Становление балетмейстерского и педагогического образования

Разделы: Общепедагогические технологии


Образование - процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Основной путь получения образования обучение в учебных заведениях. Уровень общего и специального (профессионального) образования обусловливается требованиями производства, общественными отношениями, состоянием науки, техники и культуры. Вопросы хореографического образования в России долгое время связывали только с жанром балета, с искусством сценического классического танца. В сценическом искусстве действительно не обойтись без "обучения", без "совокупности знаний, полученных специальным обучением". Но если балет, а с ним и система хореографического образования существуют в России чуть более двух с половиной столетий, то в национальной культуре русского народа вот уже многие тысячелетия живёт и развивается целый пласт хореографического искусства, не связанный со сценой. Это так называемое народное хореографическое творчество, куда относятся танцевальный фольклор, народно-сценический танец и современные танцы.

Тема данной работы представляется нам актуальной на сегодняшний день, так как:

  • во-первых, эстетические вопросы хореографии в нашей специальной литературе представляют мало изученную область. Происходит это потому, что по давней традиции хореографическое искусство незаслуженно считается узким, сугубо специфическим, отделённым от широкого круга мировоззренческих проблем, стоящих перед нашей эстетической наукой. Между тем, большая и многообразная практика балетного искусства, не выпадай она из сферы нашей жизни, могла бы иметь для нас большое значение.
  • во-вторых, в сфере образования очень мало литературы по хореографии. Та литература, которая существует, написана узким планом и мало доступна.
  • в-третьих, например, в нашем городе нет ни балетного училища, ни театра оперы и балета, где жители могли бы насладиться шедеврами мирового классического наследия.

Актуальность данной работы состоит в возрастающем интересе молодого поколения к традициям русского искусства и в том числе к классическому танцу, к балетному театру, к лучшим образцам балетной классики. Приобщение к классическому танцу облагораживает, даёт глубокое эстетическое наслаждение, воспитывает вкус, делает современного человека духовно богаче, развивает художественную культуру. Школа русского классического танца играет ведущую роль в мировом балетном театре и занимает большое место в формировании, воспитании кадров для балетных театров.

Объект исследования - хореографическое образование.

Предмет исследования - педагогическое образование.

Цель - проанализировать и обобщить виды хореографического образования, определить его значение для развития профессии педагог - хореограф на современном этапе развития нашего общества и перспективы.

В задачу данной работы входит: - познакомиться с различными видами хореографического образования:

а) балетмейстерского;

б) педагогического.

Методологической основой работы послужили труды таких педагогов как: Буевич Г.А., Овчаренко Е.Б., Ивкин А.В., Богданов Г.Ф.

Балетмейстер - означает мастер балета. Чтобы стать балетмейстером, нужно иметь не только специальное хореографическое образование, но и природные способности к этому виду творческой деятельности. В прошлом балетмейстером становился артист балета, обладавший фантазией и проявивший способности к сочинению танцев. Личный опыт был его единственной балетмейстерской школой. Если он ещё обладал пытливым умом и жаждой знаний, то начинался заниматься самообразованием: много читал, посещал музеи и выставки, концерты симфонической музыки. Знакомство с выдающимися достижениями других видов искусств давало ему очень много - расширяло кругозор, развивало ум, фантазию и художественный вкус. Таким был Михаил Фокин, обладавший исключительной широтой познаний.

Если прибегнуть к образному сравнению, то можно сказать, что процесс создания балетного спектакля состоит из пяти звеньев единой неразрывной цепи. Каждое из этих пяти звеньев - самостоятельный и сложный творческий процесс, но в то же время каждое звено находится в органической связи со всеми остальными.

Первое звено - это возникновение у драматурга (или у самого балетмейстера) идеи - темы будущего спектакля и воплощение её в программе, заключающей в себе краткое изложение событий, происшедших в определённую эпоху, в определённых условиях, с обозначением и описанием места, времени и характера действия и с перечислением всех основных действующих лиц.

Вторым звеном является композиционный план: композитор приступает к сочинению музыки, консультируясь в процессе этой работы с балетмейстером. Процесс создания композитором самостоятельного произведения искусства - музыки балета - и есть третье звено этой неразрывной цепи.

Четвёртое звено включает в себя весь период сочинения балета, всех его сцен и танцев.

Пятое звено - это работа балетмейстера уже в качестве постановщика, оно включает в себя весь процесс подготовки и выпуска спектакля.

До недавнего времени создатели балетов никакого специального хореографического образования не получали. Балетмейстером обычно становился балетный артист, проявивший способности к сочинению танцев. Встречались среди балетмейстеров и талантливые самородки, как, например, Новерр, Вальберх, Дидло, Глушковский, Иванов. Но далеко не все балетмейстеры были способны создавать балеты, в которых был бы виден чёткий авторский замысел, проводилась бы определённая идея, выраженная хореографическими средствами. Балетмейстерам не хватало режиссёрского образования. Новые принципы театральной режиссуры Московского Художественного театра (МХТ) взволновали и деятелей балета. Опыт МХТ побудил в своё время А.Горского обратиться к Вл. И. Немировичу-Данченко и искать его содружества для воплощения ряда своих хореографических замыслов.

