Урок окружающего мира по теме "Млекопитающие". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тип урока. Урок изучение нового материала на деятельной основе.

Технология: традиционная с элементами развивающего обучения.

Форма проведения. Путешествие в волшебный лес.

Цель. Познакомить детей с многообразием млекопитающих (зверей).

Задачи.

Обучающая:

- учить сравнивать, выделять сходства, существенные различия и признаки групп млекопитающих (зверей).

Развивающая:

- развивать у детей добрые чувства по отношению к зверям, экологическое мышление, память, внимание, умения вести диалог “ученик-ученик”, “учитель-ученик”.

Воспитывающая:

- воспитывать интерес к окружающему миру, чуткое и бережное отношение ко всему живому, любовь к природе и родному краю.

Педагогические технологии:

- личностно-ориентированного обучения;

- объяснительно-иллюстративного обучения;

- педагогического сотрудничества.

Ожидаемые результаты:

- умение детьми сравнивать, выделять сходства, существенные различия и признаки группы млекопитающих (зверей);

- повышение активности на уроках.

Оборудование: презентация, кроссворды на карточках, тестовые задания на карточках, 30 карточек с разными животными, учебник “Окружающий мир” О.Т. Поглазова.

Этапы урока Цель Деятельность учителя и учащихся: Деятельность учащихся:
1 Вводно- мотивационный этап. Психологический настрой учащихся. Создание благоприятной рабочей обстановки. Пусть урок будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки. Улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте улыбкой гостей. Садитесь девочки, а теперь мальчики.

- Сегодня мы на уроке будем работать в паре и группе? (Какие правила необходимо соблюдать, как договариваться, показать знак, что вы уже готовы).

 
  Орг. момент. Включение учащихся в деятельность. - Покажите своей посадкой, что вы готовы работать (глазки смотрят и всё видят, ушки слушают и всё слышат, голова хорошо думает)  
2 Повторение пройденного материала. Развитие логического мышления.

Повторение существенных признаков животных.

Развитие умение анализировать, рассуждать, делать выводы, давать классификацию.

Развивать умение работать в группе.

Сегодня нас к себе в гости пригласил Великий и могучий Волшебный лес. Но попасть в него совсем непросто, нужно выполнить одно задание.

Задание не простое, а в форме теста, вы уже знаете, что в 11 классе ученики нашей школы сдают единый государственный экзамен, который проводится в виде тестов, поэтому готовиться к нему нужно начинать уже в первом классе. Кто мне напомнит, как нужно работать с тестом.

Чтобы быстрее ответить, работать будем парами. (Отмечают).

Дети. Из нескольких вариантов надо выбрать один и отметить его галочкой, звёздочкой или кружочком.

Тест по изученным темам.

I. Животные часть, какой природы?

- Мёртвой.

- Живой.

- Неживой.

II. Как называют животных за которыми никто не ухаживает?

- Некультурные.

- Домашние.

- Дикие.

III. Отметь названия диких животных, которые обитают в твоей местности?

- Павлин.

- Лиса.

- Тигр.

3 Введение в тему.

Актуализация знаний

Активизация познавательного интереса учащихся.

 

Развитие умение детей

Сам-но работать с учебником.

Ваши ответы стали ключом к воротам Волшебного леса (открывает доску, на доске картинки животных, такие же как на с.34 нашего учебника) - сравните животных, которые изображены на картинках. Чем они похожи и чем различаются?

Можно ли объединить их в группу и какой признак будет у этой группы главным?

Учитель. Хорошо, а кто из вас сможет подобрать слова близкие по значению к слову корм?

Учитель. Молодцы. А теперь давайте разгадаем ребус. Какое слово получается?

Молоко+питание+ющие

Учитель. Животные, питающиеся молоком. Итак, тема сегодняшнего урока: Млекопитающие.

Работа в 4-х.

Число ног - 4, тело покрыто шерстью. Кормят детёнышей молоком. Детёныши появляются живые.

Дети. Они кормят детёнышей молоком.

Дети. Еда, пища, питание.

Дети. Млекопитающие.

4 Постановка учебной задачи. Развитие логического мышления. Как Вы думаете, что мы можем узнать о млекопитающих и зачем нам это нужно знать?

Количество шерсти у них может быть различным.

У медведя, например, её много, а у слона - мало. Это зависит от того, в каком месте живёт зверь, и какой образ жизни он ведёт. Многие млекопитающие покрыты волосами разных видов. Посмотрите на рисунок с изображением бобра. У этого зверя под длинными, жёсткими волосами спрятан плотный слой мягких. Когда бобр ныряет в воду, то намокают только наружные волосы.

А у дикобразов особые волосы. Они называются иглами.

- Млекопитающие могут питаться растениями или животными, добывать пищу днём и ночью. Большинство из них ходят на четырёх лапах. Но некоторые могут скакать на двух, как, например, кенгуру. Часть таких животных обитает на земле, часть- на деревьях. Это зависит от того, кто как приспособился строить дома и добывать пищу. Звери могут иметь постоянную окраску или менять её в разные времена года. Каких Вы знаете зверей, меняющих окраску?

Как выглядят заяц и белка зимой? Как - летом? Для чего они меняют свои шубы?

Разнообразие животных.

