Тема урока: "Антонимы". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Задачи урока.

Образовательные:

  • повторить и систематизировать понятия: лексическое значение слова, синонимы;
  • познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие “антоним”;
  • научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте;
  • расширить лексический запас учащихся;
  • познакомить учащихся с использованием антонимов в пословицах.

Развивающие:

  • развивать навык работы со словарной статьей, умение определять лексическое значение слова;
  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
  • развивать умение работать в группах;
  • развивать умение работать с текстом;
  • развивать сообразительность, мышление, внимание, память.

Воспитательные:

  • создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
  • воспитывать эстетический вкус;
  • воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;
  • воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку;
  • воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания. Упражнение 352.

- Произведите разбор по членам предложения. Добрый человек в добре проживёт век. (Пословица)

- Какие пожелания со словом “добрый” вы знаете?

- В каком значении употреблено слово “добрый” в словосочетаниях? Замените его синонимом.

- Дайте определение синонимов.

(Дают определение синонимов)

2. Игра “Синонимы”.

Ребята, запишите в тетради: число, классная работа.

3. Давайте проведём игру: “Угадай слово”. Я читаю лексическое значение слов, а вы записываете эти слова в тетрадь.

  1. Группа специалистов, оценивающая выступление или присуждающая премии на выставках, конкурсах, состязаниях.
  2. Совокупность графических знаков буквенной системы письма.
  3. Фраза перед произведением или главой, поясняющая идею, смысл текста.
  4. Красная строка, отступ вправо в начале строки.
  5. Здание или комплекс зданий для обслуживания пассажиров и размещения служб на железнодорожных, автомобильных и водных станциях.
  6. Краткая дословная выдержка из художественного произведения или научного труда.
  7. Слова, одинаковые или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.

Ответы: жюри, алфавит, эпиграф, абзац, вокзал, цитата, синоним.

4. Объяснение нового материала.

Учитель. Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о синонимах – словах, близких по значению, но разных по звучанию и написанию. Но русский язык необыкновенно богат и разнообразен. В нашем языке есть и такие слова, которые имеют противоположное значение – это антонимы (анти – против, онима – имя). Сегодня мы с вами поговорим о роли антонимов в нашей речи, научимся подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, правильно употреблять в речи, работать со словарями.

Запишите тему сегодняшнего урока: “Антонимы”.

Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, выразительной.

Но необходимо помнить, что антонимичные пары возможны лишь у таких слов, значения которых соотносительны. Например: здоровый – больной, высокий - низкий, радость – горе и т.д.

Антонимы – это обязательно слова одной и той же части речи. Не все слова могут иметь антонимы. Например: железо, доска, мел, дом.

При выборе антонимов необходимо также учитывать возможность многозначности слова. Так слово низкий может быть антонимом не только к слову высокий (низкий дом – высокий дом), но и к слову благородный (низкий поступок – благородный поступок), возвышенный (низкая цель – возвышенная цель).

Мягкий хлеб – черствый, мягкий диван – жесткий, мягкий свет – резкий, мягкий климат – суровый и т.д.

Мы с вами уже знакомы с различными словарями: толковым, орфографическим, орфоэпическим, словарем синонимов и др. Существует и словарь антонимов.

Ученица рассказывает о словаре антонимов.

“Словарь антонимов” М.Р.Львова. Как и в любом словаре, слова в нем расположены в алфавитном порядке. Вот посмотрите, как выглядит словарная статья в этом словаре.

Добрый – злой

Добрый – относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый.

Злой – исполненный недоброжелательства, враждебности, злобы.

Примеры.

Итак, что же такое антонимы?

Делается вывод. Прочитайте правило в учебнике на стр148.

5. Закрепление материала.

1. Многие писатели используют в своих произведениях антонимы, которые делают речь богатой, яркой, выразительной.

Прочитайте слова Я. Козловского и найдите в них антонимы.

Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.

2. Прочитайте слова о русском языке и найдите антонимы.

Язык. Устный и письменный, литературный и разговорный, свой и чужой, знакомый и незнакомый, правдивый и лицемерный, мертвый и живой – и все это язык, объединяющий и разъединяющий людей.

3. Игра “Наоборот”. А теперь пришел черед

Сыграть в игру “Наоборот”.

Скажу я слово высоко,
А ты ответишь: … (низко).
Скажу я слово далеко,
Ты возразишь мне: … (близко).
Скажу я слово : потерял,
А ты кричи скорей:… (нашел).
Скажу тебе с укором: трус,
Ты гордо скажешь: я - … (храбрец).
Теперь начало я скажу,
А ты ответишь: нет, … (конец).

4. Посмотрите на рисунок, на котором изображены два мальчика, и постарайтесь подобрать как можно больше пар антонимичных слов.

(Высокий – низкий, толстый – худой, румяный – бледный, темноволосый – светловолосый, веселый – грустный, добрый – злой и т.д.)

5. Ребята, если внимательно присмотреться к тому, что нас окружает, то можно найти много антонимов. Посмотрите на картинки с изображением разных времен года и постарайтесь подобрать антонимы.

(Зима – лето, холодно – жарко, солнечно – пасмурно, отдых – работа. Весна – осень, увядает – расцветает и т.д.)

6. Вы все любите музыку, но она бывает разной. Послушайте два музыкальных отрывка и попробуйте охарактеризовать их с помощью антонимов. (Тихая – громкая, быстрая – медленная, грустная – веселая, успокаивающая – возбуждающая и т.д.)

6. Работа в группах.

А теперь мы поработаем с вами в группах. (Ребята садятся по группам) Каждая группа получает задание. Выполняются задания в тетрадях.

1 группа

Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях:

Добрый друг - ………….. (злой враг)

Теплый день - ………….. (холодная ночь)

Хорошее начало - ………. (плохой конец)

Полезный труд - …………. (вредное безделье)

Утренний уход - ………….. (вечерний приход)

Последнее поражение - ………… (первая победа)

2 группа

К словам левой колонки подберите антонимы из правой.

близкий злой
честь холодный
редкий незнакомый
правдивый новый
узкий молчать
известный дальний
говорить ложный
активный густой
старый бесчестье
горячий широкий
добрый пассивный

3 группа

Запишите пословицы, в которых попарно встречаются соединенные здесь слова.

Посеешь – пожнешь.

Летом – зимой.

Дело – потеха.

Свет – тьма.

Легко – трудно.

Больше – меньше.

1 группа

Найдите антонимы в пословицах. Объясните, как вы понимаете эти пословицы.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет.
Маленькая ложь за собой большую ведет.
Добрая ссора лучше худого согласия.
Правой рукой строит, а левой разрушает.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

2 группа

Заполнить таблицу, подобрав синонимы и антонимы к данным словам.

  Синонимы Антонимы
Горе    
Друг    
Холод    
Грусть    
Работа    
Говорить    
Старый    

3 группа

Подобрать синонимы и антонимы к слову чуткий. (Равнодушный, невнимательный, бессердечный; отзывчивый, внимательный, сердечный, душевный).

7. Игра “Отгадай, что я”.

Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня … (прохлада).

Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна,
Называюсь… (тишина).

8. Домашнее задание.

Упр. 361.

- Сочинить небольшую сказку с использованием антонимов (задание выполняется по желанию сильными учениками).

- Подобрать из художественных произведений