I. Орг. момент
Учитель:
– Ну-ка, посмотри, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё в порядке?
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
II. Обобщение пройденного материала
Учитель: Начинаем наш урок, прочитайте, дети, на доске, чем мы будем заниматься на уроке.
Ученик: Обобщение правил орфографии.
Учитель: Прочитаем пословицы и поговорки:
- Грамоте учиться – всегда пригодится.
- Красна птица пеньем, а человек уменьем.
- Ученья корень горек, да плод сладок.
1. Введение в проблемную ситуацию.
Учитель: Какую пословицу можно выбрать для девиза урока?
Ученик: Грамоте учиться – всегда пригодится.
Учитель: Сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок-путешествие в страну Русского языка.
А мы с вами не ученики, а путешественники. Дорога будет нелёгкая, нам пригодятся наши знания, мы должны будем много трудиться. Наши тетради – это записные книжки путешественников. В них мы будем записывать свои открытия.
– Откройте свои записные книжки и запишите число.
2. Работа в тетради
(Учитель читает стихотворение)
– На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите чётко, внятно,
Чтобы всё было понятно.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
Будь прилежен на уроке.
Не болтай: ты не сорока.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать,
А помочь захочешь другу –
подними спокойно руку.
– Итак, начнем свой путь с города Чистописания.
– Вспомним правила письма:
(Дети с учителем):
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
Учитель: В городе чистописания нас встречают буквы «Я», «М». Какой звук обозначает буква «Я»?
(ответ учеников)
– Какие звуки обозначает буква «М»?
(ответ учеников)
Учитель: Запишите слова, названия которых начинаются с этих букв. (Слайд)
3. Устная работа со словарными словами
Учитель: Вы очень хорошо выполнили это задание, пойдём дальше. Остановка в городе «Словарные слова». (Проверка слов)
Учитель: И с этим заданием мы справились, и на нашем пути встречается новый город. А вот название его вы должны определить сами. (Показ слайдов)
Работа со слайдами
– Посмотрите на три слова под картинками и скажите, что их объединяет?
Ученик: Все слова на конце произносятся мягко, при письме мягкость обозначается мягким знаком.
Учитель: А что нам нужно знать про мягкий знак?
Ученик: (с Ь знаком):
Мягкий знак, мягкий знак,
Без него нельзя никак.
Без него не написать
30, 20, 10, 5.
Ученик:
Вместо шесть, получим шест.
Вместо есть получим, ест.
Станут пенками пеньки,
Уголками – угольки,
Банька в банку превратится!
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать!
Учитель: В этом городе не одно задание. Как можно назвать одним словом гуся, снегиря и журавля?
Ученик: Птицы.
Учитель: Составьте предложение с этими словами.
– Что нужно знать, чтобы записать правильно это предложение?
Ученик: Все три слова отвечают на один и тоже вопрос, относятся к одному слову, связаны слова интонацией. В предложении слова разделяются запятыми.
Снегирь, гусь, журавль – это птица.
(Дети записывают предложение в тетрадь)
Учитель:
Если стоят однородные члены,
Их запятой раздели непременно ты!
4. Работа со слайдами
Учитель: Попадаем в город-сказку «Найди друзей». В этом городе путешествие у нас долгое: подходим к избушке, в которой нас ждёт задание Бабы-Яги. (В класс заходит Баба-Яга)
Баба-Яга:
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.
– А у вас ничего не получится, и на этом ваше путешествие закончится.
Учитель: Слова рассыпались на слоги. Подумайте очень внимательно и соберите пословицу о дружбе.
(Показ слайдов)
5. Работа в тетради
(составление и запись пословицы в тетрадь)
Дружба – в делах помощница.
Учитель: Наша дружба нам помогла.
6. Театрализованное представление-игра
Баба-Яга: А я просто так не уйду, пока не ответите мне на вопросы.
– Первый день недели как называется? (Понедельник)
– А первый месяц года? (Январь)
– А первый месяц осени? (Сентябрь)
– Первый месяц зимы? (Декабрь)
– Первый месяц весны? (Март)
– Первый месяц лета? (Июнь)
– Ну что ж, последнее задание. Внимание! Закончите слово, повторив фразу:
Ми-ми-ми
Меня за руку возь (ми).
Но-но-но
Мы пойдём с тобой в ки (но).
Ри-ри-ри
На орехи посмот (ри).
Ро-ро-ро
У орехов есть яд (ро).
Учитель: Ну что, Баба-Яга, до свидания, спасибо за задания. А мы пришли на поляну «Однокоренные слова»
7. Работа со слайдами
(Показ слайдов)
Учитель:
Так же, как и у кустов,
Корень есть у разных слов.
Будь внимательным к словам,
Отыщи в них корень сам.
(ответы учеников)
Учитель: Соберём на поляне у кустов грибы, слова-грибы, которые нельзя переносить оставляем на поляне.
Ученик: Перенос ведём толково!
Чтобы дело шло на лад,
Разделим на слоги слово,
как на дольки шо-ко-лад!
Слова на слайде:
(Дети записывают слова)
Учитель: А теперь перед нами встал густой лес, чтобы в этом лесу не заблудиться, нужно выполнить задание с безударной гласной. Какое правило необходимо знать в этом задании?
Ученик:
Если буква гласная вызвала сомнение,
Мы её немедленно поставим под ударение!
(Показ слайда)
Ученик:
Ёлку вырублю в л_су,
Ёлку в школу принесу!
Со смолою на ств_ле.
Если встречу я в л_су
Настоящую л_су,
Я на ёлку покажу:
– Ты, лиса, меня не трогай,
Ты беги своей дорогой.
(Буквы появляются на экране после проверки)
Учитель: Вот мы и вышли к городу «Умники и умницы». Последнее испытание ждёт нас в этом городе.
Пословица, тебя мы знаем,
Но не такою ты была…
Неужто буква озорная
Вновь чьё-то место заняла?
– Находим те слова, в которых буква заняла чужое место.
Ученик 1: Два сапога – тара (пара).
Ученик 2: Ус хорошо – а два лучше (ум).
Ученик 3: Первый клин всегда комом.
Учитель: Запишите любую пословицу в тетрадь.
8. Работа в тетради и со слайдами
– Молодцы. Вспоминаем правила написания парных согласных.
Ученик:
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг,
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй;
«Зуб» - на «зубы»,
«Лёд» - на «льды»-
Будешь грамотным и ты!
(Показ слайдов)
Учитель: Вставьте пропущенные буквы.
- На языке мё_, а под языком лё_.
- Собирай по яго_ке – соберёшь кузовок.
- Я сорвал красивый гри_.
- Подхватил я в школе гри__.
III. Подведение итогов урока
Учитель: Закончилось наше путешествие. Давайте проверим в наших записных книжках, какие правила нам сегодня встречались?
– В каких городах они находились? Кто внимательным был во время путешествия, тот обязательно ответит.
Ученики:
- Мягкий знак в конце слова.
- Однородные члены предложения.
- Однокоренные слова.
- Перенос слов.
- Безударная гласная в корне слова.
Ученики:
Научились многому,
Стали больше знать.
Будем эти правила
Всегда мы применять!
Учитель: Закончить наше путешествие я хотела бы легендой: «Бежали две мышки по краю ведра с молоком и упали туда. Одна мышка сразу сдалась и утонула, а другая – так барахталась, что взбила молоко в масло и выбралась из ведра». И мне, ребята, хотелось, чтобы вы так же, как та вторая мышка старательно учились, добивались высот.
– Спасибо всем за урок!