- Мы с Вами рассмотрели строение тела млекопитающих. Как правило, такое оно у большинства. Но у каждого правила есть исключения.

Строение тела у некоторых млекопитающих может отличаться от других. Это зависит от их образа жизни.

Летучая мышь питается насекомыми. Что нужно, чтобы догнать и поймать насекомых? Летучие мыши - единственные млекопитающие, умеющие летать. Крыльями им служат лапы, между пальцами которых у них натянута кожа.

Кто из Вас знает: где живёт крот? Как он передвигается под землёй? Чем Вы пользуетесь, чтобы копать землю? Вот и у крота ноги превратились в своеобразные лопаты.

Есть млекопитающие, которые всю жизнь проводят в воде. Это дельфины и киты. Их ноги превратились в плавники. Такие же плавники у тюленей, морских львов и моржей, хотя они проводят в воде только часть своей жизни.

Посмотрите на изображение кита. У него нет шерсти, а тело покрыто гладкой кожей. Ученые говорят, что когда-то давным-давно, у китов была шерсть, но она исчезла от долгого пребывания в воде.

- Видите, как много нового и интересного вы узнали.

Мы с Вами теперь знаем основные отличительные признаки млекопитающих- наличие шерсти и кормление детёнышей молоком.

- Крокодил и мышь - кто из них млекопитающее?

Хоть мышка и маленькая, но она -млекопитающее. А крокодил - нет. У него нет шерсти, это мы видим сразу. А чтобы узнать, кормит ли он своих детёнышей молоком, вспомним, как появляются на свет его малыши.

- Детёнышей, появившихся на свет из яиц, молоком не кормят. Вспомните птиц.

Поэтому мы совершенно уверенно можем сказать, что крокодил - не млекопитающее.

К какой группе животных он относится, вы узнаете позднее.

 
  Физминутка Создание условий для психо-
эмоциональной разгрузки учащихся.
Учитель. Давайте повеселим наш волшебный лес и станем на несколько минут мартышками.

Физминутка.

Мы весёлые мартышки,
Мы играем громко слишком,
Мы в ладоши хлопаем
Хлоп-хлоп-хлоп,
Мы ногами топаем
Топ-топ-топ,
Крутим мы хвостами,
Киваем головами,
Уши разведём и побежим кругом!
А потом помашем
Друг другу языком!

- Можно ли отнести мартышку к группе млекопитающих?

Учитель. Спасибо, хорошо повеселились, Волшебный лес остался доволен.

 
5 Практическая работа.   Учитель. Ребята, а группа млекопитающих ещё имеет одно название, но чтобы его узнать нужно открыть с.13 нашей тетради и выполнить №2, 3. Работа в группах.
6 Закрепление изученного.   Учитель. Тропинка волшебного леса ведёт нас дальше, и я слышу уже следующий вопрос мудрого леса. Как вы думаете, ребята, все ли звери могут жить в одинаковых природных условиях? Почему? Например, может ли дельфин жить в лесу?

Учитель. Правильно, каждый зверь живёт там, где поселила его матушка природа: слона - в Африке, Индии, в тёплых краях.

Кенгуру - в Австралии.

- А где живут олени?

Учитель. Ребята, а каких зверей вам приходилось наблюдать в лесу? Почему дикие животные при виде человека убегают?

Дети. Нет

Дети. Олени живут в тундре и в лесу.

Дети. Некоторые люди обижают животных, убивают, разоряют гнёзда, издеваются.

  Физминутка Создание условий для психо-
эмоциональной разгрузки учащихся.
А лисятки, как проснутся
Очень любят потянуться,
И легонечко зевнуть,
Ну и хвостиком вильнуть,
А волчатки спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть,
Ну а мишка косолапый
Широко расставить лапы,
А кому зарядки мало,
Начинаем всё сначала.

- Можно ли лисят, волчат и медвежат отнести к группе млекопитающих животных?

Учитель. Волшебный лес доволен, но просит помочь отгадать животное по его повадкам? (Чтение отрывков в учебнике)

 
7 Итог урока Развитие умения анализировать проделанное на уроке, соотносить цель и результат. Учитель. Проверим, как Вы усвоили материал.

- Что означает слово “млекопитающие”?

- Назовите 3 основных признака зверей.

- Какой признак самый важный?

Каждой группе необходимо назвать млекопитающего на каждую букву слова “молоко”. Если нужно есть подсказка.

1. Пи, пи, пи - она сказала,
Сразу в норку убежала.
Что же это за малышка?
Это маленькая…

2. Живу и в тундре и в лесу,
На голове ношу красу.

3. Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?...

4. Чьи ужимки без труда
Повторяет детвора?
Кто живёт среди лиан?
Стая диких…

5. Мохнатенький, усатенький, молоко пьёт,
Песенки поёт.

6. Он герой одной из сказок
Как увидишь И и А -
Называйся ты ИА.

 
  Рефлексия Осознание учащимися своей учебной деятельности. Если Вам было интересно и понятно о ком мы говорили на уроке, то возьмите зелёный магнит, если есть затруднения - синий, ну а если ничего не было понятно - красный.

Прикрепите фото млекопитающего, обитающего в лесу на картинку.

Спасибо за хорошую работу.

Любите природу, не обижайте животных.

Урок окончен.