Формирование активной познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка коммуникативно-деятельностным подходом

Разделы: Начальная школа


Обновление содержания начального образования осуществляется путем совершенствования качества современного урока, повышения его эффективности за счет внедрения новых педагогических технологий, всестороннего развития личности ребенка.

Отсюда вытекает и тема моего опыта: «Формирование активной познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка через коммуникативно-деятельностную направленность в обучении» (учебник М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка», учебно-методический комплекс «Гармония»).

Цель моей педагогической деятельности: сформировать активную познавательную позицию младших школьников.

Педагогическая идея: активная познавательная позиция ученика в процессе усвоения основана на стойком интересе и любознательности. Средством или фактором, влияющим на формирование субъективной позиции в процессе познания, может выступить коммуникативно-деятельностный подход в получении знаний и опыта.

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ.

Предпосылкой возникновения опыта являются сложившиеся противоречия: с одной стороны – традиционные методы и формы обучения, ориентированные на авторитарность учителя в процессе усвоения знаний и опыта, а с другой стороны – ориентация нового содержания образования на развитие познавательной деятельности, потенциальных возможностей младших школьников.

Ориентация современной общеобразовательной школы на гуманизацию образования и разностороннее развитие личности предполагает гармоничное сочетание учебной деятельности (формирование знаний, умений, навыков) и развитие познавательных и созидательных возможностей. (Концепция модернизации образования на период до 2010 года).

Именно на тезисе активности детей, принятия ученика как целостной личности основаны современные идеи гуманизации и гуманитаризации образования, его дифференциации и интеграции, преемственности и непрерывности.

Для достижения данной цели решались следующие задачи:

  1. Выявление и изучение данной проблемы в курсе начальной школы.
  2. Подбор и изучение методической литературы, анализирующей данную проблему.
  3. Выработка условий для активизации познавательной позиции школьника.
  4. Разработка мониторинга результативности по данной проблеме.

АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА.

Актуальность опыта вытекает из основных целей начального образования как самоцельного самостоятельного и обязательного звена в системе общего образования, которое предполагает:

  • развитие личности школьника, его творческих способностей, формирование желания и умения учиться;
  • воспитание нравственных и этических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Время выдвигает свои условия и требует перемен. Сегодня мя хотим, чтобы уже в начальных классах ребенок не заучивал готовые истины, а учился (на своем уровне) наблюдать, анализировать, делать выводы. Это важно не только для успешного обучения, но и в целом для развития младшего школьника, для формирования его личности.

Этим целям отвечает развивающий учебно-методический комплект «Гармония», в который входит учебник русского языка автора М.С. Соловейчик.

Основные задачи учебника русского языка авт. М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка», который предполагает активную познавательную позицию ученика:

а) создание методических условий для осознания ребенком себя как языковой личности и на этой основе формирование у него уважения к языку и к себе как его носителю;
б) нацеленность учебной работы на становление всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения (коммуникативная направленность);
в) обеспечение базы для повышения грамотности за счет системного развития орфографической зоркости ученика, его орфографического самоконтроля;
г) развитие лингвистического мышления, языковой интуиции, интереса к родному языку;
д) деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им.

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ.

Развитие активной познавательной позиции младшего школьника как необходимого условия формирования умения учиться основано на стойком интересе и любознательности.

Средством или фактором влияющим на формирование субъективной позиции в процессе познания может выступить коммуникативно-деятельностный подход в «добыче знаний».

Для решения поставленных задач была проанализирована и обобщена следующая литература:

  • «Общие педагогические проблемы дидактики». Ю.К. Бабанский
  • «Концепция модернизации образования»
  • «Проблемы познавательной деятельности и познавательного интереса» Г.А. Щукина, И.Я. Лернер.
  • «Дидактические основы модернизации современного учебного занятия» Г.А. Русских.
  • «Возможности проблемного обучения» И.Я. Лернер.
  • Журналы «Начальная школа» (из опыта работы учителей по данной проблеме).
  • Теоретические материалы и методические рекомендации учебного комплекта «Гармония» под руководством Н.Б. Истоминой.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА.

В дидактике, теории воспитания, в психологии обучения и развития накоплено значительное количество ценнейших идей относительно развития личности ребенка, оптимизации и интенсификации учебного процесса, использования инновационных технологий. Однако реализация этих идей в школьной практике будет оставаться проблемой до тех пор, пока они не получат научно-обоснованной интерпретации в виде методических систем, учитывающих специфику содержания и особенности процесса его усвоения школьниками в рамках конкретных учебных предметов.

