Внеклассное занятие по экологии "Урок чистоты"

Разделы: Внеклассная работа, Экология


Цель занятия: изучение основных  типов  бытового мусора.

Задачи: создать условия для:

  • самостоятельного выполнения проектного задания по изучению основных типов бытового мусора;
  • применения полученных знаний;
  • формирования коммуникативных навыков;
  • развития познавательного интереса;
  • повышения экологической культуры учащихся.

Необходимое оборудование: мультимедийный проектор для демонстрации презентации (Приложение 1); ватман, маркеры, магниты.

План занятия

1. Организационный момент 5 мин.

Ежегодно у нас в стране проводится Всероссийская акция «Дни защиты от экологической опасности». Что такое мусор? (беседа с учащимися).

Что необходимо знать о мусоре (твердых бытовых отходах)? Целеполагание с учащимися.

Следует знать:

  • типы твердых бытовых отходов;
  • вред природе и человеку;
  • способ утилизации;
  • вторичное использование.

2. Демонстрация презентации 5 мин.

Твердые бытовые отходы состоят из различных компонентов, которые не должны смешиваться между собой, а утилизироваться отдельно друг от друга наиболее экономичным и экологически приемлемым способом.   

3. Проектная деятельность по изучению основных типов бытового мусора 45 мин.

1 этап. Запуск проекта. Учащиеся формируют группы по 3-4 человека, настраиваются на работу.

2 этап. Планирование работы. Выбор проектного задания.

Проектное задание 1

Изучите материал о макулатуре. Выполните задание: оформите плакат для жителей с. Частые о вреде сжигания бумаги и призывающий собирать макулатуру для вторичного использования 

Макулатура

Материал: бумага, иногда пропитанная воском и покрытая различными красками.

Ущерб природе: Собственно бумага ущерба не наносит. Целлюлоза, входящая в состав бумаги, - естественный природный материал. Однако краска, которой покрыта бумага, может выделять ядовитые вещества.

Вред человеку: краска может выделять при разложении ядовитые вещества.

Пути разложения: используется в пищу некоторыми микроорганизмами.

Конечный продукт разложения: перегной, тела различных организмов, углекислый газ и вода.

Время разложения: 2-3 года.

Способ вторичного использования (в больших масштабах): переработка на обёрточную бумагу.

Способ вторичного использования (в малых масштабах): компостирование.

Продукты, образующие при обезвреживании: углекислый газ, вода, зола.

Категорически запрещено сжигать бумагу в присутствии пищевых продуктов, так как могут образоваться диоксины.

Проектное задание 2

Изучите материал о пищевых отходах. Выполните задание: составьте памятку для жителей с.Частые о способах обезвреживания пищевых отходов.

Пищевые отходы

Ущерб природе: практически не наносят. Используются для питания различными организмами.

Вред человеку: гниющие пищевые отходы – рассадник микробов. При гниении выделяют дурно пахнущие и ядовитые в больших концентрациях вещества.

Пути разложения: используются в пищу разными микроорганизмами.

Конечный продукт разложения: тела организмов, углекислый газ и вода.

Время разложения: 1-2 недели.

Способ вторичного использования (в любых масштабах): компостирование.

Наименее опасный способ обезвреживания (в малых масштабах): компостирование.

Продукты, образующие при обезвреживании: перегной.

Категорически запрещено бросать в огонь, так как могут образоваться диоксины.

Проектное задание 3

Изучите материал о  тканях. Выполните задание: оформите плакат для жителей с. Частые,  призывающий найти новое применение ненужным вещам.

Изделия из тканей

Ткани бывают синтетические (при нагревании плавятся) и натуральные (при нагревании обугливаются). Всё, написанное ниже относится к натуральным тканям.

Ущерб природе: не наносят. Целлюлоза, входящая в состав бумаги, – естественный природный материал.

Пути разложения: используются в пищу некоторыми организмами.

Конечный продукт разложения: перегной, тела организмов, углекислый газ, вода.

Время разложения: 2-3 года.

Способ вторичного использования (в больших масштабах): переработка на обёрточную бумагу.

Способ вторичного использования (в малых масштабах): компостирование.

Наименее опасный способ обезвреживания (в малых масштабах): сжигание в условиях, обеспечивающих полноту сгорания.

Продукты, образующие при обезвреживании: углекислый газ, вода, зола

Проектное задание 4

Изучите материал о пластмассах. Выполните задание: составьте памятку для жителей с.Частые о вреде сжигания изделий из пластмасс.

