Урок математики по теме "Решение уравнений вида х – а = в" с ИКТ. 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Тип урока: ОНЗ (урок «открытия нового знания»).

Основные цели:

  1. сформировать умение решать уравнения указанного вида на основе правила нахождения части;
  2. актуализировать состав чисел 1-9, умение решать уравнение с неизвестным слагаемым и вычитаемым, умение решать задачи.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.

Цели по ходу урока:

1. Мотивация к учебной деятельности:

Цель:

  1. создать мотивацию к учебной деятельности на уроке путём обращения к внутреннему состоянию каждого;
  2. определить содержательные рамки урока: решение уравнений

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Цель:

  1. актуализировать правило нахождения частей и целого, решение уравнений с неизвестным слагаемым и вычитаемым;
  2. тренировать вычислительные навыки;
  3. тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
  4. мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
  5. организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
  6. организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
  7. организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель: выявить и зафиксировать место и причину затруднения

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

  1. построить проект выхода из затруднения.

5. Реализация построенного проекта.

Цели:

  1. организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
  2. организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);
  3. организовать уточнение общего характера нового знания

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: организовать самопроверку и самооценку учащимися умения решать уравнения с неиз- вестным уменьшаемым.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: организовать повторение составных задач на нахождение целого

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

  1. зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке: решение уравнений с неизвестным уменьшаемым;
  2. зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;
  3. оценить собственную деятельность на уроке.

Ход урока 

Этап урока  Содержание урока  Слайд
1.

Поздороваться с гостями. Пригласить их к нам на урок.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Посмотрите на экран. Что вы видите? (шаги учебной деятельности)

– Почему два шага? (используя старые знания – получаем новые, открываем, сравнивая, анализируя ; получаем новую информацию)

Какое главное умение мы развиваем на уроках математики? (Учимся считать и решать задачи)

1
2.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

– Мы продолжим работу с числами, которые встречаются при записи …. Чего?

 (выражений, примеров, равенств, неравенств, уравнений)

– На доске перемешались математические записи. Давайте распределим их по группам.

– А почему у нас 4 столбика, ведь третий и четвертый столбики – это равенства.

 Можно их объединить? (нет) Почему?

Особое равенство, в нем неизвестное число обозначено - х.

– Чем эти уравнения отличаются? (нахождение ЦЕЛОГО, нахождение ЧАСТИ)

– Повторим, как найти ЦЕЛОЕ? Как найти ЧАСТИ?

– Теперь называя КОМПОНЕНТЫ ДЕЙСТВИЙ?

– Что помогает решить нам уравнения? (эталоны)

Возьмите карточки розового цвета. Соедините уравнения с нужным эталоном, работая в паре.

– У кого не получилось до конца выполнить это задание?

– Почему возникло это затруднение? (нет эталона)

Так какова цель нашего урока?(научиться решать новые уравнения и вывести эталон)

– Тема урока: РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ.

 
3.

3. Выявление места и причины затруднения.

– Чтобы взяться за новое (сделать 2-ой шаг), что нужно предварительно сделать?

(воспользоваться старыми знаниями)

– Посмотрим на 1 уравнение, пользуясь эталоном, найдем значение –х.

 (на доске прикрепляем эталон, который подходит к уравнению х + 1 = 5)

– Какой эталон? Нахождение чего? (части, 1 слагаемого)

– Как найдем корень уравнения? (4)

– К уравнению 9 – х = 4 – какой эталон? Нахождение чего? (части, вычитаемого)

Корень уравнения? (5)

– Уравнение х – 2 = 7. Что нового в нем? (всегда находили ЧАСТИ, здесь нужно найти ЦЕЛОЕ)

– Мы знаем способ решения таких уравнений? (да, нет) Ч + Ч = Ц

– Как называется компонент, который нужно найти? (уменьшаемое)

Теперь попробуем более четко сформулировать тему урока: РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ С НЕИЗВЕСТНЫМ УМЕНЬШАЕМЫМ.

2
4.

4. Построение проекта выхода из затруднний.

– Какова цель вашей дальнейшей деятельности? (научиться решать новые уравнения, найдя способ)

Обратимся к УЧЕБНИКУ. Страница 28 № 1 (а)

Полный разбор.

№ 1 (б) - пробуют сами.

– Что общего в этих двух уравнениях? (нахождение целого)

– Как называется ЦЕЛОЕ? (уменьшаемое)

Можем ли сформулировать, как найти уменьшаемое? (У = В + Р)

– Вышли мы из затруднения? Смогли решить уравнения? (да)

Теперь попробуем вывести эталон, работая в группах.

3
5.

5. Реализация построения проекта

– Возьмите зелёные карточки.Обсудите задание и постарайтесь вывести эталон решения новых уравнений.

– Проверьте (группы) свои эталоны с образцом на экране.

Вывесить на доску – у кого верно.

– В чем ошибка у остальных?

– Следующий этап нашей учебной деятельности? (тренировка, комментирование)

 Физпауза.

4
















5
6.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Учебник: страница 28 № 3 (а)

 С комментированием.

– Сделаем вывод: мы можем решать такие уравнения? (да)

Как в этом убедиться? (с/р)

 
7.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой

– Что поможет быть более уверенным? (эталон)

 Страница 28 № 3 (б).

 Самопроверка по образцу на экране.

– У кого есть ошибки? В чем они?

– Где можно потренироваться? (дома)

– У кого нет ошибок? Вывод.

 

 

 

 

 

 

 

6

8.

8. Включение в систему знаний и повторение.

– На уроке много считали. Предлагаю решить задачу.

На экране: РЕБЯТА ДРУЖНО РАБОТАЛИ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ. КОГДА ОНИ РЕШИЛИ 3 УРАВНЕНИЯ, ТО ОСТАЛОСЬ РЕШИТЬ ЕЩЁ 2. СКОЛЬКО УРАВНЕ-НИЙ ОНИ ДОЛЖНЫ БЫЛИ РЕШИТЬ?

– Возьмите белые листочки, заполните схемы, запишите решение задачи.

– На нахождение чего данная задача? (Целого)

– Ребята, давайте попробуем к этой задаче составить уравнение, используя новый эталон.

 х – 3 = 2

Корень уравнения? (5)

7-9

9.

9. Рефлексия учебной деятельности

– Какова была цель сегодняшнего урока? (открыть новое - два шага уч. деятельности)

– Удалось ли вам поучаствовать в открытии нового способа?

– Оцените свою деятельность на уроке улыбкой смайлика. (дорисовать)

 На экране.

Где вы можете поработать над трудностями?

СПАСИБО ЗА УРОК!

10-11