Поэтому одной из главных задач учебно-методического комплекта «Гармония», в состав которого входит учебник русского языка М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка», явилась разработка способов организации учебной деятельности младших школьников, обеспечивающих комфортные условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний и опыта, соответствующих учебным программам и требованиям начального образовательного стандарта.

В комплекте реализованы:

  • способы организации учебной деятельности, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой;
  • способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности;
  • способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознания причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей;
  • понимание ребенком изучаемых вопросов, гармоничные отношения учителя с учеником и детей друг с другом;
  • создание для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.

Рассматривая учебные книги, входящие в комплект «Гармония», как модель учебного процесса, интегрирующую предметное содержание и виды познавательной деятельности, авторы реализовали в системе учебных заданий:

  • приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания;
  • активное включение в познавательную деятельность приемов наблюдения, выбора преобразования и конструирования;
  • соблюдение баланса между интуицией и знанием;
  • разноплановое рассмотрение одного и того же объекта;
  • опору на опыт ребенка;
  • параллельное использование различных моделей: предметных, вербальных, графических, схематических и символических – и установление соответствия между ними;
  • взаимосвязь индуктивных и дедуктивных рассуждений;
  • единство интеллектуальных и специальных умений;
  • создание каждому ребенку условий максимально эмоционального благополучия в процессе усвоения программных знаний;
  • сохранение коммуникативно-деятельностной направленности обучения в течение всего процесса становления знаний и опыта.

НОВИЗНА ОПЫТА.

Опыт носит апробационный характер.

Источником новизны является углубленная работа по развитию познавательной деятельности младших школьников через коммуникативно-деятельностный подход в изучении учебных предметов.

АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ.

Считаю, что мой опыт работы может быть полезен учителям начальных классов, работающим по развивающим технологиям.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.

Цель: изучить и опробовать систему педагогической деятельности, которая поможет ученикам выработать в себе активную жизненную позицию, умение самому «добывать» знания.

К высоким учебным результатам приводит комплексное развитие психических процессов: внимания, восприятия, воображения, памяти, речи.

Мною были подробно изучены:

  • уровни развития мыслительных операций первоклассников;
  • характер познавательной деятельности;
  • творческая активность;
  • степень руководства учителем учебной деятельности детей.

Для определения характера познавательной деятельности учащихся и уровня их аналитико-синтетической работы систематически провожу диагностику и тестирование.

Условием усвоения программы первого класса является проведение в период обучения грамоте такой пропедевтической работы, которая обеспечит:

а) наличие представлений о речи, ее назначении, видах, правилах хорошего тона;
б) приобретение опыта наблюдений за словом, предложением, текстом;
в) высокий уровень фонетических и графических умений;
г) знания о трудностях русского письма, об «опасных» местах в словах, наличие умения их обнаруживать.

В 1 классе в центре внимания находятся понятия: родной язык, устная и письменная речь, слово, звук, буква. В связи с работой над словом осуществляется группировка их по частям речи (без терминов): слова-названия, слова-указатели, слова-помощники.

Центральная задача 1 класса – обобщить и систематизировать знания детей по фонетике и графике, отточить их фонетические и графические умения. На данном этапе широко используется фонетическая транскрипция. Проводится работа по освоению русского алфавита; в рамках этой темы дети знакомятся с различными словарями.

В период обучения грамоте дети работают над своей орфографической грамотностью. Умение обнаруживать орфограммы и составляет ядро орфографической работы в 1 классе.

Основные отличия курса от традиционного решения вопроса развития речи:

а) Внимание привлекается к тому, что у говорящего есть собеседник. Стержень работы над культурой речи – речь должна быть понятной и вежливой;
б) Наблюдение за стилевым разграничением речи: деловой, эмоциональной;
в) Обучаясь созданию речевых произведений, дети усваивают конкретные жанры: устное воспоминание, записка, телеграмма, письмо;
г) Опыт использования толкового, орфографических словарей;
д) Умение самостоятельно замечать незнакомые слова, толковать их.