Изделия из пластмасс неизвестного состава

Ущерб природе: препятствуют газообмену в почвах и водоёмах. Могут быть проглочены животными, что приводит к гибели. Могут выделять токсичные для многих организмов вещества.

Ущерб человеку: могут выделять при разложении ядовитые вещества.

Пути разложения: очень медленно окисляются кислородом. Очень медленно разрушаются под действием солнечных лучей.

Время разложения: зависит от пластмассы обычно – около 100 лет, может быть больше.

Способы вторичного использования: зависит от пластмассы (как правило -переплавка). Для многих пластмасс способов вторичного использования не существует (из-за трудностей определения конкретной пластмассы).

Наименее опасный способ обезвреживания (в любых масштабах): захоронение.

Продукты, образующиеся при обезвреживании: углекислый газ, вода, азот, аммиак, хлороводород, серная кислота, ядовитые хлорорганические соединения.

Категорически запрещено сжигать указанные материалы, так как при этом могут образоваться огромные количества диоксинов.

Проектное задание 5

Изучите материал об упаковочном материале. Выполните задание: оформите плакат для жителей с. Частые, призывающий  не разбрасывать упаковочный материал.

Упаковка для пищевых продуктов

Материал: бумага и различные виды пластмасс, в том числе хлорсодержащие. Иногда - алюминиевая фольга.

Ущерб природе: могут быть проглочены крупными животными, что вызывает гибель последних.

Пути разложения: медленно окисляется кислородом воздуха. Очень медленно разрушается под действием солнечных лучей. Иногда используется в пищу некоторыми микроорганизмами.

Время разложения: зависит от изделия. Обычно – десятки лет, может быть больше.

Способ вторичного использования (в больших масштабах): как правило -не существует (из-за трудностей разделения на компоненты)

Наименее опасный способ обезвреживания (в любых масштабах): захоронение.

Продукты, образующиеся при обезвреживании: зависят от пластмассы. Обычно углекислый газ, вода, хлороводород, ядовитые хлорорганические вещества.

Категорически запрещено сжигать указанные материалы, так как при этом могут образоваться диоксины.

Проектное задание 6

Изучите материал о консервных банках. Выполните задание: составьте памятку для жителей с.Частые о правильном  обезвреживании консервных банок.

Консервные банки

Материал: оцинкованное или покрытое оловом железо.

Ущерб природе: соединения цинка, олова и железа ядовиты для многих организмов. Острые края банок травмируют животных.

Вред человеку: выделяют при разложении ядовитые вещества.

Пути разложения: очень медленно окисляются кислородом. Очень медленно разрушаются под действием солнечных лучей.

Конечный продукт разложения: углекислый газ, вода и хлороводород.

Время разложения: на земле и в пресной воде – несколько сотен лет, в солёной воде - несколько десятков лет.

Способы вторичного использования (в больших количествах): не существует (из-за технологических трудностей).

Наименее опасный способ обезвреживания (в любых масштабах): вывоз на свалку.

Продукты, образующиеся при обезвреживании: углекислый газ, вода, хлороводород, ядовитые хлорорганические соединения.

Категорически запрещено сжигать указанные материалы, так как при этом образуются огромные количества диоксинов.

3 этап. Знакомство  с источником информации.

4 этап. Структурирование информации. Учащиеся анализируют полученную информацию, предлагают варианты выполнения задания.

5 этап. Оформление результатов работы (памятки, плакаты).

6 этап. Подготовка презентации.

7 этап. Презентация проектного задания. Выступление участников групп.

Домашнее задание 2 мин.: размножить памятки и плакаты и распространить для жителей села.

Рефлексия 3 мин.:

Карточка рефлексивного анализа

Класс:

Фамилия, имя:

Оцените свою работу на занятии:

Оцените работу в группе:

1. Что вам особенно понравилось на занятии?

_________________________________________________________

2. В чем польза этого занятия для вас?

_________________________________________________________

3. С какими трудностями вы столкнулись на занятии?

 

Литература:

  1. Жилин Д.М. Современные проблемы утилизации мусора. – //Химия в школе.- 1998. – с. 4–11
  2. Никольский К.С. Проблема утилизации твердых отходов. – // Химия в школе.- 1999. – с. 10-11
  3. Русских Г.А. Технология проектов обучения. – // Биология в школе. – 2003.- №3 – с. 21 – 31.
  4. Сиденко А.С. Метод проектов. История и практика применения. – // Завуч. – 2003. - №6 – с. 96 – 111.
  5. Хефлинг Г. Тревога в 2000 году. М.: Мысль, 1990