Моделирование фантастического здания будущего в графическом редакторе Paint

Разделы: Информатика


1. Аннотация к уроку

Учитель ставит перед учениками проблему: «Сконструировать фантастическое здание будущего в графическом редакторе Paint, используя метод морфологического анализа и матрицу идей».

Ученики конструируют здание и описывают его назначение, заранее не зная, что получится.

Ученики фантазируют и рисуют в готовой матрице идей разные варианты крыш, стен, окон зданий, а создают здание из отдельных элементов, используя метод морфологического анализа, и объясняют его назначение,.

На уроке есть возможность выбора средств и форм работы, проявить свои творческие способности, пофантазировать.

Морфологический анализ – метод поиска новых идей, позволяет бороться с инерцией мышления, иначе взглянуть на известное.

Ученики самостоятельно выполняют задание. Сконструированное здание представляется на обсуждение ученикам класса, а затем автор работы высказывает свою версию назначения здания и рассказывает о трудностях, которые у него возникли при выполнении работы.

Графический редактор Paint изучается, не только для того, чтобы создать рисунок, но и для того, чтобы увидеть его практическое применение.

Урок сопровождается презентацией.

2. Методическая разработка урока

Тема урока: «Конструирование фантастического здания будущего в графическом редакторе Paint».

Тип урока: интегрированный.

Технология урока: ТРИЗ-технология.

Оборудование: персональные компьютеры, программное обеспечение – ОС Windows 2003 (2007), графический редактор Paint, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку и раздаточный материал с алгоритмом выполнения работы.

Цель урока: сконструировать фантастическое здание будущего, используя метод морфологического анализа.

Задачи урока:

Обучающие:

  1. научить применять на практике метод морфологического анализа;
  2. научить конструировать новые объекты, используя элементы комбинаторики;
  3. сформировать навыки работы с отдельными фрагментами рисунка в графическом редакторе Paint.

Развивающие:

  1. развить творческое воображение и фантазию;
  2. развить умение сопоставлять и анализировать;
  3. развить коммуникативные свойства речи, представляя свой проект;

Воспитательные:

  1. воспитать добросовестное отношение к работе,
  2. воспитать художественный и эстетический вкус;
  3. воспитать уважительное отношение к своим товарищам по классу.

План урока:

  1. Организационный момент. Цели и задачи урока.
  2. Актуализация знаний о методе «морфологический анализ» и матрице идей;
  3. Инструктирование учащихся по выполнению задания в графическом редакторе Paint;
  4. Самостоятельная работа по проектированию разных вариантов здания в графическом редакторе Paint.
  5. Представление сконструированных зданий на обсуждение одноклассниками и высказывание собственных версий назначения здания (эвристическая беседа). Оценка работ.
  6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент. Цель и задачи урока.

Здравствуйте, ребята!

– Вы будете конструировать (создавать) здание (дом), может это будет сказочный дом, какой не увидишь на улице, может это будет дом будущего.

– Помогать нам будет компьютер, а точнее программа – графический редатор Paint, которую мы с вами изучаем в настоящее время. Без человека, компьютер – набор микросхем, поэтому все идеи должны исходить от вас. Вы должны будете нарисовать различные варианты элементов здания в графическом редакторе, а затем, копируя фрагменты рисунка, конструировать дом.

– В конце урока вы должны будете рассказать о назначении сконструированного здания.

II. Актуализация знаний о методе «морфологический анализ» и матрице идей.

На уроках ТРИЗ вы уже познакомились с методом, позволяющим с помощью комбинаторики получать мозможные варианты объекта.

– Как называется этот метод? ответ – морфлоогический анализ.

Напомню, что при работе по методу морфологического анализа нужно будет заполнить морфологическую таблицу, в которой по горизонтали располагаются основные части объекта (здания) – стены, крыша, окна, двери, декор – дополнительные элементы, такие как лестницы, балконы и т.п., а по вертикали возможные варианты этих частей.

– Как мы называем такую таблицу? ответ – матрица идей.

С помощью пустой морфологической таблицы создадим матрицу идей и сконструируем различные варианты здания будущего.

