проводили с родителями активное занятие, на котором они обменивались своим опытом. Далее, мы познакомили родителей со своими подборками колыбельных песен и рассказали о возможностях применения их. Затем, родители проявили творческий подход к оформлению альбома с текстами колыбельных песен. В совместной деятельности с детьми мы заучивали большое количество колыбельных песен, дети пели их куклам во время сюжетно – ролевых игр.

Работая в тесном сотрудничестве с родителями, мы предложили им начать оформлять портфолио на ребенка. Одной из составляющих  портфолио является страница «Что означает мое имя», в которой родители рассказывали своему чаду о том, почему его так назвали при рождении, в честь кого, что означает его имя, что оно может звучать по-разному и т.д.

В среднем дошкольном возрасте у детей начинает выстраиваться целостный образ Семьи через работу с книгами: «Дружная семья», «В добрый путь», «Добрая забота», «Благодарное слово». Продолжая работу с родителями по оформлению и пополнению портфолио ребенка, мы предложили заполнить страницу «Моя дружная семья». В которой ребенок узнает об устройстве традиционной православной семьи (ну или другой веры), о роли матери, отца, детей в ней. Благодаря этому они выходят на понимание вечных семейных ценностей: уважение, честность, ответственность, традиции, общение, прощение, и самое главное любовь [1]. Мы подобрали и предложили вниманию родителей перечень художественной литературы – сказки, которые учат строить семейные отношения и любить свою семью: «Волк и семеро козлят», «Лисичка со скалочкой», «Снегурочка», «Морозко» и т.д. Активные занятия с детьми по книгам «Благодарное слово» и «Добрая забота» мы проводили на основе сказок: «Под грибом», «Лапоть, соломинка и пузырь», «Петушок и бобовое зернышко», «Зимовье зверей». В процессе работы над темой «Благодарное слово» дети приобретают возможность произносить слова благодарности родным и близким, желая от души выразить имеющиеся у них добрые чувства.

Персонажи русских народных сказок демонстрируют ребенку, с помощью каких личных качеств можно добиться успеха. Мужество, храбрость, незаурядный ум, смекалка, доброта — неизменные характеристики главного положительно героя. (Иван-Царевич из сказки о царевне-лягушке, странствующий солдат из сказки «Каша из топора», стрелец из истории о Жар-Птице, Крошечка-Хаврошечка). Благодаря положительным качествам из любой ситуации он выходит победителем. А злые, жадные и ленивые всегда остаются с носом. Они обычно теряют что-то важное и наказаны по заслугам (Кащей Бессмертный, Чудо-Юдо, жадный король из сказки о Жар-Птице, дочка-лентяйка из сказки «Морозко», Змей Горыныч).

В рамках реализации программы для детей 5-6 лет достигаются основные воспитательные цели: первоначальное прочувствованное  восприятие ценностей внутреннего мира человека (Вера, Надежда, Любовь, Мудрость), развитие способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей, а также формирование правильной самооценки [1].

Для детей старшей группы подготовлены книги для развития: «Верность родной земле», «Радость послушания», «Светлая надежда», «Добрые друзья», «Мудрое слово».

Продолжая работу с родителями и детьми над оформлением и пополнением портфолио ребенка, мы предложили заполнить страницу «Мои добрые друзья». Ребенок вместе с мамой вставляет на страницу фотографии тех детей, с которыми дружит в группе. Затем, мы проводили игру - беседу с детьми «Опиши друга – а мы угадаем». В игре ребенок раскрывает все качества характера друга, объясняет, почему он дружит с этим ребенком, дает свое детское определение – кто такой друг. Таким образом, работая с портфолио, ребенок раскрывает смысл таких слов, как Добро  и Дружба. В отечественной традиции добро – это составная счастья, радости и любви к другим людям.

Через освоение книги для развития «Верность родной земле» детям раскрываются истоки героических подвигов воинов-богатырей. 

