Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Права ребенка"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (451 кБ)


Актуальность

С раннего детства в детях необходимо воспитывать чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим. Все это является основной целью правового воспитания дошкольников.

Во время образовательной деятельности по правовому воспитанию дети способны на доступном уровне приобретать навыки того, как выражать себя, как общаться с другими детьми и взрослыми, заботиться о других людях.

Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных ситуаций:

  • Многие родители испытывают серьезные трудности в воспитании детей, отсюда – случаи нарушения прав детей (жестокое обращение с детьми, унижение их достоинства, оставление ребенка одного на несколько часов и др.).
  • Педагоги не всегда проявляют навыки правового поведения по отношению к воспитанникам: называют по фамилиям, отдают чужим людям или несовершеннолетним, не дают возможности высказать ребенку свое мнение.
  • Дети дошкольного возраста проявляют хорошие знания о правилах взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, а в жизни зачастую ведут себя по отношению к окружающим эгоистично, иногда даже грубо, то есть не владеют деятельностной компетентностью в области соблюдения прав окружающих.

Календарь правовых дат:

  • XXI век – Век ребенка
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 4 июня – Международный день детей – жертв агрессии
  • 20 ноября – Международный день прав ребенка
  • 10 декабря – День прав человека
  • 12 декабря – День Конституции Российской Федерации

Срок реализации: 1–9 декабря.

Участники: дети 5-6 лет и семьи воспитанников, педагоги, родители.

Цель: воспитание самоуважения и уважения к достоинству и личным правам другого человека.

Задачи:

  • Воспитывать уважительное отношение к сверстникам, заботливое отношение к малышам.
  • Развивать умение классифицировать поступки по принципу «разрешено – запрещено».
  • Формировать представление об основных правах ребенка с помощью сказочных персонажей.

Содержание

Основные права детей:

  • Право на жизнь и здоровое развитие
  • Право на имя
  • Право на воспитание в семье, на неприкосновенность жилища
  • Право на отдых и игры
  • Право на заботу со стороны взрослых
  • Право на защиту от физического и психического насилия
  • ВСЕ ДЕТИ ИМЕЮТ ОДИНАКОВЫЕ ПРАВА

Сказки:

Народные: русские – «Гуси-ебеди», «Заюшкина избушка», «Семеро козлят», «Кот, лиса и петух»; английская – «Три поросенка».

Авторские: Г.-Х. Андерсен «Гадкий утенок», Ш. Перро «Золушка», А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».

Проект основан на интеграции образовательных областей:

Образовательная область Интеграция с образовательными областями
Социализация Познание
Чтение художественной литературы
Художественное творчество
Безопасность
Музыка

Образовательная деятельность осуществляется с учетом комплексно – тематического принципа по основным линиям работы: в ходе непосредственно образовательной деятельности (Приложение 1), совместной деятельности педагога с детьми во время режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во время взаимодействия с семьями воспитанников (Приложение 2).

