Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Разделы: Работа с дошкольниками


Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Общеизвестно воздействие художественной литературы на всестороннее развитие ребёнка. Она открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка. В современном обществе, когда дети  ориентированы на различные гаджеты больше, чем на книгу возрастает необходимость уделить большое внимание к формированию у ребёнка интереса и потребности в чтении.

Самуил Яковлевич Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить и воспитать. Начало читательского опыта, как и многих способностей, лежит в детстве. Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного, «проживать» его. Ребёнок рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет, видит, слышит, обоняет и осязает прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий.

Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве, она оставляет более сильный след, чем прочитанная в зрелом возрасте.

«О, память сердца! Ты сильнее рассудка памяти печальной». Эти слова К. Батюшкова имеют отношение и к вопросам чтения. К сожалению, чуткость к прочитанному не возникает сама по себе. Ведь не секрет: чудо книги существует не для всех. И наша задача открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение.

Читатель в ребёнке начинается раньше, чем он научится читать. Умение составлять слоги и слова – это лишь техника, настоящее чтение – источник духовного обогащения. Ребёнок – слушатель – это уже читатель.

Исходя из особенностей восприятия и понимания произведений литературы у детей старшего дошкольного возраста для решения данной цели, можно выделить следующие направления:

  • Закреплять и развивать устойчивый интерес к книге, воспитывать любовь к художественному слову.
  • Наряду с непосредственным жизненным опытом детей расширять их литературный опыт. Знакомить с жанровыми особенностями некоторых видов литературных произведений (рассказ, басня, сказка, загадка, былина, стихотворение и другие).
  • Развивать и воспитывать воссоздающее воображение.
  • Формировать умение устанавливать многообразные связи в произведении, проникать в авторский замысел.
  • Помочь ребёнку не только осмысливать, поступки персонажей, но и их мысли, чувства; развивать умение видеть скрытые причины поступков.
  • Помочь ребёнку научиться осознавать, его собственное эмоциональное отношение к героям произведений.
  • Обращать внимание детей на язык литературного произведения, авторские приёмы изображения.

Цель нашей работы прививать любовь к художественному слову, уважение к книге, пробудить интерес и сформировать потребность в чтении у ребёнка.

Для достижения этой цели я стараюсь решить следующие задачи:

  • поддерживать  интерес к книге;
  • развивать умение анализировать художественное произведение;
  • поощрять творческие проявления в ролевых играх по сюжетам литературных произведений, в инсценировках, драматизациях;
  • в выразительном чтении стихов, на занятиях по рисованию и в других видах деятельности;
  • познакомить с историей создания книги и работой библиотек;
  • формировать умения, навыки в ходе работы над самодельной книгой, над оформлением книжного уголка.          

Для этого в круг детского чтения включила:

  • произведения устного творчества русского народа и народов мира;
  • классическую детскую литературу (отечественную и зарубежную);
  • современную литературу (русскую и зарубежную).

В нашей группе система работы по формированию интереса и потребности в чтении у детей включает в себя:

  • создание развивающей среды;
  • ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов, былин;
  • самостоятельное рассматривание книг;
  • занятия с детьми;
  • свободное общение воспитателя с детьми на основе художественной литературы;
  • использование художественного слова во время наблюдений в природе, экскурсий, режимных моментов;
  • Литературные вечера, досуги, выставки детских рисунков по прочитанным произведениям;
  • мастерская по ремонту книг;
  • изготовление дидактических игр и пособий;
  • работа с родителями;

В своей работе я использую комплексно-тематическое планирование, что позволяет в течение ограниченного времени раскрыть перед детьми наиболее глубоко определённую тему (например: «Эволюция транспорта», «Наши братья меньшие» и т.д.). Художественное слово помогает наиболее полно подойти к этому вопросу, а также помогает доступнее  и ярче  рассказать детям об обсуждаемой проблеме.

Также на специализированных занятиях: «Знакомство с художественной литературой» помимо познавательных и воспитательных задач, провожу анализ литературных произведений всех жанров, при котором дети учатся различать жанры произведений, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров. Такие занятия позволяют уточнить и систематизировать имеющиеся у детей представления о каком-то конкретном произведении, его своеобразии, жанре, языке, о произведении того или иного писателя, то есть шаг за шагом формировать интерес и любовь к литературе.
 
Произведения, с которыми, намереваюсь познакомить детей, обязательно читаю заранее сама.

Так как эмоциональные переживания детей напрямую связаны с так называемой тональностью произведения, которую  надо дать почувствовать детям. Также стараюсь подобрать книгу с иллюстрациями по теме произведения, или если нет такой возможности – подбираю  иллюстрации по теме произведения. Параллельно вносится портрет автора произведения, рассказываю немного о жизни этого человека и его творчестве.

Художественное слово всегда использую на занятиях по ознакомлению с окружающим, знакомством с природным окружением, изобразительной деятельности.

Но продуктивность занятий во многом зависит от ежедневной работы, связанной с чтением детям и совместным рассматриванием книг.