Свое знакомство с учебником М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» я начала с изучения методических рекомендаций, т.к. подготовка детей к работе по этому учебнику начинается с первых дней обучения грамоте. Очень хорошо, что первые уроки посвящены работе над устной речью. Дети узнают, что такое речь и какие правила надо соблюдать, чтобы наша речь была понятной и вежливой. Эти знания помогали формируемые навыки школьного поведения сделать осознанными. Мы и в дальнейшем часто обращались к схемам речи, чтобы напомнить нужные правила, когда в этом возникала необходимость. Дети на практике убеждались, что без их выполнения плодотворного общения не получается. Одна из особенностей нового учебника – коммуникативная направленность. И это не красивое утверждение, а реальность. Учебник построен как интересная книга, работая с которой ребенок общается с авторами, одноклассниками, учителем, персонажами Антоном и Бобом, узнает при этом новое и делится своими знаниями со взрослыми дома. Полная методическая разработка уроков позволила соблюсти необходимую логику подачи учебного материала, вовлекая при этом в процесс общения всех учеников класса. И в то же время учебник не ограничивает возможности самого учителя. Так я сама решаю, где буду озвучивать материал учебника, а где предложу прочитать его ученикам. О необходимости принятия таких решений на каждом уроке, на каждой странице учебника авторы предупреждают в методических рекомендациях. Дело в том, что авторы обращаются к самому учебнику, разговаривают с ним; но учителю советуют: пользуйтесь всеми материалами для организации работы с детьми, сами определяйте, что и сколько будут читать дети, дифференцируйте задания с учетом возможностей учеников.

Я старалась выполнять этот совет. Так, Антона у меня «озвучивали» хорошо читающие ученики, некоторые особо важные сведения в рамках мы читали хором; слабочитающие дети читали то, что выделено жирным шрифтом, а задания на наблюдение и обобщения я читала медленно сама. Такая разумная дозировка объема самостоятельного чтения учебных материалов способствует не только освоению программного материала по русскому языку, но и привитию интереса к размышлению о языке и становлению техники чтения.

Сразу бросается в глаза непривычная для традиционного учебника терминология. Например: гласные и согласные буквы. Но ведь буква – это значок, а гласным и согласным может быть только звук. Поэтому правильно надо говорить: буквы гласных, буквы согласных звуков. Так разграничение понятий «звук» и «буква» более отчетливо.

Авторы учебника смело вводят подробное изучение букв «е», «ё», «ю», «я», когда они обозначают два звука, и вводят транскрипцию. Это необходимо потому, что с первых дней обучения грамоте формируется у детей фонетический слух, который необходим для осознанного обозначения звуков буквами, для формирования орфографической зоркости. Мы учимся записывать слова, отталкиваясь от звучащего лова. По этой причине нельзя проскочить или упростить эту сложную тему. Чтобы преодолеть эту трудность, надо открыть её маленьким ученикам и помочь её решить осознанно. Именно это и преследуют авторы учебника. Поэтому ошибки типа «йа ма» появляются лишь у некоторых детей и быстро исчезают, т.к. дети поняли и освоили существующую в языке норму графики.

Поскольку данный материал уже знаком детям по работе с Азбукой и Прописями, то повторение начинается сразу с рассмотрения ошибок. Но кто может допустить ошибки в слове юла – «йула»? Конечно же мальчик-иностранец Боб. Кто ему поможет правильно обозначить буквами сочетания звуков [и'а], [й'о], [й'у], [й'э] ?

Конечно, же мы – первоклассники, ведь мы знаем, что для этого есть специальные буквы «я», «ё», «ю», «е». Дети повторяют, в каком положении в словах эти буквы обозначают два звука. А потом читают транскрипцию и записывают слова буквами. Обобщая способы обозначения звуков [и*], дети читают в учебнике таблицу и объясняют выбор того или иного обозначения. Затем группируют слова по разным способам обозначения звука [и1].

Подбор дидактического материала и детальная разработка уроков позволяет максимально довести до сознания детей этот важный момент русской графики. Так в учебнике решается одна из трудных проблем, которую обойти нельзя.

Своеобразно осуществляется в учебнике и словарная работа. Обычно дети заучивают группы слов, а затем пишут словарные диктанты. В этом учебнике словарные слова вынесены в конец, но работа с ними проходит иначе.

В упражнениях дети встречаются со словарными словами и списывают их по правилам списания. Иногда, если требует задание, им приходится предварительно найти нужное слово в словаре, и списать его со словарной страницы. Проделав несколько раз такую работу с одними № теми же словами, но на разных текстах, дети запоминают их написание. А дальше совсем интересно!

