Обучение смысловому чтению на уроках литературы. 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели:

  • формировать навыки смыслового чтения произведений литературы;
  • научить вести диалог с текстом; воспитывать чувства сострадания , милосердия к окружающему миру.

Ход урока

А что есть чтение –
как не разгадывание,
извлечение тайного,
оставшегося за строками,
за пределами слов.
М. Цветаева

После работы с эпиграфом, я продолжаю:

- эти тайны можно раскрыть, но для этого нужно уметь “беседовать” с текстом, вести с ним диалог. Попробуем разобраться, как это делается на примере текста “Воробей” И.С.Тургенева.

1. Актуализация знаний.

Ученики отвечают на теоретические вопросы по смысловому чтению:

- что такое тема текста и его основная мысль;

- что такое полное понимание текста;

- какие виды информации вы знаете;

- что значит “ вести диалог с текстом”

Ответы учащихся.

Полное понимание текста – это вычитывание 3-х видов текстовой информации:

  • фактуальной (о чем в тексте сообщается в ясном виде: описание поступков, состояний, героев и т.п.)
  • подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается между строк .Подтекстовая информация передается с помощью особого порядка слов, интонации, художественных средств. Создать подтекст помогают и “скважины”-пустые места.)
  • концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)

“Вести диалог с текстом” - это умение задавать вопросы к тексту;

- прогнозировать развитие сюжета;

- определять основную идею;

- заглянуть в будущее и представить, что произойдет дальше.

2. Анализ текста (слово учителя)

Прочитайте заголовок и скажите, о чем пойдет речь в этом произведении? Что вы знаете об этом слове? Каково его лексическое значение?( работа со словарем)

Воробей

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и на красться, как бы зачуяв перед собой дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой – и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрит, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака!

И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке...

Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса – и удалился, благоговея.

Да: не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Чтобы перейти к чтению вслух, обратите внимание на структуру текста:

- он разбит на небольшие абзацы

- чтение замедляется, так как между абзацами пауза всегда больше, чем между предложениями.

Какое впечатление создает такая структура?

Впечатление о замедленном течении действия и времени.

Прослушайте текст по аудиозаписи. Итак, чтобы осмыслить, понять любой текст, мы должны найти три вида информации, вести диалог с текстом. Сейчас это попробуем сделать на практике.

3. Групповая работа.

1-я группа находит фактологическую информацию, подчеркивая слова и предложение в тексте.

Вот что нашли учащиеся:
- я возвращался
- собака бежала
- увидал молодого воробья и т.д.

2-я группа ищет подтекстовую информацию.

1. Обратите внимание на словосочетание “камнем упал”

2. Какой образ возникает у вас?

- образ ястреба, сокола

Эти хищные птицы камнем падают на что? (на добычу)

Следовательно, воробей здесь сравнивается с ними по смелости, решительности, стремительности .Какие синонимы к воробью можно подобрать? Найдите в тексте. Какими словами это подкрепляется?

- ринулся, отчаянный, порыв...

Подтекстовую информацию можно увидеть также в словах:

- прыгнул два раза в направлении зубастой пасти.

Здесь что подразумевается ?(угроза) Какими еще словами это подтверждается?

- автор называет воробья не птичкой, а героической птицей.

3-я группа находит концептуальную информацию(основная мысль, это то, что хотелсказать автор, его взгляды на жизнь, рассуждения)

Ученики подчеркнули:

- любовь ... сильнее смерти и страха смерти

- только любовью держится и движется жизнь

Этими словами автор утверждает свое пониманиедвижущей силы мира(любовь к ближнему).

Таким образом, само название текста вобрало в себя значения:

- смелость

- самопожертвование во имя любви.

После нахождения 3-х видов информации находим в тексте чувства и переживания СОБАКИ, ВОРОБЬЯ, АВТОРА

4. Самостоятельная работа .

1-я группа. Какие два чувства борются в собаке?

1) чувство гончей, увидевшей добычу

2) признание силы материнской любви

Как проявляется чувство смущения?

- остановился, попятился, уходит смущенный

А в чем сила птички?

- в любви к детенышу

2-я группа. Какие переживания испытывал воробей?

- камнем упал

- с отчаянным писком

- трепетало от ужаса

Каким словом можно назвать поступок воробья?

На доске записаны слова: самооборона, самоотверженность, самолюбие.

Следовательно, это произведение лирическое, в нем описаны чувства и переживания. Это так называемое стихотворение в прозе. С этим жанром мы познакомимся чуть позже.

3-я группа. Какое душевное состояние было у автора?

- я благоговел

Работа со словарем. “Благоговеть- уважительно относиться, восхищаться”(автор восхищался маленькой птицей)

5. Подводя итог уроку, я задаю вопросы.

1. Как по-другому вы назвали бы это произведение? (маленькая героическая птица)

2. Есть ли в окружающей нас жизни подобные примеры?

3. О чем заставило вас задуматься это произведение?

Учащиеся делают вывод по анализу текста.

6. Домашнее задание. Составить тонкие и толстые вопросы к тексту(по выбору).См.приложение “Учимся задавать вопросы”

Учимся задавать вопросы

После анализа текста сформулируйте три “тонких” и три “толстых” вопроса .Запишите свои вопросы в рабочую тетрадь. Задайте их друг другу.

Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов

“Тонкие” вопросы “Толстые” вопросы:
В эту графу мы записываем вопросы, на которые предполагается однозначный, “фактический” ответ В эту графу мы записываем вопросы, на которые предполагается развернутый, “долгий”, обстоятельный ответ. Толстые вопросы требуют неоднозначных ответов, требуют размышления.
Когда...?
Кто...?
Что..?
Как звать...?
Было ли...?
Может (могли)...?
Будет...?
Согласны ли вы...?
Верно ли...?
Дайте несколько объяснений, почему...
Объясните, почему...?
Почему вы думаете...?
Почему вы считаете...?
В чем различие...?
Предположите, что будет, если...?
Что, если...?