Познавая окружающий мир, ребенок, постепенно начинает задумываться над своими поступками, поступками других людей. Он понимает, что только честные люди, храбрые, смелые, сильные духом, способны совершить подвиг. Их называют героями. Образцом таких воинов земли Русской являются богатыри. О них сложены богатырские сказы – былины [1,c.38]. Активные занятия помогли детям узнать о трех богатырях: Илье Муромце, Добрыне Никитиче и об Алеше Поповиче, об их подвигах на земле русской. На занятиях дети узнают, как жили богатыри, как велика была их сила и храбрость. Кроме чтения былин о богатырях, вместе с детьми мы размышляли о смысле следующих пословиц:  «Не родом богатырь славен, а подвигом», «Кто смел, тот и на коня сел», «Не тот пропал, кто в беду попал, а тот пропал, кто духом упал». В былинах рядом с богатырем обязательно есть верный друг – конь. Добрый богатырский конь в бою не отступит, в беде не оставит.

Еще одним моментом работы над книгой «Верность родной земле» было создание фото – коллажа о защитниках нашей Родины, об отцах детей, которые служили в армии. В глазах ребенка папа – герой, богатырь. Он справился с трудностями, постоял за Родину, защитил ее.  

Следующим этапом работы с детьми стала  развивающая книга «Радость послушания». Очень хорошие примеры для детей о послушании раскрываются в русских  народных сказках, которые передавались из поколения в поколение тысячи лет. Сказки были важной частью культуры. Сказка учит слушаться родителей. Ведь сын или дочь, выполняющие поручения батюшки и матушки в сказках, всегда оказывается в более удачной позиции, чем их нерадивые братья и сестры. Сказка важна не только для познания окружающего мира, но и как воспитательный момент. В сказках есть предостережения, поучительная мораль, демонстрация положительного стиля поведения. Например, в «Сказке про сестрицу Аленушку и братца Иванушку»:

1. Слушайся старших.

2. Нельзя пить воду из незнакомых водоемов.

Мамы часто защищают своих детей предупреждением – «не разговаривай с незнакомыми взрослыми», тому же учит ребенка и сказка «Красная шапочка».

Примеров таких можно привести тысячи, ведь каждая сказка несет в себе скрытый поучительный момент. И этот момент важен не только для детей, но и для родителей. Так как сказка – это тонкая нить, связывающая между собой поколения. Не зря существует такое выражение: «Сказка ложь, да в ней намек…».  

Еще одной книгой для развития детей 5-6 лет является книга «Мудрое слово». Она помогает взрослым и детям понять что такое «Мудрость». Очень хорошо о мудрости сказано в пословицах и поговорках: «За добром пойдешь – добро и найдешь», «Добрый человек в добре живет век», «Делай добро и жди добра», «Народная мудрость учит преодолевать трудность» [3]. Самым доступным средством  для духовно – нравственного развития ребенка является сказка, которую во все времена использовали и педагоги, и родители. Например, сказка «Никита Кожемяка» учит народной  мудрости: «Кто за правое дело стоит, то всегда победит». Размышляя вместе с родителями над этой сказкой, ребенок приходит к выводу о том, что в самих пословицах заключена народная мудрость.  

Книга «Мудрое слово» нацеливает детей на то, что самыми мудрыми в их семьях являются «старенькие» бабушки и дедушки (прадеды). Именно они могут  научить чему то, дать мудрый совет [1, c.12].

Дошкольники 6-7 лет знакомятся с истоками отечественных традиций (традиции слова, традиции образа, традиции дела, традиции праздника) через книги для развития:  «Сказочное слово», «Напутственное слово», «Светлый образ», «Мастера и рукодельницы», «Семейные традиции».

Активные занятия с детьми по книге «Напутственное слово» и «Сказочное слово» мы проводили по сказкам: «Царевна – лягушка», «Василиса прекрасная», «Перышко Финиста Ясна-сокола» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Эти сказки помогли детям осознать ценность сказочного слова и слова напутствия, родительского благословения. Великая сила скрыта в напутственном Слове – слове, сказанном перед дальней дорогой. Оно дает силу, помогает пережить разлуку, согревает, спасает. Дети выходят на осознание жизненного пути, выбирают слова напутствия:

- В добрый путь!

- Хорошей дороги!

- Ангела-хранителя!

- Счастливого пути!

- Пусть будет легкой дорога!

- До скорой встречи!  [1,c.13]

Вместе с родителями дети размышляли над смыслом пословиц: «Родительское благословение  на воде не тонет, на огне не горит,  «Доброе слово сказать, что посошок в руку дать».

