Обобщение правил орфографии. 3–4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


I. Орг. момент

Учитель:

– Ну-ка, посмотри, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё в порядке?
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

II. Обобщение пройденного материала

Учитель: Начинаем наш урок, прочитайте, дети, на доске, чем мы будем заниматься на уроке.

Ученик: Обобщение правил орфографии.

Учитель: Прочитаем пословицы и поговорки:

  • Грамоте учиться – всегда пригодится.
  • Красна птица пеньем, а человек уменьем.
  • Ученья корень горек, да плод сладок.

1. Введение в проблемную ситуацию.

Учитель: Какую пословицу можно выбрать для девиза урока?

Ученик: Грамоте учиться – всегда пригодится.

Учитель: Сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок-путешествие в страну Русского языка.

А мы с вами не ученики, а путешественники. Дорога будет нелёгкая, нам пригодятся наши знания, мы должны будем много трудиться. Наши тетради – это записные книжки путешественников. В них мы будем записывать свои открытия.

– Откройте свои записные книжки и запишите число.

2. Работа в тетради

(Учитель читает стихотворение)

– На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите чётко, внятно,
Чтобы всё было понятно.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
Будь прилежен на уроке.
Не болтай: ты не сорока.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать,
А помочь захочешь другу –
подними спокойно руку.

Итак, начнем свой путь с города Чистописания.

– Вспомним правила письма:

(Дети с учителем):

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.

Учитель: В городе чистописания нас встречают буквы «Я», «М». Какой звук обозначает буква «Я»?

(ответ учеников)

– Какие звуки обозначает буква «М»?

(ответ учеников)

Учитель: Запишите слова, названия которых начинаются с этих букв. (Слайд)

3. Устная работа со словарными словами

Учитель: Вы очень хорошо выполнили это задание, пойдём дальше. Остановка в городе «Словарные слова». (Проверка слов)

Учитель: И с этим заданием мы справились, и на нашем пути встречается новый город. А вот название его вы должны определить сами. (Показ слайдов)

Работа со слайдами

– Посмотрите на три слова под картинками и скажите, что их объединяет?

Ученик: Все слова на конце произносятся мягко, при письме мягкость обозначается мягким знаком.

Учитель: А что нам нужно знать про мягкий знак?

Ученик: Ь знаком):

Мягкий знак, мягкий знак,
Без него нельзя никак.
Без него не написать
30, 20, 10, 5.

Ученик:

Вместо шесть, получим шест.
Вместо есть получим, ест.
Станут пенками пеньки,
Уголками – угольки,
Банька в банку превратится!
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать!

Учитель: В этом городе не одно задание. Как можно назвать одним словом гуся, снегиря и журавля?

Ученик: Птицы.

Учитель: Составьте предложение с этими словами.

– Что нужно знать, чтобы записать правильно это предложение?

Ученик: Все три слова отвечают на один и тоже вопрос, относятся к одному слову, связаны слова интонацией. В предложении слова разделяются запятыми.

Снегирь, гусь, журавль – это птица.

(Дети записывают предложение в тетрадь)

Учитель:

Если стоят однородные члены,
Их запятой раздели непременно ты!

4. Работа со слайдами

Учитель: Попадаем в город-сказку «Найди друзей». В этом городе путешествие у нас долгое: подходим к избушке, в которой нас ждёт задание Бабы-Яги. (В класс заходит Баба-Яга)

Баба-Яга:

Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.

А у вас ничего не получится, и на этом ваше путешествие закончится.

Учитель: Слова рассыпались на слоги. Подумайте очень внимательно и соберите пословицу о дружбе.

(Показ слайдов)

5. Работа в тетради

(составление и запись пословицы в тетрадь)

Дружба – в делах помощница.

Учитель: Наша дружба нам помогла.

6. Театрализованное представление-игра

Баба-Яга: А я просто так не уйду, пока не ответите мне на вопросы.

– Первый день недели как называется? (Понедельник)

– А первый месяц года? (Январь)

– А первый месяц осени? (Сентябрь)

– Первый месяц зимы? (Декабрь)

– Первый месяц весны? (Март)

– Первый месяц лета? (Июнь)

– Ну что ж, последнее задание. Внимание! Закончите слово, повторив фразу:

Ми-ми-ми
Меня за руку возь (ми).
Но-но-но
Мы пойдём с тобой в ки (но).
Ри-ри-ри
На орехи посмот (ри).
Ро-ро-ро
У орехов есть яд (ро).

Учитель: Ну что, Баба-Яга, до свидания, спасибо за задания. А мы пришли на поляну «Однокоренные слова»

7. Работа со слайдами

(Показ слайдов)

Учитель:

Так же, как и у кустов,
Корень есть у разных слов.
Будь внимательным к словам,
Отыщи в них корень сам.

(ответы учеников)

Учитель: Соберём на поляне у кустов грибы, слова-грибы, которые нельзя переносить оставляем на поляне.

Ученик: Перенос ведём толково!
Чтобы дело шло на лад,
Разделим на слоги слово,
как на дольки шо-ко-лад!

Слова на слайде:

(Дети записывают слова)

Учитель: А теперь перед нами встал густой лес, чтобы в этом лесу не заблудиться, нужно выполнить задание с безударной гласной. Какое правило необходимо знать в этом задании?

Ученик:

Если буква гласная вызвала сомнение,
Мы её немедленно поставим под ударение!

(Показ слайда)

Ученик:

Ёлку вырублю в л_су,
Ёлку в школу принесу!
Со смолою на ств_ле.
Если встречу я в л_су
Настоящую л_су,
Я на ёлку покажу:
– Ты, лиса, меня не трогай,
Ты беги своей дорогой.

(Буквы появляются на экране после проверки)

Учитель: Вот мы и вышли к городу «Умники и умницы». Последнее испытание ждёт нас в этом городе.

Пословица, тебя мы знаем,
Но не такою ты была…
Неужто буква озорная
Вновь чьё-то место заняла?

Находим те слова, в которых буква заняла чужое место.

Ученик 1: Два сапога – тара (пара).

Ученик 2: Ус хорошо – а два лучше (ум).

Ученик 3: Первый клин всегда комом.

Учитель: Запишите любую пословицу в тетрадь.

8. Работа в тетради и со слайдами

– Молодцы. Вспоминаем правила написания парных согласных.

Ученик:

Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг,
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй;
«Зуб» - на «зубы»,
«Лёд» - на «льды»-
Будешь грамотным и ты!

(Показ слайдов)

Учитель: Вставьте пропущенные буквы.

  • На языке мё_, а под языком лё_.
  • Собирай по яго_ке – соберёшь кузовок.
  • Я сорвал красивый гри_.
  • Подхватил я в школе гри__.

III. Подведение итогов урока

Учитель: Закончилось наше путешествие. Давайте проверим в наших записных книжках, какие правила нам сегодня встречались?

– В каких городах они находились? Кто внимательным был во время путешествия, тот обязательно ответит.

Ученики:

  1. Мягкий знак в конце слова.
  2. Однородные члены предложения.
  3. Однокоренные слова.
  4. Перенос слов.
  5. Безударная гласная в корне слова.

Ученики:

Научились многому,
Стали больше знать.
Будем эти правила
Всегда мы применять!

Учитель: Закончить наше путешествие я хотела бы легендой: «Бежали две мышки по краю ведра с молоком и упали туда. Одна мышка сразу сдалась и утонула, а другая – так барахталась, что взбила молоко в масло и выбралась из ведра». И мне, ребята, хотелось, чтобы вы так же, как та вторая мышка старательно учились, добивались высот.

– Спасибо всем за урок!