Образовательная практика безопасности для старших дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Формирование безопасного образа жизни является актуальной проблемой современного общества и требует внимания родителей и педагогов, начиная с ДОУ.

Реализация федеральных государственных требований в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (научные редакторы Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева) и введение образовательной области «Безопасность» предполагает воспитание культуры безопасного поведения у дошкольников и овладение навыками по предупреждению и преодолению потенциально опасных ситуаций, формирование готовности использовать этот опыт в повседневной жизни.

С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего мира, порой становиться небезопасной для него. Формирование навыков безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые порой сами не замечают, как часто они повторяют: «не трогай», «отойди», «нельзя»… Но, прямолинейные требования соблюдать правила становиться для детей малоэффективным.

Поэтому, возникает вопрос, как научить ребенка выполнять неукоснительно правила поведения, от которых зависят их здоровье и безопасность. То есть, поставлена цель сформировать у каждого воспитанника устойчивую модель адекватного поведения в потенциально опасных ситуациях. Целесообразно использовать для этого метод проектной деятельности.

На текущем этапе можно применять стратегию, согласно которой жизнь ребенка насыщается различными видами и формами активности, составляющими основу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения и позволяющими им в дальнейшем успешно войти во взрослую жизнь.

В соответствии с этим определилась основная цель проекта по изучению детьми правил дорожного движения – формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности на дороге.

Для решения этой цели были установлен ряд взаимосвязанных задач:

  1. Знакомство детей с элементами дороги, движением транспорта, работой светофора.
  2. Знакомство детей с правилами дорожного движения, правила движения пешеходов.
  3. Знакомство детей с дорожными знаками. Учить детей понимать, что обозначают дорожные знаки в городе.
  4. Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Для реализации данных задач определены следующие направления работы:

  1. По отношению к детям – разработаны методы и приемы на накопление у детей практических навыков безопасного поведения на дороге. Такие как:
    • целевые прогулки к светофору и пешеходному переходу;
    • изучение иллюстраций, плакатов;
    • беседы «Как мы переходим улицу», «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать», «Правила для пешехода»;
    • обсуждения опасных ситуаций на дорогах города, их обыгрывание;
    • чтение художественной литературы: Н. Сорокин «Пешеход»; С. Михалков «Светофор», «Моя улица»; Я. Пишумов «Постовой», загадки о транспорте и правилах дорожного движения;
    • дидактические игры: «О чем говорят знаки», «Запрещаю-разрешаю», «Собери знаки»;
    • сюжетно-ролевые игры: «На улицах города», «Транспорт», «Помоги мне перейти улицу»;
    • настольно печатные игры «Светофор», «Составь такой же знак»;
    • развлечение «Зеленый огонек»;
    • продуктивная деятельность: плакаты «Внимание, опасность!», «Перекресток на моей улице», «Рисуем дорожные знаки», «Придумаем новые дорожные знаки».
  2. По отношению к педагогам – развитие исследовательской культуры, развитие способности строить взаимоотношения с детьми на деятельностной основе, создание системы занятий, игр и творческих упражнений для работы со старшими дошкольниками. Педагоги принимают участие в круглом столе по обмену опытом «Образовательная практика для дошкольников».
  3. По отношению к родителям – родители становятся активными участниками образовательного процесса, они принимают активное участие в подборе материала, конкурсах, выставках. Принимают участие в консультациях: « Как помочь ребенку стать внимательным», «Организация игровой деятельности детей по изучению ПДД». Приняли участие в конкурсе «Ученик, дорога, улица», создали видеоролик для просмотра. Организовали выставку поделок на тему: «Три сигнала светофора». Являются участниками спектакля «Красный, желтый, зеленый».

Родители стали инициаторами вечера встречи с работниками ГИБДД.

Была разработана модель формирования у детей навыков безопасного поведения на дороге, которая включает 3 блока:

Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования, практического исследования в ходе реализации проекта включает следующие направления:

Основные направления и формы работы с детьми по обучению правилам дорожного движения

Все вышеуказанные мероприятия разработаны с учетом ФГТ, возрастных особенностей воспитанников, технического оснащения ДОУ.

Такой подход к реализации федеральных государственных требований в образовательной области «Безопасность» обеспечил повышение эффективности в сфере приобщения детей к правилам безопасного образа жизни. Решение задач, поставленных в проекте, позволят каждому ребенку достичь успеха, расти счастливой гармоничной личностью, способной успешно войти во взрослую жизнь.