Обобщающий урок-игра "Грибы – чудо природы"

Разделы: Биология, Внеклассная работа


Тип урока: обобщающий.

Форма проведения: УРОК-ИГРА.

Цель урока: обобщить знания обучающихся о царстве Грибы.

Задачи:

  • систематизировать и проверить знания обучающихся о грибах;
  • развивать логическое мышление, познавательную активность, умения самостоятельно искать и отбирать учебный материал на заданную тему;
  • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к грибным ресурсам.

Оборудование:

  • четыре игровых стола с цветными табличками – весь класс принимает участие в игре, равномерно поделённый на четыре команд – групповая форма работы;
  • проектор;
  • презентация «Грибы – чудо природы» в программе Microsoft Office PowerPoint 2007;
  • выставка книг о грибах;
  • наглядное оформление – плакат «Грибы – чудо природы», иллюстрации «Грибы», муляжи грибов;
  • раздаточные игровые материалы (4 фланелеграфа, карточки, ребусы, головоломки).

Использованные педагогические технологии – игровая,

групповая

проектная

Предварительная подготовка к обобщающему уроку – на первом уроке изучения темы «Грибы» учащиеся получили задание – подготовить презентацию об одном из грибов Красной книги, найти загадки, пословицы, поговорки, народные приметы о грибах, литературные и музыкальные произведения о грибах, один ученик получил индивидуальное задание – исследовать по научным источникам виды мухоморов.

Ход игры

I. Организационное начало.

При входе в класс учащиеся из корзинки вытаскивают сложенные листочки (цветной стороной внутрь – приготовлено четыре цвета), разворачивают и определяют игровой стол, рассаживаются в соответственно цвету в 4 команды.

Слайд 1.

II. Актуализация опорных знаний.

– В течение трёх уроков мы с вами изучали особенности строения представителей удивительного царства органического мира, говорили о практическом значении их в природе и жизни человека. Сегодня мы подведём итог – что и сколько знаем мы о грибах, будем весь урок играть, определим лидеров и знатоков, постараемся ответить на вопрос «Почему «Грибы – чудо природы???».

Слайд 2.

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова

«Весь огромный мир вокруг нас полон неизведанных тайн. Их надо открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире».

Слайд 3.

III. Объяснение правил игры.

– Мы одна команда! Уважай мнение каждого игрока команды.

– Слушай внимательно задание – в вопросе может быть подсказка.

– Если выигрываете – не зазнавайтесь, если проиграли – не отчаивайтесь, в следующем туре обязательно выиграете.

– Главное в игре «Что и сколько знаем мы», «Если не знаем, то узнаем», «Учиться всегда пригодится».

– Ну, что же! Вперёд за знаниями к победе!

Представление жюри – одиннадцатиклассники – три человека, кто будет сдавать ЕГЭ

  1. ______________________
  2. ______________________
  3. ______________________

Члены жюри будут тоже совершенствовать свои знания о грибах

– Каждый правильный ответ жюри будет оценивать по одному баллу, кто наберёт больше всех баллов – станет знатоком грибов. (Протокол ЖЮРИ см. в Приложении 1)

Грибы всегда привлекали внимание человека. Их использовали древние шаманы в ритуальных обрядах, человек научился их использовать в пищу, получать из них биологически активные вещества и лекарства. Перед вами библиотечка книг о грибах. Три книги из классной библиотечки, остальные из школьной библиотеки, пополнить свои знания о грибах вы сможете в данных справочниках и в произведениях художественной литературы. Помните «Кто много читает, тот много знает»

IV. Представление команд.

– Мы разделились по жребию на 4 команды.

– Определите в команде капитана, придумайте название (30 секунд).

– Давайте знакомиться.

(команды по очереди представляют своё название и капитана)

Слайд 4.

V. Разминка. Первый конкурс «Цепочка».

– По очереди команды называют грибы. Какая команда назовёт последней, та и заработает 1 балл.

Слайд 5.