Предполагаемый результат

Интегративные качества  Предполагаемый результат 
«Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» Проявляет интерес к участию в подвижных играх со сверстниками и младшими детьми.
Соблюдает элементарные правила этикета во время еды. Умывается тщательно, следит за чистотой полотенца.
«Любознательный, активный» Проявляет интерес к конструированию здания детского сада, рисованию сюжетов по правам человека, к играм – драматизациям по сказкам, в которых нарушаются права персонажей.
Активно, с желанием выполняет поручения взрослого, оказывает помощь малышам при сборе и возвращении с прогулок.
«Эмоционально отзывчивый» Эмоционально тонко чувствует переживания близких, детей, персонажей сказок и мультфильмов.
«Овладевший средствами общенияи способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» Проявляет умение поддерживать беседу, высказывая свою точку зрения, не перебивая окружающих; спокойно выражать словами свое несогласие с ответом товарища.
«Способный управлять своим поведениеми планировать свои действия на основе первичных ценностныхпредставлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения» Проявляет умение договариваться о выборе на роль в играх – драматизациях и подвижных играх.
Понимает значимость труда взрослых, которые заботятся о детях в детском саду и дома, ценит результаты их труда.
«Способный решать интеллектуальныеи личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту» Способен сконструировать здание детского сада по собственному замыслу.
Проявляет умение рассуждать и давать адекватные причинные объяснения при анализе поступков героев сказок и последствий этих поступков.
Объясняет, какие права нарушены в той или иной сказке или мультфильме.
«Имеющий первичные представленияо себе, семье, обществе, государстве, мире и природе» Знает и называет свои имя и фамилию, имена и отчества членов семья и сотрудников детского сада.
Имеет представление о том, какое значение труд и забота тех, кто работает в детском саду, родителей, бабушек и дедушек имеет для защиты прав детей.
«Овладевший универсальнымипредпосылками учебной деятельности» Имеет навыки организованного поведения дома, на улице и в детском саду.
Помнит поручения взрослого, выполняет его последовательно и аккуратно, ответственно относится к дежурству.
Проявляет стремление радовать взрослых хорошими поступками.
«Овладевший необходимыми умениями и навыками»
Образовательные области Владеет элементарными навыками культуры поведения во время еды, умение соблюдать правила гигиены в обществе (отворачиваться и прикрывать рот платком при чихании).
Понимает значимость для здоровья человека регулярного сна.
 «Здоровье» 
Физическая культура Участвует в коллективных подвижных играх, проводит подвижные игры с малышами.
«Социализация» Договаривается с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре, подчиняется правилам игры.
Проявляет понимание соей позиции в обществе (Я – ребенок, который может оказывать помощь малышам и взрослым дома и в детском саду).
«Труд» Выполняет обязанности дежурного.
Помогает бабушке и дедушке (накрыть на стол, убрать со стола и т.п.).
Оказывает помощь малышам при сборе и возвращении с прогулки.
«Безопасность» Соблюдает элементарные правила безопасного для себя и окружающих поведения в детском саду: ходит и бегает, на наталкиваясь на окружающих, разговаривает спокойно, вполголоса.
«Познание»
Конструктивная деятельность Планирует этапы постройки здания и помещений детского сада. Умеет работать коллективно.
Формирование элементарных математических представлений Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными при счете козлят, отвечая на вопросы «Сколько?», «Который по счет ?». Выражает местонахождение других детей («козлят») по отношению к себе. Сравнивает на глаз два «рва» по ширине.
Формирование целостной картины мира Называет основные права детей:
- право на имя и здоровое развитие
- право на отдых и игры
- право на неприкосновенность жилища
- право на заботу со стороны взрослых.
Знает имена и профессии людей, которые работают в детском саду, близких людей.
«Коммуникация» Умеет слушать мнение окружающих, не перебивать окружающих при разговоре.
При анализе поступков героев сказок может использовать разные прилагательные (злой, жестокий, заботливый, беззащитный).
«Чтение художественной литературы» Называет сказки, в которых нарушаются права персонажей.
 «Художественное творчество»
Рисование Создает сюжетные изображения, передавая движения человека.
Лепка Участвует в создании сюжетной композиции «Сказочные нарушители и помощники », совместно с 2–3 сверстниками предавая позы сказочных персонажей, соблюдая пропорции.
«Музыка» Участвует в театрализованном развлечении по сказочным сюжетам, средствами танца и песни эмоционально выразительно передает настроение персонажей.

Самым важным результатом правового воспитания дошкольников является активная жизненная позиция, умение ребенка постоять за себя, помогать пожилым людям и малышам и уважительно относиться к окружающим, независимо от национальных различий или физических особенностей людей.

Литература:

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.
  2. Права ребенка: Нормативные документы. – М.: Сфера, 2007.
  3. Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий / авт. – сост. Е.А. Позднякова. – Волгоград, 2008.
  4. Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями: семинары – практикумы, занятия, игры / авт. – сост. Т.А. Харитончик. – Волгоград: Учитель, 2011.
  5. Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы. Разработка занятий. / Сост. Р.А. Жукова. – Волгоград: ИТЛ «Корифей». – 2008.