Так как наша группа углублённо работает над темами: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» и «Вся семья вместе – и душа на месте» широко использую в работе произведения народного творчества. Художественная культура русского фольклора чрезвычайно разнообразна, чрезвычайно разнообразны жанровые формы произведений – былины, сказки, легенды, песни, предания, а также малые формы – частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык их прост, точен, выразителен. Это позволяет использовать фольклор на различных видах занятий, во всех режимных моментах, прогулках, наблюдениях, подвижных играх.

Среди выразительных средств языка занимают фразеологизмы, использование которых придаёт речи особую яркость, лёгкость, меткость и образность. Ознакомление дошкольников с малыми формами фольклора оказывает влияние на развитие понимания роли выразительных средств (сравнений, метафор, эпитетов) в художественном тексте.

Позднее разыгрывая сказки, используя настольный театр, театр би-ба-бо и фланелеграф дети осознанно употребляют в речи фразеологизмы, необычные выражения присущие фольклорным формам. Заученные  народные считалки широко используются детьми при проведении подвижных игр.

В течение учебного года  с детьми проводятся экскурсии в библиотеку, где ребята знакомятся с самим понятием: «библиотека», для чего люди создают библиотеки, как можно ими можно пользоваться. Как правило, такая экскурсия производит на детей большое впечатление, у них возникает неподдельный интерес к групповой библиотеке. Сотрудничество с работниками библиотеки довольно тесное, экскурсии и творческие занятия проходят несколько раз в год, иногда как итоговые мероприятия по тематическому планированию (например: «Покорение космоса»). В настоящее время посещение библиотеки родителей с детьми стало большой редкостью, поэтому посещение библиотеки с показом огромного количества красивых книг произвело на детей ошеломляющее впечатление. Тем более, что книги разрешено было полистать, рассмотреть.

При участии  детей скомплектовала библиотеку в группе, вместе с ними  подобрала книги по нескольким разделам: «В гостях у сказки», «О мальчишках и девчонках», «О Родине», « О природе», «Книжки-игрушки», «Читаем сами». В книжном уголке постоянно «живут» любимые детьми книги, подборка иллюстраций художников к книгам, тематические альбомы, детские энциклопедии. «Приход» каждой новой книжки обыгрывается.

Периодически организуются выставки книг. Тематика выставок самая разнообразная, например, сказки Пушкина;  книги, оформленные известным детям художником, например: В.В. Сутеевым, Е.И. Чарушиным; разные издания одной и той же сказки, иллюстрированные разными художниками; русские народные сказки и др. Также  каждая тема недели отражена в книгах, иллюстрациях, развивающих играх, дети могут в свободное время более подробно рассмотреть материалы представленные на занятиях.

Многие дети в подготовительной подгруппе стремятся научиться читать, а некоторые уже в настоящее время читают. Рассматривая книгу, они хотят получить иную, чем раньше информацию: стараются прочитать название книги и подписи под рисунками; убедившись, что книга имеет оглавление, пробуют выяснить, есть ли в ней то или иное произведение и на какой странице оно начинается. Дети учатся интересоваться книгой как самоценностью (содержание и единый стиль оформления: форзацы, шрифт, орнаменты, рисунки).  В группе созданы условия для обучения детей чтению: кубики Зайцева, папочки с картинками: животных, птиц, рыб, продуктов, овощей, фруктов с подписями для чтения, а также подборка книг из серии «Читаем сами».

Очень интересна такая форма знакомства с литературным произведением как чтение большого по объёму произведения в течение длительного времени (например: недели). Детям, предлагается запомнить на каком сюжете остановились, перед прочтением последующих глав, спрашиваю, о чём они узнали в предыдущий раз. В этот момент именно закладывается уже позиция не только слушателя, а самостоятельного читателя. В старшем дошкольном возрасте ребёнок внимательно слушая произведение может через определённый период времени повторить его содержание. Так слушая сказку «Доктор Айболит» по мотивам Гью Лофтинга, пересказывали его дома родителям как вечернюю сказку. Затем с удовольствием в свободное время нарисовали рисунки, из которых получилась книга иллюстраций.

В группе я организую мастерскую по ремонту книг. Дети сами обращаются, заметив неполадки, помогают подклеить книги. Во время совместного труда вспоминают содержание книг, делятся впечатлениями о поступках героев, переживают, что такая интересная книга оказалась в бедственном положении. Главное прививаем отношение к книге непросто как к предмету, а объекту художественного творчества.

Но работа была бы неполной, если не приобщать к ней родителей. В индивидуальных беседах обращаю внимание родителей, что для всестороннего развития ребёнка, для более тесного общения с ребёнком, доверительных отношений как нельзя лучше подходит совместное вечернее чтение, рассматривание иллюстраций, обсуждение прочитанного. Предлагаю вспомнить свою любимую детскую книгу, рассказать о ней ребёнку, вместе почитать, это будет одним из толчков для дальнейшей мотивации в формировании интереса и потребности в чтении.

Вся работа подробно показана в приложении.

Презентация №1 «Воспитываем читателя» (Приложение 1)