(заготовка пустой таблицы загружена на все компьютеры)

  Элементы: 1 2 3 4 5
А Стены          
Б Крыша          
В Окна          
Г Двери          
Д Декор          

III. Инструктирование учащихся по выполнению задания в графическом редакторе Paint.

    1. Загрузить графический редактор Paint.
    2. Открыть файл с заготовкой таблицы таблица.jpg из папки своего класса.
    3. Увеличить масштаб: вид – масштаб – крупный, если надо: вид – масштаб – показать сетку.
    4. Используя инструменты рисования, изобразить сначала по 3 варианта стен, крыш, окон, дверей и декора в соотвествующих ячейках таблицы. (Если вы быстро выполните задание, то можно добавить в таблицу 4 и 5 варианты элементов здания).
    5. Вернуть нормальный масштаб: вид – масштаб – обычный.
    6. В свободном месте монитора, под таблицей сконструировать здание из отдельных элементов, например: А1, Б2, В3, Г1, Д3 (разрешается выбирать произвольные элементы на усмотрение учеников), для этого:
      – с помощью инструмента выделение – выделить отдельный элемент без фона,
      – выполнить: правка – копировать, правка – вставить,
      – передвигая элемент в свободное место экрана – конструировать здание (можно увеличить или уменьшить размер фрагмента рисунка и использовать несколько раз),
    7. Если быстро справитесь с заданием, можно сконструировать еще одно здание, из других элементов,
    8. Подумать о назначении своего здания.
    9. Сохранить работу в папке своего класса с именем, например Петров 5-а.jpg

IV. Проектирование различных вариантов здания в графическм редакторе Paint.

Ученики выполняют практическую работу по конструированию здания на компьютере.

V. Представление сконструированных зданий на обсуждение учениками класса и высказывание собственных версий назначения здания.

Учительчерез мультимедийный проектор демонстрирует сконструированные учениками здания.

– Ученики высказывают свои мнения по поводу назначения, надежности и целесообразности использования сконструированного здания.

– Автор проекта-здания высказывает свое суждение о получившемся объекте.

Идет эвристическая беседа о назначении сконструированных зданий.

Учитель выставляет оценки ученикам, при этом учитывается степень новизны здания, для чего или кого оно может быть предназначено, а так же уровень сложности рисунка.

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

– Сегодня вы увидели на практике как, используя метод морфологического анализа и морфологическую табицу, получилось большое количество различных вариантов зданий, при этом все они разнообразны и неповторимы.

– Вы применили на практике свое умение работать в программе графический редактор Paint и сконструировали здание будущего.

А сейчас мы узнаем, понравился ли вам урок, что вы узнали нового и что запомнили.

Поочередно продолжите следующие фразы:

Было интересно... (на уроке, работать в графической программе Paint, конструировать)
Я выполнял задание в программе ... (Paint)
Я научился ... (рисовать, работать с фрагментами рисунка, копировать, перемещать...)
Я познакомился с методом, который называется ... (морфологический анализ)
Я заполнил таблицу, которая называется ... (матрица идей)
Мне было трудно ... (рисовать, придумывать фрагменты здания, копировать и перемещать их, объяснить назначение здания...)
За урок я успел ... (сконструировать 1, 2, 3 здания)
Своей работой на уроке я ... (доволен, не очень доволен)
На уроке мне понравилось ... (выполнять работу в Paint-е, конструировать, обсуждать здания одноклассников...)
Сегодня я узнал ...
Хотите ли вы, чтобы такой урок еще повторился, но с другим заданием? (Если «да», тогда в следующий раз мы составим фоторобот человека)

В дальнейшем мы будем выполнять похожую работу в таких программах как MS Word и MS Power Point, т.к. в них есть встроенный графический редактор.

Цель урока достигнута, все сконструировали здание будщего и объяснили его назначение.

Спасибо за работу на уроке. До свидания.