VI. Второй конкурс «Блиц-опрос».

  1. Как называется наука, изучающая грибы? (микология)
  2. Почему грибы выделяют в самостоятельное царство? (совмещают признаки растений и животных)
  3. В чём сходство у грибов с растениями? (клеточная стенка, неподвижность, неограниченный рост, всасывание питательных в-в всей поверхностью тела)
  4. Что общего между креветкой и грибом? (у грибов в клеточной стенке обнаружен углевод хитин как и в наружных скелете креветки)
  5. Какие ещё признаки животных имеют грибы? (отсутствие хлоропластов – гетеротрофное питание, запасной углевод – гликоген, а у растений – крахмал, продукт обмена мочевина)
  6. Из чего состоит тело гриба? (из множества переплетённых нитей – ГИФ)
  7. Вся масса нитей представляет собой вегетативное тело гриба, называемое… (грибница, мицелий)
  8. Способ питания грибов? (гетеротрофы – сапротрофы, паразиты, симбионты)
  9. Как называется симбиоз гриба и корней растения? (микориза)
  10. Для чего предназначено плодовое тело гриба? (для размножения)
  11. Как размножаются грибы? (бесполым и половым способами, бесполое – спорами, вегетативно, почкование)
  12. Какие грибы использует человек в хлебопекарной промышленности? (дрожжи)
  13. Как размножаются дрожжи? (почкованием)
  14. Какие грибы приносят вред деревьям? (трутовики)
  15. Из какого гриба получают лимонную кислоту? (аспергилл)
  16. Из какого гриба получают лекарства? (пеницилл)
  17. Какой паразитический гриб поражает картофель и томаты? (фитофтора)
  18. Какие грибы паразитируют на злаках? (головня, спорынья)
  19. Какие грибы выращивает человек в промышленных масштабах? (шампиньоны, вешенки)
  20. Какие грибы ищут с помощью обученных собак и свиней? (трюфель)

Слайд 6.

Фотографии вешенки – грибы подвешены, так и называются, шампиньоны, трюфели – это самый дорогой гриб в мире)

VII. Третий конкурс «Конкурс капитанов».

Каждый капитан получает конверт. Надо собрать разрезную картинку и разложить её на фланелегафе. Определить что за гриб, сообщить о нём интересную информацию, если, конечно, знаете.

(в конвертах разрезные картинки «Пазл» – грибы из Красной книг см.в Приложении 2)

Слайд 7

VIII. Четвёртый конкурс «Узнай по портрету» – Фотопортрет.

Назовите грибы на доске

1. Белый, подберёзовик, подосиновик, маслёнок

Дополнительный вопрос: Что общего у данных грибов?

(условно-съедобные, трубчатые)

Слайд 8

2. Опята, сыроежка, лисичка, волнушка

Дополнительный вопрос: Что общего у данных грибов?

(условно-съедобные, пластинчатые)

Слайд 9

3. Бледная поганка, сатанинский гриб, ложные опята, мухоморы

Дополнительный вопрос: Что общего у данных грибов?

(несъедобные, пластинчатые)

Слайд 10

IX. Проверка выполнения заданий третьего конкурса капитанов «Составь картинку» и угадай гриб из Красной книги».

– Перед началом изучения темы вы получили задание познакомиться самостоятельно с грибами, которые занесены в Красную книгу, создать презентацию об одном из интересных грибов, представить краткую информацию о грибах. Если не называет капитан гриб, может помочь команда. Если команда не отвечает, то может ответить другая команда, заработав дополнительный балл.

Решеточник красный

Слайд 11

Паутинник фиолетовый

Слайд 12

Сетконоска – Дама с вуалью (Диктиофора сдвоенная) – издаёт неприятный запах

Слайд 13

Весёлка обыкновенная

Слайд 14

X. Пятый конкурс «Ребусы».

(см. в Приложении 3)

Поверка ребусов – переключение по щелчку

ребусы.jpg  
лисичка

ребусы.jpg
подберёзовик

ребусы.jpg
подосиновик

ребусы.jpg 
мухомор

Слайд 15

XI. Это интересно! Дополнительная познавательная информация.

Удивительные красавцы – мухоморы – исследовательская работа Шилова Артёма – выступление учащегося

Виды мухоморов – красный, белый, вонючий, пантерный,

Слайд 16

Виды мухоморов – порфировый, поганковидный, толстый, серо-зелёный, пурпуровый

Это интересно! Национальная легенда.

