Разрядные слагаемые. Закрепление. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Возраст учащихся: 4 класс

Цель:

  • Закреплять полученные знания по нумерации многозначных чисел.
  • Обобщить знания учащихся по образованию, записи числа, состоящих из единиц 3 и 4 классов.
  • Совершенствование вычислительных навыков.
  • Познакомить и закрепить знания учащихся о первых космонавтах и космических достижениях нашей страны.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по звёздному календарю нашей страны. Мы узнаем много интересного о рождении космонавтики.

- А вы покажите свои знания и умения в решении задач и примеров.

- Ребята, сколько классов по нумерации чисел мы с вами изучили?

- Сегодня мы с вами продолжим работу по чтению и записи чисел этих классов.

III. Устный счёт. (Слайд № 2)

Презентация.

- Как вы думаете, что нужно, чтобы полететь в космос? (Ракета)

- Сейчас вы выберете себе ракету. На доске ракеты с номерами, а у вас карточки с примерами. Вы должны решить пример и найти ракету со своим результатом.

(Дети декламируют)

Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет.

(Как только дети сказали последнее слово, и переворачивают карточки с примерами).

- Итак, вот вы и нашли свою, ракету, на которой вы отправитесь в путешествие. Вначале мы побываем с вами в прошлом. И узнаем, когда люди в первый раз услышали про космос.

- Наденьте “скафандры”, “пристегните ремни”. Мы, отправляемся в полёт. (Звучит отрывок из песни “Трава у дома”).

- Французский писатель Жюль Верн прославился своими техническими пророчествами. В 1865 году он написал книгу о полёте в космос. Его космопроходцы были запущены на Луну из пушки (на самом, деле, это бы их убило). Облетев вокруг Луны, они не смогли сесть на её поверхность и вернуться. (Слайд № 3)

IV. Минутка чистописания.

- Давайте запишем год, о первом упоминании, о полёте в космос 1865.

- Дайте полную характеристику этому числу.

V. Пальчиковая гимнастика.

Упражнения: массаж кончиков пальцев; разминка пальцев с резиновыми мячиками.

- Мы отправляемся дольше.

- Наденьте “скафандры”, “пристегните ремни”. Мы, отправляемся в полёт. (Звучит отрывок из песни “Трава у дома” ).

VI. Работа с многозначными числами. (Слайды № 4, 5)

1) Работа по числовому ряду.

- А вы знаете имя человека, который первым сделал математические расчёты полёта космических ракет. Он также сформулировал идею создания космических околоземных станций, состоящих из нескольких кораблей. Он запустил в небо воздушный шар, создал проект дирижабля. Он создал проект аппарата для подводного плаванья – батискафа.- Расставьте числа в порядке “возрастания”. Объясните числа по таблице нумерации и вы прочитаете имя этого человека.

1961 2461 9574 1962 4501 1963 1969 1965 2940 1900 8004
и в и о к л о к с ц й

- Молодцы!

- Да, это Циолковский К.Э.

2) Запись многозначных чисел.

- А мы отправляемся дальше.

- Вы наверно заметили, что некоторые числа выделены красным цветом. Это неслучайно. Это основные даты из истории нашей космонавтики.

- Что произошло в 1961 году? (Слайды № 6, 7)

- В нашей стране появился свой звёздный календарь. Первая страничка его была открыта 12 апреля 1961 года, когда первый советский человек, бесстрашный космонавт Юрий Гагарин, на космическом корабле “Восток – 1” покинул нашу Землю. Он сделал всего один виток вокруг Земли, но это была замечательная победа. Ещё ни один человек до Юрия Гагарина не мчался на корабле – ракете к звёздам.

- Запишите число, дайте характеристику и представьте его в виде суммы разрядных слагаемых.

А) Юрий Гагарин на космическом корабле “Восток – 1” пролетел сорок одну тысячу километров.

- Запишите число, дайте характеристику и представьте его в виде суммы разрядных слагаемых.

* И вот не прошло и полугода, как в календаре появилась новая страничка. Её написал бесстрашный космонавт Герман Титов. 17 раз на корабле “Восток – 2” он облетел Землю. Титов работал в космосе, пил, ел, делал зарядку.

Б) Герман Титов на космическом корабле “Восток – 2” пролетел семьсот три тысячи сто километров.

- Запишите число, дайте характеристику и представьте его в виде суммы разрядных слагаемых.

* А через год в 1962 году звёздный календарь вырос на две странички. Уже не один, а сразу двое поднялись к звёздам – Андриян Николаев и Павел Попович.

В) Андриян Николаев на космическом корабле “Восток – 3” пролетел два миллиона шестьсот тридцать девять тысяч километров.

- Запишите число, дайте характеристику и представьте его в виде суммы разрядных слагаемых.

Г) Георгий Береговой пролетел на космическом корабле “Союз – 3” пролетел два миллиона шестьсот восемьдесят тысяч километров.

- Запишите число, дайте характеристику и представьте его в виде суммы разрядных слагаемых.

* Первая женщина в космосе! Она летит над земным шаром, и на весь мир звучат далёкие её позывные: “Я – Чайка”. И эта героическая женщина – Валентина Терешкова. А произошло это в 1963 году.

Д) Валентина Терешкова на “Востоке – 6” пролетела один миллион девятьсот семьдесят одна тысяча километров.

- Запишите число, дайте характеристику и представьте его в виде суммы разрядных слагаемых.

- И, вот ещё одна героическая страничка. Её записали в календарь 19 марта 1965 года лётчики-космонавты Павел Беляев и Алексей Леонов. Это была новая смелая разведка – человек впервые покинул корабль и вышел в космос.

- Пройдут года, и звёздный календарь станет толще. И в нём появятся новые странички покорения космоса.

VI. Физминутка.

VII. Работа над задачей. (Слайд № 8)

- А мы с вами отправляемся дальше.

Представим себе, что

“Космическая исследовательская станция “Вояджер” пролетела от Земли до планеты Юпитер 591.300.000км. Сделав снимки Юпитера и его спутников, она продолжила полёт. Пролетев, ещё 3.817.000 км станция достигнула планеты Нептун. Сколько всего километров преодолела станция от Земли до Нептуна?”

- Дайте характеристику результату действий.

VIII. Повторение пройденного. (Слайд № 9)

- Без кого невозможны все эти полёты?

- Это человек выдающийся конструктор ракет.

- Решите примеры, а результаты поставьте в порядке убывания. И вы прочитаете имя этого человека.

( 130 – 112 ) х 12 = Р 60 + 80 х 6 = К
( 129 + 131 ) : 5 = Л 420 – 20 + 40 = О
11 х ( 116 – 112 ) = Ё 25 х 4 – 15 = О
150 х 0 + 70 = В  

Вы узнали? Правильно имя этого человека: Королёв Н.П.

- Молодцы, ребята! Вперёд, к покорению космических далей! Но не забывайте при этом о нашей родной планете. Помните слова Ю.А. Гагарина: “Облетев Землю в корабле – спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и приумножать эту красоту, а не разрушать её!” (Слайд № 9)

IX. Подведение итогов.

- Вот и закончился наш урок. Много интересного мы с вами узнали. С чем познакомились? Чему учились?

Литература.

“Познавательный задачник по математике” (1-4 классы), О.В.Узорова, Е.А. Нефёдова, АСТ-Апрель, Москва, 2004 г.

Интернет ресурсы.

  1. Referat.mirslovarei.com/d/28565;
  2. Оbuk.ru/15085-rasskazhite-detjam-o-kosmose.html;
  3. Feebooks.3dn.ru/load/dom_i_semja/magija_124_ehzoterika/kosmos_;