Эстетическое отношение к миру у детей 6-7 лет становится более осознанным и активным. Они уже в состоянии не только воспринимать красоту, но и в какой-то мере создавать ее. В этом возрасте у детей зарождается интерес к будущей взрослой жизни и выбору профессии. С традициями дела и истоками мастерства детей знакомит книга для развития «Мастера и рукодельницы». После прочтения книги «Каменный цветок», мы подводим детей к самостоятельному выводу – для того, чтобы достичь вершины мастерства – нужно много трудиться. Чтобы стать настоящим мастером, нужно любить свое дело, быть старательным и усердным, много терпеть, и тогда  достигнешь результата.

Продолжая работу с родителями по оформлению и пополнению портфолио, мы предложили заполнить страницу: «Вот, что я умею». Ребенок вместе с мамой вставляет на страничку фото, где он занимается любимым делом: вышивает, рисует, лепит, конструирует и т.д. Этот фото - отчет позволяет ребенку осознать, каким полезным делом он занимается, достиг ли он результата, красиво ли у него получилось, ребенок  видит свой прогресс, получает похвалу и одобрение со стороны взрослых и сверстников.

Книга для развития «Семейные традиции» ценна тем, что дает детям понять, что  такое уклад жизни, какие традиции передаются в семье из поколения в поколение. Размышляя над текстами и выполняя практические задания по этой книге, дети приходят к пониманию ценности и важности сохранения семейных традиций (почитание родителей, гостеприимства и радушия, милосердия).

Далее, в совместной работе детей и родителей, были предложены пословицы для размышления: «Дерево держится корнями, а человек семьей», «Родителей чти – не собьешься с истинного пути».  

Полезными будут традиции семейного чтения перед сном, пения колыбельных, поцелуев при каждой встрече, совместных обедов, прогулок. Они определяют в ребенке понятие стабильности, незыблемости семейных укладов, дарят ощущение сплоченности, делают детей более нежными и ласковыми. Также важно прививать с детства обычай уважать и чтить своих предков, регулярно навещая их по праздникам.

Существуют общие традиции в детском саду: выпускной бал, осенний бал, новогодний праздник, день рождение. А так же,  имеют место быть и свои традиции в каждой возрастной группе: «Утро радостных встреч», «Календарь настроения», «Книжкин день», «Как прошел наш день» и много других.

Таким образом, вся работа с детьми по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» интегрируется в различных видах деятельности: игра, чтение, изобразительная, музыкальная, конструктивная, познавательная, театрализованная, трудовая и физкультурно-оздоровительная деятельности. Активная форма обучения является основной в работе с детьми и с родителями. Например, ресурсный круг – это когда дети и взрослые находятся в кругу, лицом друг другу, учатся слушать друг друга, не перебивать (пение колыбельных, рассказывание потешек). Работа в паре учит детей договариваться, приходить к единому мнению. Работа в микрогруппе (3-5 человек) учит детей равноправию. Такой интегрированный подход позволяет достичь основной цели программы – сформировать ребенка духовно-нравственно, и присоединить его и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России [2].

Одной из особенностей данной программы является тесное сотрудничество с родителями. Они присутствуют на занятиях, совместно с ребенком рисуют, читают, размышляют, выполняют разные творческие задания, в том числе создание детского портфолио. Такое взаимодействие позволяет родителям перенять опыт у других родителей, приобрести новый способ общения с детьми и корректировать собственное поведение. Поэтому, решающая роль в духовно-нравственном развитии ребенка должна отводиться как семье, так и дошкольному учреждению [2].

Литература

1. Кузьмин И.А., Сильвестрова Л.П. Истоковедение//Духовно-нравственное  воспитание дошкольников в контексте истоковедения. Т.11 - Издательский дом «Истоки», 2015.-230с.

2. Кузьмин И.А., Камкин В.А. Программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования//Научно–методический сборник «Истоковедение». Т.5 – М.: Истоки, 2009.

3. Кузьмин И.А. Книги для развития детей дошкольного возраста 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет // Издание второе – М.: Издательский дом «Истоки», 2015.

4. Послание Президента Федеральному Собранию, 2016.