Ученикам предлагается самим составить для класса словарный диктант. Что даёт такой подход? Дети запоминают облик слова не отдельно, а в тексте, т.е. в живой речи, что позволяет в дальнейшем писать грамотно не только это слово в словарном диктанте, но и в свободных высказываниях.

Гуманное отношение к ребенку, забота о нём видна в том, что на конец года вынесены речевые темы. Это не случайно: дети устали, все ждут каникул. Вот и наступает время проверить знания, полученные за год.

Тема «Учимся писать записки» не случайна, ведь ребенок, научившись читать и писать, захочет передать свою речь письменно и записать ее надо грамотно. При их составлении ребята помнили и о правилах вежливости, и о том, что письменная речь должна быть понятной: грамотной и каллиграфически оформленной.

Познакомились дети и с составлением письма, вспомнили о вежливых словах, повторили их написание и использование в письменной речи. Написали письмо учительнице, бабушке, другу, мальчику-иностранцу. Я уверена, что хоть одно письмо будет написано за лето. Значит мы не зря учились целый год!

Серьезной проблемой при работе с учебником могут стать родители, поскольку их так не учили и для них кое-что может оказаться новым. На одном из родительских собраний я познакомила с данным учебником, рассказала основные идеи авторов, объяснила, почему авторы решили написать именно такой учебник и что требуется от взрослых при желании заниматься с ребенком. Главное ничего не делать за первоклассника. Пусть новое, действительно, будет для него открытием.

С контрольным диктантом и контрольным списыванием ученики справились успешно.

Данный учебник развивает детей, они получают качественные знания, он также способствует самообразованию учителя.

Ключевым разделом учебного материала 2 класса является формирование осознанных и активных орфографических умений. Именно здесь ученики должны «отточить» базовое умение: находить в словах звуки, допускающие неоднозначное обозначение буквами, т.е. предвидеть, прогнозировать ошибочные места – орфограммы.

Ученики знакомятся с понятием «орфограммы», постепенно осознают сущность орфографических трудностей русского языка.

Постепенно вводится в практику письменной речи особый способ письма, приучающий школьников обнаруживать орфограммы ДО записи слов – письмо с пропусками орфограмм. Применяя этот способ письма, дети уходят от ошибки там, где они ОСОЗНАЮТ наличие опасности, но пока НЕ МОГУТ решить орфографическую задачу.

Умение действовать по принципу «знаю букву – пишу, не знаю – пропускаю и оставляю сигнал опасности» помогает ученику на разных этапах, хотя этот прием не так прост. Мало научить этому приему, надо приучить ребенка постоянно пользоваться им.

Для осознанного осуществления сложного орфографического действия – письма «с окошками» дети учатся:

  • обнаруживать «опасное место»;
  • осознавать те варианты письма, из которых он выбирает;
  • решать данную орфографическую задачу.

Поначалу письмо «с окошками» казалось некоторым ученикам и родителям неудобным, непонятным. Но это явление было временным. В этих записях закладывается обучающий смысл: создается мотивация для последующего изучения правил, активизации памяти, принятия предлагаемых советов орфографического словаря учителя или родителей.

Например, на уроке по теме «Орфограммы ударных и безударных гласных» дети прочитывают предложение в котором присутствует слово Л . К, наблюдают его значение, пытаются выбрать по смыслу буквы А, О, И, убеждаются, что эти буквы ведут к уничтожению слова или к возникновению иного. Выбирают звук У, уточняют позицию звука под ударением, делают вывод: гласный звук под ударением можно обозначать буквой, как слышишь, не боясь допустить ошибку. Придя к такому мнению, сверяют свои выводы с мнением ученых в учебнике и от своих свободных формулировок приходят к краткому правилу, составленному учеными.

Для закрепления последовательности действий ученики применяют памятку:

  1. Подготовка к письму:
    • слушаю орфоэпически слово (Т-РЕЛКИ);
    • повторяю его, выделяю слоги и определяю ударный;
    • под самодиктовку черчу слоговую модель, ставлю ударение;
    • нахожу и выделяю орфограмму.
  2. Запись – диктую себе, гладя на модель, записываю с «окошками» (Т.РЕЛК.).
  3. Решение отдельных задач:
    • вписываю букву после применения правила или спрашиваю у взрослых (ТАРЕЛКИ).

Постепенно на месте орфограмм даются варианты ответа: (ПА/О ЛА/О ТЕНЦА/Е). Ученики, выполняя действие по памятке, выбирают правильный вариант. Часто возникает необходимость обратиться к орфографическому словарю, чтобы поставить правильно непроверяемую гласную.

