Урок развития речи в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • умение распознавать стиль текста;
  • умение определять тему текста
  • умение выделять абзацы и озаглавливать их;
  • подбор точных слов-синонимов, необходимых для описания;
  • установление связи предложений друг с другом.

Ход урока

1. Чтение текста и беседа по нему.

Сегодня мы с вами будем писать изложение об одном растении. Что это за растение, вы мне сейчас скажите сами, отгадав загадку:

Белый чёрным шит
Сарафан на ней.
Ветер к ней спешит,
Чешет кудри ей,
Зелена коса развивается,
В ярком солнышке купается. (берёза)

Что вы знаете о берёзе?

Сейчас я познакомлю вас с текстом, над которым будем работать.

“Берёза.

На высокой горе стоит берёза.

Её корявый ствол оброс лишайником. С пожелтевших сучьев до самой земли свешиваются длинные молодые ветви. Эти ветви делают берёзку очень чуткой: кругом ни ветерка, а берёза покачивается, сверкает листьями и шумит, шумит. И тонут в этом родном сердцу шуме все обиды, горести и боязни.

Войди в этот шум, и ты станешь самым счастливым. ”

  1. Какой это текст по стилю? (текст-описание)
  2. Докажите. (Описывается берёза)
  3. Какова основная мысль текста? (берёза)
  4. Отражена ли в заглавии тема текста? (да)
  5. Описание чего даётся в нём?
  6. Какой мы видим здесь берёзу?
  7. Что значит выражение “ ветви делают берёзку очень чуткой”? (Она реагирует на всё, даже на малейшее дуновение ветра, движение воздуха).
  8. Какой ствол у нашей берёзки? (Ствол корявый).
  9. Что значит “корявый ствол”? (Т.е. на стволе есть какие-то неровности, шероховатости, он не прямой, а немного, наверное, искривлён.)
  10. Что такое лишайник? (Лишайник- это растение, которое может расти на стволе деревьев.) Лишайник состоит из гриба и водоросли и растёт на коре дерева.
  11. Какими мы видим ветви берёзы? (Длинные, молодые).
  12. Эти ветви делают её чуткой. Подберите синонимы к слову “ чуткая”. (Тонкая, чувствительная, нежная, прекрасная).
  13. Какие глаголы используются автором в тексте при описании берёзы? (стоит, свешиваются, покачивается, сверкает, шумит.)

1. Прочитайте первое предложение. “ На высокой горе стоит берёза. ”

Вам понятно из этого предложения, о чём будет идти речь в тексте? (Да, речь пойдёт о берёзе.)

Давайте озаглавим первую часть нашего текста. (Берёза)

2. Языковой разбор текста и составление плана.

1. Прочитайте основную часть текста.

“Её корявый ствол оброс лишайником. С пожелтевших сучьев до самой земли свешиваются длинные молодые ветви. Эти ветви делают берёзку очень чуткой: кругом ни ветерка, а берёза покачивается, сверкает листьями и шумит, шумит. И тонут в этом родном сердцу шуме все обиды, горести и боязни. ”

  1. Какое слово связывает первое и второе предложения? (Её).
  2. О чём эта часть? (В этой части автор описывает берёзу.)
  3. Описание конкретно чего даётся в этой части? (Сначала идёт описание ствола, а затем- ветвей).
  4. Сколько подпунктов можно выделить в этой части? (Два)
  5. Как озаглавим первый подпункт? (Ствол)
  6. А второй? (Ветви)
  7. Понаблюдайте, как связаны между собой предложения в основной части. (Второе предложение начинается с предлога С, а с третьим предложением оно связывается словом ЭТИ. Третье и четвёртое предложения связаны союзом И.)

2. Прочтите 3 часть.

“Войди в этот шум, и ты станешь самым счастливым ”.

  1. Как связано это предложение с остальным текстом? (Оно связывается с четвёртым предложением словом ЭТОТ.)
  2. Чем в тексте является это предложение? (Подведением итога, заключением).

Итак, мы с вами составили план нашего текста, которого вы будете придерживаться при написании работы.

План.

1. Берёза.

2. Описание берёзы:

- ствол

- ветви

3. Заключение.

Какие могут встретиться трудные слова в тексте? Запишем их и разберём орфограммы.

Пожелтевших, сучьев, свешиваются, покачивается, счастливым.

3. Самостоятельная работа детей.

Дети повторно читают текст. 2-3 ученика вслух пересказывают текст по плану. Затем дети самостоятельно записывают текст в тетради.