Опыт организации восприятия учебной информации у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках технологии

Разделы: Технология


Целью образовательного учебного стандарта специальной коррекционной школы является создание механизмов раскрытия способностей каждого ученика, воспитания порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. И если ещё десятилетие назад конечной целью трудового обучения во вспомогательной школе являлась подготовка школьников к самостоятельному выполнению несложных технологических операций в условиях промышленного производства, то в наше время для того чтобы выпускники были конкурентоспособными рабочими в условиях современного производства достижения этой цели уже недостаточно. По окончанию обучения выпускники должны обладать способностью усваивать новые знания и приёмы работы, уметь решать задачи, не укладывающиеся в рамки стереотипных решений, использовать приобретённые технико-технологические знания произвольно в различных производственных ситуациях, где знания служат главным регулятором самостоятельной трудовой деятельности. Поэтому такая задача, как формирование технико-технологических знаний у детей с ограниченными возможностями здоровья является особо важной.

Одной из причин по которой учащиеся с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности при усвоении технико-технологических знаний, необходимых им в самостоятельной практической жизни в социуме, является недостаточная организация восприятия на уроке трудового обучения, поэтому целью своей работы я поставила совершенствование организации восприятия учебной информации на уроках трудового обучения.

В своей работе я использую следующие способы повышения качества восприятия учебной информации:

1. Актуализацию опорных знаний.
2. Обеспечение готовности учащихся к усвоению знаний.
3. Эффективное построение объяснения.
4. Применение наглядности.
5. Применение эффективных методических приёмов концентрации внимания на учебной информации.
6. Осуществление группового и дифференцированного способа обучения.
7. Контроль за усвоением знаний.

Новые знания формируются, связываясь с ранее усвоенными. Считаю важным этапом урока, этап актуализации опорных знаний и навыков, так как при отсутствии этих опорных знаний учащиеся не имеют возможности осуществить нужную связь. В результате соответствующая часть сообщения учителя не усваивается или воспринимается не правильно. На этапе актуализации я провожу не только фронтальный срез по типу Что? Где? Когда? но и краткие письменные опросы, тестирование для определения опорных знаний каждого учащегося.

Эффективность усвоения знаний также зависит и от готовности учащихся к этому виду деятельности. Различают длительную готовность и временное состояние готовности. На временное состояние готовности влияет ряд факторов. Это состояние физической среды в мастерской (состав воздуха, посторонний шум), физическое состояние учащихся (утомление предыдущей деятельностью, состояние здоровья), психологические факторы (уровень мотивации, понимание необходимости учения, осознание цели). Для обеспечения готовности учащихся к усвоению знаний на переменах проветриваю мастерскую, провожу объяснение нового материала при отсутствии посторонних шумов, учитываю состояние здоровья учащихся (в классном журнале заполнен «Листок здоровья», который содержит сведенья о состоянии здоровья каждого учащегося), а также учитываю каким уроком стоит проводимый урок по расписанию, на последних уроках даю меньший объём учебной информации и практических заданий. Для повышения уровня мотивации стараюсь вызвать интерес учащихся к содержанию объяснения.

Длительная готовность учащихся к усвоению знаний включает привычку учащихся внимательно слушать учителя, проявлять умственную активность и интерес к содержанию объяснения. Длительная готовность зависит от успешности и систематичности организации временного состояния готовности, то есть от мобилизации учащихся на учение в данный момент на данном уроке.

Центральное место среди условий, повышающих продуктивность речевых сообщений, занимает эффективное построение сообщения учителем нового материала. Объяснение начинаю с сообщения цели теоретической части занятия. Например: «Сегодня я вам расскажу о видах хлопчатобумажных тканей и их свойствах». Вторую часть фразы повторяю в замедленном темпе и демонстрирую соответствующую запись темы на доске. Затем кратко указываю на необходимость усвоения таких знаний для практической работы. После этого перехожу к сообщению содержания урока в форме объяснительной беседы с учащимися, даю развёрнутое объяснение с использованием наглядности, в ходе которого осуществляю контроль понимания путём задавания вопросов учащимся. Следующий этап объяснения – сжатое изложение материала, где в замедленном темпе сообщаю только опорные сведения, которые учащиеся будут должны воспроизвести после практической работы на опросных листах. Такая организация сообщения нового материала обеспечивает запоминание опорных сведений, а необходимость их воспроизведения в конце занятия активизирует запоминание. Опорные знания позволяют учащимся вспомнить связанный с ними дополнительный учебный материал.

К наиболее действенным способам обучения в коррекционной школе относиться применение наглядности. Эффективность использования средств  наглядности объясняется тем, что при чувственном восприятии образы изучаемого материала быстрее формируются и дольше сохраняются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения.

К средствам наглядности относятся реальные предметы, изображения, демонстрируемые трудовые действия. В работе с учащимися я использую демонстрацию объектов труда, изобразительную наглядность (плакаты, чертежи, рисунки на доске, иллюстрации учебников, фотографии, схематические изображения), а также применяю практический показ приёмов работы. Целенаправленное включение средств наглядности в структуру урока позволяет мне активизировать внимание учащихся, существенно улучшать их восприятие, понимание и запоминание учебного материала.