Памятка становится главным руководством к действию: точно знаешь написание – пиши; не знаешь или не уверен – оставляй «окошко». При проверке ученических работ я поощряю не только правильность записи, но и умение уйти от ошибки, а также обоснованность сделанных «окошек».

В формировании познавательной активности школьников большое значение имеет раздел «Предложение, как коммуникативная языковая и речевая единица». В нем ученики знакомятся с признаками предложения, учатся распознавать предложение по этим признакам и оформлять их в письменной речи, строят предложения, ищут ошибки в нарушении границ предложения.

В отличие от традиционного рассмотрения этой темы в данном учебнике дети узнают, что одним предложением мысль не заканчивается, она продолжается в следующем; они убеждаются, что каждое слово в предложении имеют большое значение, слова приспосабливаются друг к другу. Школьники наблюдают за смысловыми компонентами: за словами, называющими то, о чем, и то, что сообщается или выясняется в предложении.

В результате наблюдений ученики убеждаются, что у слов в предложении нет раз и навсегда определенных мест. Слова располагаются так, чтобы лучше выразить мысль. Чтобы выбрать место слову, нужно решить О ЧЕМ и ЧТО скажешь.

В этой работе важно не изучение жестких правил, а привлечение внимания к самому процессу построения предложения, развитию интуиции, помощь в накоплении речевого опыта.

Ученики постепенно будут осмысленно подходить к построению предложений, выбирать более удачный вариант. Знакомство с предложением как коммуникативной единицей, с построением и использованием предложений разных видов органично переходит в обучение созданию текстов.

Понятие «текст», а следовательно, его главные признаки, правила, которые надо соблюдать при его построении – вот вопросы для обсуждения ученикам. Постепенно дети готовят себя к написанию изложений и сочинений. Конечная цель изложений – это формирование у детей умения достаточно свободно выражать свои мысли и чувства, учить полноценно воспринимать звучащую и написанную информацию. Ученик учится «расчленению мысли и её воссозданию в словах».

Особая организация написания передачи текста позволяет расширять круг используемых детьми языковых средств, в том числе морфологических и синтаксических, и одновременно оставляет возможности для продуктивной письменной речевой деятельности школьников. Каждый ученик про себя прочитывает начало предложений, которые даются на доске, мысленно их продолжает и завершает. Дети могут обсудить в парах содержание и построение предложений, ход мыслей по построению текста, орфограммы, знаки препинания. Совместно накапливают главную информацию, для передачи которой и создается каждое предложение. Затем каждый приступает к словесному рисованию. Совместно придумывают название тексту, составляют план.

Учащиеся с более слабым речевым развитием пользуются памятками, открытым учебником и более расширенным запасом опорных слов.

Такая работа продуктивна, имеет хороший учебный результат, развивает творчество детей, познавательные способности, создает комфортные условия для обучения.

Коммуникативно-деятельный подход заложен и при рассмотрении раздела изучения морфологии, который является центральным языковым разделом 3 класса. Способ разрешения противоречия между предметным, конкретным мышлением ребёнка и абстрактностью понятий морфологии видится в том, чтобы всеми доступными методическими средствами способствовать развитию познавательных способностей детей, помогать им подниматься на более высокие ступени в освоении учебного материала, приближать к нему, делать понятным лингвистический материал.

Морфологический материал не выходит за рамки традиционного, но представляется более подробно и глубоко. Сообщение сведений сопровождается наблюдениями, анализом, выводами учеников, определением способов действия.

Дети, придя в школу, уже владеют многими морфологическими понятиями, но всё это пока не осознано. На уроках они осмысливают в языке то, чем они практически уже давно пользуются. Поэтому важно идти от выполнения действий ребёнка на интуитивном уровне к осознанию им этих действий, к их вычленению и характеристике, а затем уже к изучению необходимой теории.

Ребёнок в своей деятельности идёт от понимания учебной задачи к её решению и дальнейшему использованию добытых знаний.

Каждая тема в учебнике представлена в виде вопроса, обращенного к ученику.

Например:

  • В какие группы объединили слова?
  • Кому и зачем помогают слова-помощники? и т.п.

