Интерактивные информационные технологии для повышения качества преподавания истории и обществознания

Разделы: История и обществознание


“Мы все несем одну большую ношу,
Взбираясь потихоньку в гору с ней.
И если я свой край нелегкий брошу,
То всем немного станет тяжелей.”
П.Сергеев

Отличительной особенностью развития образования в нашей стране является повышенное внимание правительства к проблемам качества и эффективности образования. Целью образовательной деятельности современной школы является гарантированный семье качественный результат обучения: сохранность здоровья ребенка в школе; обеспечение развития познавательной активности в самообразовании; формирование общегражданской культуры и активной жизненной позиции. Несомненно, что использование интерактивных и информационных технологий, помогает создавать условия, позволяющие школьникам реально достичь этих результатов.

Слово “интерактив” образовано от слова “interact” (англ.), где “inter” — взаимный, “act” — действовать. “Интерактивность” означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. При интерактивном обучении диалог строится на линиях “ученик — ученик” (работа в парах), “ученик — группа учащихся” (работа в группах), “ученик - аудитория” или “группа учащихся — аудитория” (презентация работы в группах), “ученик — компьютер” и т.д. При использовании интерактивной технологии учащийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог (ведущий) не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску. Активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.

В своей работе я довольно часто использую такую интерактивную форму проведения урока как “интеллектуальная игра” с применением доски Смарт, где основной принцип состоит в том, что ученики заранее узнают тему и основные “категории” (темы) по которым будет проходить игра, но выбор вопросов и их обсуждение , всё происходит непосредственно на уроке. Эта форма дает возможность расширить изучаемый материал, например в таких темах как “Петр 1 и его эпоха” можно с успехом использовать этнокультурный компонент, то есть материал о пребывание Петра 1 в Казани, что позволяет расширить знания учащихся о родном крае, позволяет показать наиболее привлекательные стороны его истории, что также способствует воспитанию патриотизма и чувства сопричастности у наших учеников. Сейчас с применением доски Смарт возможностей при проведении интерактивных игр ещё больше. Например, проводя внеклассное мероприятие “Казань, как много в этом звуке!”, посвященное истории нашей Казани, в форме игры - “Своя игра”, игровое табло можно вывести на экран, а также отражать на нем правильные ответы и баллы, которые получает команда, ответившая правильно на вопрос. Благодаря таким играм развиваются коммуникативные и интеллектуальные умения и навыки школьников. В прошлом учебном году очень интересно прошла игра , посвященная 65-летию Победы - “Сороковые, роковые”, сочетая интерактивные и информационные технологии такие игры способствуют развитию у учащихся познавательного интереса к изучению истории, воспитывают чувство патриотизма, а также они достаточно зрелищны. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.

Уроки обществознания имеют большую практическую направленность, здесь также широко используются интерактивные технологии, в сочетании с интерактивной доской , развиваются коммуникативные способности учащихся. В 7 классе есть достаточно сложная для семиклассника тема “Подросток и закон”, урок повторения по этой теме я провожу в форме игры, в которой использую возможности интерактивной доски Смарт. Применяю такие функции как, например “водоворот” для определения возможностей подростков до 14 лет (малолетних) и после 14 лет (несовершеннолетних), функцию “сортировка” для выявления прав подростка, а также функцию “тестирование”, которое проходит очень живо и наглядно с мгновенным определением правильного ответа. Такие уроки позволяют ребятам почувствовать себя более свободно, раскованно и уверенно, учат свободно оперировать знаниями, полученными на предыдущих уроках.

В заключении я хочу отметить, что в своей работе я стараюсь использовать как можно чаще интерактивные и информационные методы обучения, так как их высокий потенциал, позволяет учащимся, ведя обсуждение в группах, практиковать и отрабатывать умения и навыки как на уроках так и в реальной жизни. Поскольку интерактивные и информационные технологии задействуют не только сознание ученика, но и его чувства, а также способность к действию, то происходит процесс обучения человека - всего целиком.

Встречаясь со школьниками в рамках урочной и внеурочной деятельности, учитель имеет уникальную возможность, приобщать их к системе ценностей принятой в нашем обществе. Следовательно, использование интерактивных и информационных технологий предоставляет широкие возможности для ценностного самоопределения учащихся, позволяет создать условия для формирования ключевых компетенций, развития их коммуникативных способностей и делают нашего ученика и его знания качественными и конкурентоспособными.

Презентация.

Список использованной литературы.

  1. “Новые педагогические технологии в системе образования” Под редакцией доктора педагогических наук профессора Е.Е.Полат. М.: АСАДЕМА, 2001г.
  2. Е.В. Коротаева . Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. Москва, 2003г.
  3. М.В.Короткова. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М.: 2003г.
  4. В.И. Петрушин Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя - М.: Педагогический поиск, 2001г.
  5. Н.А.Суворова. Интерактивное обучение: новые подходы. Учитель. 2000, №1
  6. Г.К. Селевко. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005 г.