«Чукчи и многие камчатские народы считают, что мухоморы – это особое племя, мухоморные девушки уводят в тундру охотников и соблазняют их (в русском фольклоре – это русалки)» (Доманова Н.М., Мартынов А.С., Симонов Е.А. «Пособие для детей и министров. Общеевропейская Стратегия Сохранения Биоразнообразия. Взгляд с востока», М, 1998)

Слайд 17

XII. Шестой конкурс. Найди лишний гриб.

(см. в Приложении 4)

Работа по карточкам, команды выполняют задание по карточкам, затем отдают в жюри, по слайду проверяют – переключение идёт по щелчку.

В каждой строчке написаны по четыре гриба – один лишний – 4 минуты.

Надо определить, какой гриб лишний и почему.

Проверка после сдачи листов ответов.

(по щелчку появляется каждая группа

1 подберёзовик сыроежка белый подосиновик
2 сыроежка вешенка волнушка свинушка
3 лисичка мукор белый подосиновик
4 аспергилл маслёнок мукор пеницилл

Сыроежка – пластинчатый гриб, все остальные трубчатые.

Вешенка – выращивают в теплицах, все остальные растут в лесу

Мукор – одноклеточный гриб, все остальные – многоклеточные

Маслёнок – съедобный, другие – плесневые грибы

Слайд 18

XIII. Седьмой конкурс – домашнее задание «Грибные загадки».

Домашнее задание было найти загадки, пословицы, поговорки.

Каждая команда загадывает по одной загадке команде соперников, если отгадали, получают балл.

Слайд 19

XIV. Восьмой конкурс «Головоломка».

(см. в Приложении 5)

На уроке мы говорили о разных грибах, заполните головоломку названия грибов, оканчивающиеся на букву К. (см в приложении)

Проверка головоломки

Головоломка Грибы.jpg

(рыжик, опёнок, сморчок=боровик, трутовик=маслёнок, дождевик, подосиновик, подберёзовик)

А как правильно собирать грибы? (плодовое тело шляпочного гриба лучше всего срезать ножом)

– С чем лучше пойти в лес: с сумкой, пакетом или корзинкой? (корзинкой)

XV. Подведение итогов жюри. Награждение команд, вручение Грамот.

(см. в Приложении 6)

Итог игры. Систематизация знаний.

– Каково значение грибов в природе и жизни человека?

(санитары – разрушители органического вещества – их называют редуцентами в круговороте веществ;

патогенные – вызывают различные болезни;

звено в цепи питания;

источник белковой пищи;

получают лекарства, витамины, лимонную кислоту)

– Можно ли назвать грибы чудом природы? Почему?

(сочетают признаки и растений и животных, разнообразны по внешнему облику. Помните «кто много читает, тот много знает», природа хранит много тайн, открывайте загадочные и удивительные тайны природы.

Слайд 20.

Дополнительный материал (по времени)

Грибы в сказках (Сутеев «Под грибом», А.Толстой «Живые грибы», «Как грибы с горохом воевали»

Слайд 21.

Грибные приметы

  • Полетел пух с осины (слетают зрелые семена) — иди за подосиновиками.
  • Зацвела сосна — зернистый маслёнок появился.
  • Овёс набрал восковую спелость и зажелтели первые листья берез — собирайся брать опёнки.
  • Зацветает ольха и берёза — появляются сморчки и строчки.
  • Сыплет снегом черёмуха — появляются первые подберёзовики.
  • Жнут рожь — начинается второй урожай подберёзовиков.

Слайд 22.

Пословицы и поговорки о грибах, объясните их значение.

  • Ягоды любят день, грибы — ночь и тень.
  • Весна красна цветами, а осень — грибами.
  • Где дубы, там и грибы.
  • Тихий дождь без ветра — к грибам.
  • Вечером дожди — утром грибов жди.
  • Любят грибы за нос водить.
  • Когда сыро, тогда и грибов много.
  • Раньше лисичек грибы не растут.

Спасибо за игру!