Эти вопросы требуют от учеников разрешения, желания ответить на них. Все задания в учебнике обращены непосредственно к детям, они предполагают разнообразную деятельность детей, начиная с наблюдения, анализа, сопоставления, классификации сведений, до собирания в заключения и выводов, а затем практического применения данных знаний.

Для размышления и анализа о синтаксических и морфологических единицах как формы так и значения в учебнике дается «загадочное предложение о глокой куздре», придуманное ученым-лингвистом Л.В. Щербой. Ученый действует методом от противного: он лишает слово лексического значения, оставляя лишь грамматическое. Оно и делает, казалось бы, бессмысленное предложение понятным. Ясно, что выполняется действие; ясно, кто его выполняет; понятно, что первое слово обозначает признак предмета, что этот предмет назван существительным женского рода и т.д.

Работа с таким предложением-моделью позволяет поднять детей на достаточно высокий уровень абстрактного мышления и повторить всю освоенную ими грамматическую теорию. Эта работа посильна для учеников и вызывает активный интерес.

В результате учебной исследовательской деятельности ученики делают открытия, заглядывают в тайны русского языка, сравнивают свои познания в овладении речью с мнением ученых. Вся эта совместная работа учеников и учителя ведёт к формированию познавательных способностей школьников, к дальнейшему укреплению их жизненной позиции, воспитанию активной личности.

Особенностью курса «К тайнам нашего языка» М.С. Соловейчик в 4 классе является систематизация изученного в начальных классах, готовится база для продолжения обучения в основной школе. Непрерывно повторяются различные вопросы, новые знания включаются в систему приобретенных, выполняются задания на выявление детьми «прироста» собственных знаний и умений, на комплексный анализ языковых единиц.

Для постепенного освоения вводятся термины программы 5-го класса: морфемы, лексическое и грамматическое значение, согласуется, управляет. Дети ведут наблюдение за смысловыми отношениями между членами словосочетания, учатся ставить смысловые вопросы, что готовит базу для изучения видов второстепенных членов. К концу 4 класса ученики практически «не делают при записях «окошки», т.к. изучены орфограммы. Усиливается степень самостоятельности и при написании изложений и сочинений, дети пользуются памятками для передачи письменной речи.

Продолжается глубокая работа над словом, словосочетанием, предложением и текстом.

Например:

Представление о слове, как морфологической единице расширяется и углубляется за счёт общего знакомства с наречием, а также понятиями склонение и спряжение.

На специальных уроках дети учатся изменять имена числительные по падежам, образуют формы именительного и родительного падежей, множественные числа имен существительных. Эта работа идет на формирование речевой культуры школьников.

Вводится словарь трудностей «Как правильно изменить слово?». Дети наблюдают за смысловыми отношениями между словами, определяют их грамматическую связь. Они учатся правильно строить словосочетания. Умение устанавливать связи слов и выделять словосочетания рассматривается как основа решения орфографических задач в окончаниях имен существительных и прилагательных.

Расширение знаний учеников о предложении происходит за счет знакомства с однородными членами и сложными предложениями. Дети наблюдают за возможностью разного порядка слов в предложении, за значением каждого предложения в тексте, за связью в тексте предложений, представления их о видах текстов, разнообразии жанров.

В центре внимания учеников всегда находится весь комплекс орфографических умений: умение обнаруживать орфограммы, определять их разновидности и выбирать способ решения той или иной орфографической задачи, выполнять диктуемые правилом действия и осознанно осуществлять контроль. Система заданий в учебнике и тетради-задачнике обеспечивает совершенствование каждого умения, которое отрабатывает ученик.

У учащихся перестает существовать давно осознаваемая ими «ситуация открытого незнания»: они учатся решать орфографические задачи в безударных окончаниях имен существительных и прилагательных, в личных окончаниях глаголов.

Большую работу ученики проводят над изучением написания слов с непроверяемыми написаниями. Регулярное выполнение этой работы способствует постепенному запоминанию таких слов, поскольку дети многократно читают их, направляют усилия на поиск тех слов, которые отвечают заданным условиям.

Сохраняется коммуникативно-деятельностная направленность обучения; учебник и тетради-задачники являются главным средством организации учебной деятельности младших школьников.

Данные пособия моделируют деятельность каждого ученика, помогают учителю и родителям правильно организовать освоение учебного материала.

Для того, чтобы ученик мог осознанно «идти» по заданиям учебника, чтобы логика работы была понятна ему, в учебнике даны детальность многих заданий, дробность вопросов, широкое использование памяток, обилие ссылок к пройденному материалу.