Технологическая карта урока

  Части урока Деятельность учителей Деятельность учеников Временная реализация
1 Организационный момент. Цель и задачи урока. Объявляет цель урока иобъясняет в какой программе будут работать ученики. Записывают тему урока,отгадывают загадку, слушают объяснения учителя. 3 мин.
2 Актуализция знаний о методе «морфологический анализ» и матрице идей. Спрашивает учеников:
1 – как называется метод, позволяющий с помощью комбинаторики получать мозможные варианты объекта?
2 – как называется заполненная фрагментами здания морфологическая таблица?
Отвечают:
1 – морфологический анализ
2 – матрица идей
2 мин.
3 Инструктирование учащихся по выполнению задания. Разъясняет действия учащихся, порядок выполнения работы и демонстрирует пример выполнения в графическом редакторе Paint через мультимедийный проектор. Cлушают и смотрят как учитель выполняет задание 5 мин.
4 Самостоятельная работа по проектированию различных вариантов здания в графическом редакторе Paint. Наблюдает, как работают ученики за компьютером, помогает и консультирует учащихся. Рисуют различные фрагменты здания в ячейках морфологической таблицы.
Конструируют здание будущего из отдельных элементов
20 мин.
5 Представление сконструированных зданий на обсуждение учениками класса и высказывание собственных версий назначения здания.
Эвристическая беседа.
Демонстрирует через проектор сконструированные учениками здания ипринимает участие в обсуждении.
Оценивает работы.
Высказывают версию назначения сконструированных одноклассниками зданий.
Говорят о назначении своего здания.
10 мин.
6 Подведение итогов урока. Рефлексия. Подводит итоги урока и при помощи незаконченных предложений, вовлекает учащихся в обсуждение достигнутых ими учебных результатов. Слушают подведение итогов урока и заканчивают предложения из рефлексивного экрана мультимедийного проектора. 5 мин.

3. Методическое обеспечение урока и методические аспекты организации урока

На уроке используется ТРИЗ-технология.

Используются формы работы: индивидуальная работа за компьютером и во время представления своего проекта фантастического здания, фронтальная работа – при обсуждении проектов других учеников.

Все ученики обеспечены раздаточным материалом в бумажном виде (алгоритм выполнения работы) и заготовкой пустой морфологической таблицы в электронном виде.

Урок сопровождается демонстрацией презентации, на которой представлены фрагменты урока и незаконченные рефлексивные предложения.

Перед проведением урока ученики должны уметь работать в графическом редакторе Paint: создавать простые рисунки, открывать и сохранять в файле рисунок, выделять, копировать и премещать фрагменты рисунка, изменять их размеры, знать, что такое морфологический анализ и матрица идей, должны быть знакомы с элементами комбинаторики.

4. Итоги урока

Все ученики успешно справляются с выполнением проекта, кто-то успевает сконструировать одно здание, кто-то два и даже три.

Ученики с огромным удовольствием обсуждают назначение здания одноклассников и принимают критику в адрес своих проектов, рассказывают о назначении своего здания, завершают незаконченные предложения о том, что они делали на уроке, что им понравилось, различными вариантами ответов.

Цель урока достигнута.

Оценки, как правило, выставляются только положительные.

Дополнительный материал для учителя

Известным методом поиска новых идей является морфологический анализ, предложенный швейцарским астрофизиком Цвикки. Морфологический анализ основан на построении таблицы, в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект и указывается, возможно, большее число известных вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения. Последовательность действий при этом следующая:

  1. Точно сформулировать проблему.
  2. Определить важнейшие элементы объекта.
  3. Определить варианты исполнения элементов.
  4. Занести их в таблицу.
  5. Оценить все имеющиеся в таблице варианты.
  6. Выбрать оптимальный вариант.

Основной идеей морфологического анализа является упорядочение процесса выдвижения и рассмотрения различных вариантов решения задачи. Расчет строится на том, что в поле зрения могут попасть варианты, которые ранее не рассматривались. Принцип морфологического анализа легко реализуется с помощью компьютерных средств.

www.inventech.ru/pub/methods/morph/

В простейшем случае при методе морфологического анализа составляется двумерная морфологическая карта (морфологический ящик), (матрица идей). Ячейки такой таблицы соответствуют вариантам решения исследуемой проблемы. Из таблицы извлекаются сочетания элементов, типа: А-1, Б-2, В-2, Г-1 и составлются все возможные варианты;

www.triz-chance.ru/morphological_analysis.html

На следующем уроке можно предложить ученикам по методу морфологического анализа составить фоторобот человека, нарисовав в морфологической таблице различные варианты элементов человеческого лица.

Литература:

  1. Гин С.И., Мир фантазии. – Москва: ВИТА, 2007. – 128 с.
  2. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Начальный уровень. – Санкт-Петербург: Питер, 2010. – 158 с.

Приложение 1 – презентация к уроку.