Мастер-класс «Приёмы развития критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения»

Разделы: Начальная школа, Мастер-класс

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: технология критического мышления, критическое мышление, младшие школьники


Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации активной и эффективной деятельности в учебном процессе.

Методические задачи:

  • Познакомиться с технологией развития критического мышления (ТРКМ);
  • Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ;
  • Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности.

Материалы и оборудование, подготовка к занятию: столы и стулья расставлены для работы в группах по 4 человека. На столах лежит: текст.

Инструменты для рисования: плакаты, маркеры, стикеры.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, слайд-фильм занятия, созданный на основе программы PowerPoint.

Ход мастер-класса

Приветствие

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас! Меня зовут Поровицына Елена Сергеевна. Я хочу начать с высказывания великого древнекитайского философа Конфуция

«Я вижу, и я запоминаю.
Я слышу, и я забываю.
Я делаю, и я понимаю.»

и писателя Сти́вена Э́двина Кинга

Эпиграф: Умеющие мыслить умеют задавать вопросы.

- Мастер-класс будет посвящён технологии, которая позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем, технологии развития критического мышления. Я на конкурсе в первый раз и возможно до меня уже представляли работу по данной технологии.

Технология «Критическое мышление через чтение и письмо», американская технология, в России она начала развиваться с 1997 года. Она основана на обобщении мирового опыта и на достижениях российской педагогики и психологии (идеи Л.С.Выгодского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина, Л.В.Занкова).

Работая многие годы в школе, я замечаю, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10 %. Почему? Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять то, что они читают. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90 %.

Мотивацией послужили вопросы:
- Как же научить детей учиться?

- Почему одни дети учатся с желанием, а другие – приходят в школу по обязанности?

- Почему одни слушают внимательно, а другие – думают на уроке о чём-то постороннем?

- Почему одни выполняют задание быстро, а другие с трудом находят ответ на вопрос?

- Почему одни могут обсудить проблему с одноклассниками, работая в группе, а другие – сидят в стороне и не принимают участия в обсуждении.

А тем более, как научить учащихся самостоятельно находить знания?

- Как научить отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом?

Ответ нашла, когда познакомилась с технологией критического мышления , но самое главная причина это - несформированность универсальных учебных действий. Ведь критически мыслящий человек сам задает себе вопросы и пытается найти ответы на них: Что я знаю? Что я узнал нового? Как изменились мои знания? Что я буду с этим делать?

Теория развития критического мышления состоит из трёх этапов.

  • Первый этап работы в технологии называется стадия вызова - «создание мотива к обучению».
  • Второй этап – «осмысление» - содержательная работа , в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная.
  • Третий этап – «рефлексия» - размышления. Необходимо, чтобы ученики сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей.

Чтобы всем хорошо себя чувствовать и плодотворно работать, я предлагаю пожелать здоровья друг другу на разных языках. Я раздам несколько карточек с пожеланиями здоровья, кто получает карточку, приветствует всех, не забывая сказать, на каком языке приветствие.

- На Востоке говорят «Салям алейкум» и складывают руки возле груди, вот так. (показ)

- В Германии девушки говорят «О-ля-ля» и машут правой рукой.

-В Англии говорят «Хелоу» и поднимают над головой собранные в замок руки.

- Во Франции мужчины говорят «Бонжур» и наклоняют голову вниз.

- В Украине «Здоровеньки буллы!»

- На планете Мумба-Юмба раздвигают руки и говорят «Ку».

- Спасибо всем. И если, как говорят учёные, мысль материальна, то наше здоровье должно удесятериться.

- Я не просто так заговорила о материализации мыслей. Мысль, мышление - это ключевое слово в основе технологии, которую я применяю на уроках.

Данную технологию в начальных классах можно использовать на уроках русского языка, литературного чтения, математике, окружающего мира, изобразительного искусства .

На уроках литературного чтения мы используем приёмы технологии развития критического мышления, такие как:

- Чтение с остановками;

- обращение к личному опыту учащихся;

- прогнозирование по названию;

- кластер;

- синквейн;

- использование «толстых» и «тонких» вопросов;

- метод «Светофор»;

- Иинсерт;

- ромашка Блума.

Я хочу на примере работы с художественным произведением рассмотреть часть приёмов технологии развития критического мышления.

Практическая работа по произведению Валентины Осеевой «Печенье»

Цель урока: создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «доброта», «дружба» при работе с художественным произведением.

На этапе закрепления класс делится на три группы.

Первой группе даётся задание – составить кластер о добре.

Кластер, в переводе с английского языка означает гроздь, схема - метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы, графически отображать размышления об изучаемом объекте. Нужно записать слова или предложения по теме и установить связи. Дети очень любят такой приём.

- Что такое добро? Каждый знает.

Может быть, и спрашивать смешно.

Ну а всё же, что обозначает это слово? Значит, что оно.

- Что значит «добро»? Для членов группы приготовлены маркеры и листы с ключевым словом. Составьте кластер «Цветок добра» с этим понятием. Запишите как можно больше определений этому слову и скажите, для чего «добро» нужно людям.

Второй группе я предлагаю поработать с методом «фишбоун». «Фишбоун» - по-другому «рыбная кость», «скелет рыбы». Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Он помогает разбить общую проблемную тему на ряд предположений, гипотез, аргументов и сделать сооветствующий вывод.

В «голове» этого скелета обозначен основной объект исследования. На верхних косточках будут выписываться те или иные причины или части рассматриваемой проблемы, а на нижних – возможные источники, раскрывающие ее суть.

- Тема «добро». На верхней половине напишите, какие добрые поступки вы совершали, а на нижней к чему это привело, следствие и сделайте вывод.

3) Третьей группе я предлагаю почувствовать себя в роли режиссёров и создать диафильм по теме «Наши добрые дела»

Пока третья группа работает со своим заданием, первая группа представляет свой кластер.

- Покажите свою работу.

(ответы: дружба - это доверие, добродетель, любовь, подарок судьбы, взаимопомощь, общение, веселье)

Вывод. - Дружба нужна людям для понимания и взаимопомощи, чтобы не было войны.

- Посмотрите, какой кластер получился у моих детей. (слайд)
- А вот еже одна форма кластера – интерактивный кластер.

(видео с ответами детей: добро – это радость, мама, кусочек счастья, любовь, взаимопомощь, это наша добрая учительница, мы желаем добра всем людям на земле)

2) Вторая группа применяла в своей работе метод «фишбоун». Покажите свою работу.

- Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. Делая людям добро, сам становишься счастливым и в ответ получаешь добро.

- Посмотрите на работу детей на слайде.

- По завершению ее заполнения мы вместе с ребятами загадали желание, чтобы золотая рыбка и в дальнейшем помогала нам решать любые проблемы.

3) Третья группа представляет свою работу «Наши добрые дела»
- А теперь, посмотрите, какой фильм создали мои дети.
(просмотр фильма)

И в заключение хочу сказать, что применение данной технологии позволяет не только оживить урок, сделав его увлекательным и эмоциональным, но и раскрыть потенциальные возможности каждого обучающегося. И результатом моей работы стало, что дети стали более эмоциональными, общительными, внимательными, увеличился словарный запас. Также я хочу пожелать всем успехов в нашей работе. Спасибо за внимание.