Школьники в процессе исследовательской работы сотрудничают с учителем, с одноклассниками. Учебник лишь подсказывает тональность, манеру общения, при этом создаются условия для повышения самостоятельности. У учеников формируется важнейшее умение – умение учиться! Обеспечение становления учебной самостоятельности учеников особенно важно на пороге перехода в основную школу.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА.

Опыт работы по формированию познавательной активности младших школьников на уроках русского языка по учебнику М.С. Соловейчик через коммуникативно-деятельностную направленность позволяет проследить положительную динамику происходящих изменений и стабильность учебных результатов. Результативность проверялась в течении 5-ти лет совместно с психологом школы и учителем русского языка (в 5 классе).

Осуществлен принцип преемственности и перспективности изучения русского языка учебником М.М. Разумовской и С.И. Львовым.

Проверка шла последующим параметрам:

  1. Комфортность/тревожность.
  2. Мотивы учения.
  3. Наличие познавательного интереса.
  4. Включенность в исследовательскую деятельность.
  5. Овладение опытом творческой самостоятельной деятельности через изучение русского языка.
  6. Уровень качества знаний.
  7. Рейтинг предмета русского языка.

Из анализов графиков видно, что присутствует положительная динамика работы учеников и учителя.

1. При проверке уровня тревожности в 5 классе (конец I четверти) выяснилось, что 6 из 27 учеников слабо адаптировались в среднем звене: чувствуют страх в самовыражении и при проверке знаний; 19 человек чувствует себя комфортно, испытывают уверенность в своих силах, в общении с учителем, стремятся к достижению успехов в учебной деятельности.

2. У учеников 5 класса предмет «Русский язык» в рейтинге среди других учебных предметов стоит на втором месте.

62% учеников занимается русским языком с интересом;
34% ученикам нравится этот предмет;
4% – не любят русский язык.

3. Уровень интеллектуального развития учащихся был проверен совместно с психологом школы во 2 и 4 классах.

2 класс

высокий уровень – 23 %
средний уровень – 73 %
низкий – 4 %.

4 класс        

высокий уровень – 43 %
средний уровень – 53 %
низкий – 4 %.

Уровень мотивации учений был проверен в 1 классе:

в начале учебного года в конце учебного года
высокий – 5 % высокий – 35 %
выше среднего – 11 % выше среднего – 15 %
средний уровень – 67 % средний уровень – 35 %
низкий – 17 % низкий – 15 %.

4. Велись постоянные наблюдения итоговой успеваемости по русскому языку с 3 по 5 класс на конец учебного года.

3 класс.

Контрольный диктант:

без ошибок – 9 человек
1-2 ошибки – 12 человек
3-5 ошибок – 6 человек
более 5 ошибок – нет

Контрольное списывание:

без ошибок – 21 человек
1-2 ошибки – 5 человек
3-5 ошибок – 1 человек
более 5 ошибок – нет

5 класс. Итоговый экзамен по русскому языку:

«5» – 6 человек
«4» – 19 человек
«3» – 2 человека.
«2» – нет.

Итоговая успеваемость по русскому языку:

4 класс 5 класс
«5» 5 человек – 19% «5» 4 человека – 15%
«4» 17 человек – 62% «4» 19 человек – 70%
«3» 5 человек – 19% «3» 4 человек – 15%

Ученики в 5 классе подтвердили свою успеваемость начального звена, уверенно чувствуют себя в среднем звене и успешно продвигаются вперед.

Учащиеся принимают активное участие в общероссийской олимпиаде по русскому языку «Медвежонок».

Двое учеников заняли первое место, один – третье место на школьном уровне.

Несколько учеников заняли 4-7 места на районном уровне.

Вывод:

Проанализировав свою работу, могу суверенностью сказать, что привитие познавательного интереса к такому сложному предмету, как русский язык, и на его основе формирование познавательной активности младших школьников – задача посильная и продуктивная.

Одним из действующих средств решения данной проблемы является вовлечение младших школьников в новые стратегии учения.

ПРИЛОЖЕНИЯ (у автора).

  1. Конспекты уроков русского языка в 1, 2, 3, 4 классах.
  2. Итоги успеваемости в 3, 4, 5 классах.
  3. Анализы:
    • уровня школьной тревожности;
    • рейтинга предмета «Русский язык»;
    • уровня школьной мотивации;
    • уровня интеллектуального развития;
    • уровня познавательных процессов.