Интенсификация процесса обучения, активизация познавательной деятельности учащихся в огромной мере зависят от того, на сколько эффективно учитель может управлять вниманием учащихся. На своих уроках я применяю следующие эффективные методические приёмы концентрации внимания на учебной информации. Наиболее действенным способом поддержания внимания учащихся при изложении нового материала является переход от одной формы предъявления информации к другой.

Например, устное изложение информации я заменяю на предъявление зрительного ряда, визуальную информацию заменяю на тактильную и т.д. Возможно сочетание различных видов информации. Например, рассказ о свойствах тканей дополняю демонстрацией их сравнительных качеств, от демонстрации перехожу к работе с раздаточным материалом (образцами тканей и т.п). Для управления вниманием на занятиях по технологии использую фактор новизны в содержании материала. Это может быть эффективный рассказ парадоксальный случай, спорное утверждение тематически связанное с учебным материалом. Это привлечёт внимание учащихся к излагаемому материалу. Эффективным способом управления вниманием является и нестандартная форма подачи учебного материала. Для этого ввожу игровые ситуации в учебный процесс, нестандартную форму предъявления информации (например, тематические кроссворды, ребусы и.т.п) А также внимание акцентируется на информации при повышении интенсивности сигнала. Часть излагаемой информации я  тем или иным способом выделяю из общего контекста.

Обычно для этого выбираю самую значимую её часть. Форма выделения информации может быть самой разной: усиления голоса в нужном месте, запись важной составляющей на доске, подчёркивание в готовом тексте, показ наглядного объекта.  Как средство управления вниманием учащихся я использую и  логичность построения учебного материала. Необходимость отслеживать причинно – следственные связи между составляющими материала концентрирует на нём внимание школьников. А также поддерживаю внимание учащихся постановкой проблемного вопроса или выдвижением проблемы перед началом изложения учебного материала, а затем вместе с учащимися делаю попытку её разрешения на занятии. Использую и приём, связанный с предложением учащимся  высказать своё мнение.

Для эффективного усвоения знаний в работе с учащимися осуществляю наряду с групповым дифференцированный способ обучения, уделяя особое внимание группе детей процесс восприятия которых характеризуется значительной узостью и медленностью, по сравнению с их сверстниками обучающимися в коррекционной школе. Для выявления этой группы учащихся  провожу исследование восприятия учащихся. По результатам исследования средний процент учащихся групп 5-6 классов с более узким и медленным восприятием составляет 25%, а в старших классах, в результате проводимой коррекционной работы, уменьшается и  составляет от 0 до 10%. В работе с этой группой учащихся многократно осуществляю показ практических приемов работы, сопровождая его подробным инструктажём; эффективно использую наглядность; при выполнении коррекционных упражнений на развитие восприятия, даю менее сложные задания, чем основной группе учащихся. В результате проводимой работы происходит развитие и коррекция восприятия и учащиеся способны лучше усваивать учебную информацию.

Важным организационным вопросом технологии формирования знаний, без реализации которого обучение не бывает достаточно результативным, является индивидуальный контроль и учёт формирования знаний. Сведения об усвоении знаний учащимися я получаю путём устных опросов при повторении материала, при анализе опросных листов, тестовых заданий, которые систематически даю выполнять учащимся после прохождения программой темы. Применение тестов в учебном процессе позволяет мне определить уровень усвоения учащимися теоретического материала, выявить пробелы в их знаниях. Кроме того, процедура тестирования в некотором роде содержит элемент игры и поэтому влечёт за собой гораздо меньше стрессовых факторов, что положительно сказывается на учащихся коррекционной школы. При тестировании более полно раскрываются индивидуальные особенности познавательной сферы каждого ученика. Важно определить и зафиксировать уровень сформированности конкретного знания я выделяю четыре уровня:

1.  Некоторые сведения усвоены на уровне представлений. На этой основе  ученик может отличить верные сведения от неверных. Воспроизведение изучавшегося материала осуществляется с большой помощью учителя или на  данном этапе обучения невозможно. 

2. Устно удовлетворительно воспроизводит основное содержание. Письменно воспроизводит частично. Характерна неполнота воспроизведения и слабость связи с ранее усвоенными знаниями. Помощь при воспроизведении знаний использует успешно. Самостоятельно применять знания в практической и теоретической деятельности может только в простейших случаях.

3. Устно и письменно  способен воспроизводить учебный материал с минимальной помощью учителя, а также с минимальной помощью учителя использовать его в практической деятельности.

4. Устно воспроизводит содержание правильно и достаточно полно, письменно – только главное. Ученик  способен использовать ранее усвоенную информацию при усвоении новых знаний и произвольно в  различных практических ситуациях. 

Для фиксации состояния знаний составляю таблицы по программным темам. Уровень сформированности знаний каждого ученика в ней отмечаю определённым цветом. Таблицы будут сохраняться до конца обучения. Отметки, выставляемые в журнале, не отражают степень усвоения конкретных знаний. Указанные таблицы позволяют исправить это положение. 

В результате проводимой мной  работы  повысился уровень восприятия, понимания и усвоения учебной информации учащимися. Это стало возможно при использовании мной эффективных способов повышения качества восприятия учебной информации, положительно влияющих на усвоение учащимися технико-технологических знаний, необходимых им в будущей самостоятельной жизни в социуме.