За всю историю хореографии никогда и нигде в мире не было такого учебного заведения, которое бы готовило и воспитывало балетмейстеров - сочинителей балета, создателей новых балетных спектаклей. И только в советское время в Москве при режиссёрском факультете Государственного института театрального искусства имени А.В.Луначарского в 1946 году было открыто балетмейстерское отделение.

Народно-сценический танец является одним из основных предметов специального цикла хореографических дисциплин, неотъемлемой частью начального образования.

Он в значительной степени расширяет и обогащает исполнительские возможности учащихся, формируя у них качества и навыки, которые не могут быть развиты за счёт обучения только классическому танцу.

Велика роль этого предмета в эстетическом развитии учащихся, так как он приобщает их к богатству танцевального и музыкального народного творчества. В условиях школы искусств народно-сценический танец играет очень большую роль в создании репертуара хореографических отделений. Обучение народно-сценическому танцу тесно связано со всем циклом танцевальных дисциплин и, прежде всего, с классическим танцем, являющимся фундаментом этого цикла.

В процессе обучения танцевальным дисциплинам педагоги должны поддерживать творческую связь. Нельзя допустить, чтобы изучение одного предмета значительно опережало в изучении другого предмета. Педагог народно-сценического танца должен учитывать степень подготовки класса по другим дисциплинам и строить обучение, опираясь на межпредметные связи.

Педагог не должен стремиться к прохождению максимального объёма материала в ущерб правильности исполнения и задачам эстетического воспитания учащихся.

Основная цель хореографического обучения детей - способствовать эстетическому развитию подрастающего поколения. Перед педагогом-хореографом стоит задача привить детям любовь к танцу, соразмерно сформировать их танцевальные способности (музыкально-двигательные и художественно-творческие): развить чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку, танцевальную выразительность, координацию движений.

Нельзя ограничиваться простым показом того или иного танцевального движения, нужно обязательно объяснить значение каждого упражнения: каким целям оно служит, какие мышцы развивает. Если ученики работают над упражнениями сознательно, а не как заводные куклы, они обычно добиваются больших успехов и в более короткий срок.

Одна из важнейших задач педагога - подметить и суметь развить индивидуальные данные своих учеников. Педагог должен познакомить учащихся с историей, бытом и национальной культурой народа. Беседы педагога о характерных особенностях народного танца могут быть дополнены лекциями о культуре, искусстве народа, коллективными просмотрами танцевальных ансамблей, о национальных костюмах, так как особенности костюма влияют на характер танца, определяют различие движений мужского и женского танца. Нужно развивать в учащихся понимание музыки, так как музыка - это основа, которая помогает исполнителю выявить характер движения и раскрыть содержание танца.

Педагог должен:

  • хорошо разбираться, какие движения характерны для изучаемого танца, не допускать смешение стилей, не засорять танец надуманными движениями, не имеющие к этому танцу никакого отношения.
  • опираться на следующие основные принципы: постепенность в развитии природных данных учеников, строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приёмами, систематичность и регулярность занятий, целенаправленность учебного процесса.
  • проявлять определённую гибкость в подходе к каждой конкретной группе учащихся, творчески решать вопросы, которые ставит перед ним учебный процесс.

Педагог не должен стремиться к прохождению максимального объёма материала в ущерб правильности исполнения и задачам эстетического воспитания учащихся.

Итак, на основе вышеизложенного, подведём итог и сделаем соответствующий вывод: проведённая работа позволила проследить становление балетмейстерского и педагогического образования за более чем двухсотпятидесятилетнюю историю в России была создана совершенная система специального хореографического образования. Начиная примерно с конца XIX -начала ХХ-го веков, её воспитанники восторженно приветствуются во всём мире. Система специального хореографического образования становится неотъемлемой частью национальной культуры, гордостью российской педагогики.

В наше время, чтобы стать балетмейстером, нужно иметь не только специальное хореографического образование, но и природные способности к этому виду творческой деятельности.

Литература.

  1. Булатова ОС. Педагогический артистизм: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / О.С.Булатова - М.: Академия, 2001. - 240 с.
  2. Богданов Г.Ф. Самобытность русского танца: учебное пособие/ Г.Ф.Богданов - М.: Московский государственный университет культуры и искусств, 2001. - 224 с.
  3. Захаров Р.В. Работа балетмейстера с исполнителями / Р.В.Захаров - М., Искусство, 1967.-72 с.;
  4. Красовская В.М. История русского балета: учебное пособие/ В.М.Красовская - Л.: Искусство, 1987.
  5. Монева ЕА. Вопросы преподавания классического танца: Сборник статей/ Е.А. Монева, Г.А. Папашвили, Н.А.Горбунова. - Барнаул: 2002.