Клавирная соната как зеркало эпохи классицизма

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель урока - расширить и обобщить представления учащихся о жанре клавирной сонаты эпохи классицизма.

Задачи:

  • образовательная - систематизировать знания, полученные учащимися при изучении жанра классической сонаты, а также познакомить их со своеобразием творческого почерка композиторов венских классиков и их ближайших современников.
  • развивающая - закрепить понятие о сонате как о ведущем жанре инструментальной музыки данного периода, обогащение музыкально-слухового опыта учащихся.
  • воспитательная - воспитание слушательской и исполнительской культуры учащихся, расширение их кругозора, воспитание любви к музыке и к своему инструменту.

Сегодня тема нашего занятия звучит так: "Клавирная соната как зеркало эпохи классицизма".Слайд№1.

Ребята, вы, конечно, уже играли сонаты или сонатины? Давайте вспомним, что называют сонатой, и в чём её отличие от сонатины. Слайды№2-3.

А знаете ли вы,что в 16 в."термин "соната" употреблялся только по отношению к музыкальным произведениям, предназначенным для исполнения на таких "певучих" инструментах, как скрипка и флейта, в отличие от кантаты, сочинённой для пения"? [7; 403]Слайд№4.

Постоянно меняющиеся вкусы публики постепенно приводят и к смене инструментария, который тогда обязательно сопровождал великосветские мероприятия и увеселения. Клавир в это время приобретает необычайную популярность среди музыкантов-любителей, способствуя общему "просветлению музыкального быта". [14; 13]. Слайды №5-6.

Неслучайно, что тема нашего урока посвящена знакомству с клавирной сонатой. Ведь именно в эпоху классицизма этот жанр достиг своего апогея. Расцвет клавирной сонаты связан с творчеством венских классиков, в первую очередь таких композиторов как Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен. Слайд №7.

А давайте попробуем с вами перенестись во времени на два века назад. Чтобы понять музыку этой эпохи, необходимо познакомиться с нравами и обычаями того времени. Композиторы и музыканты-любители придерживались довольно строгих правил в своём творчестве. Слайд №8.

"Это было время утончённости и чопорности во всём - в обращении, в разговоре, в костюме. Мужчины носили напудренный парик с косичкой сзади, кружевное жабо, кружевные манжеты, шитый фрак, чулки, башмаки; дамы носили причёску вверх вроде башни, ходили в корсетах, в которых почтинельзя было повернуться. Танцы были медленные, с низкими, глубокими поклонами или подпрыгиванием." [13;45] Слайд № 9.

Если попробовать сравнить классическую сонату с литературным жанром, то можно сказать, что она похожа на повесть или роман. " Подобно им соната делится на несколько "глав"- частей. Обычно их три или четыре." [7;134] Вы знаете, что в повести или романе описываются действия главных героев,так и в сонате: музыкальные партии (темы)- это такие же действующие лица. Но они не просто следуют одна за другой, а взаимодействуют, влияют друг на друга, а иногда и конфликтуют между собой.

Надо отметить, что изученные вами произведения называются сонатинами и представляют собой пьесы песенной формы (2-х или 3-х частного строения). А с классическими сонатами эти произведения сближает преимущественно общность их интонационного языка.

Как правило, наибольшей интенсивностью отличается одна из частей сонаты - чаще всего первая. Поэтому в ней и сложилась своя, особая форма, которая называется сонатной.Чаще всего она звучит в быстром темпе.

Развитие музыки, написанной в сонатной форме, можно сравнить с действием в драматической пьесе или кино. "Вначале композитор знакомит нас с основными действующими лицами - музыкальными партиями. Это как бы завязка драмы. Затем действие развивается, обостряется, достигает вершины, после чего наступает развязка.[7; 134].

Таким образом, сонатная форма состоит из трёх разделов - завязки или экспозиции, в которой основные партии появляются (экспонируются) в разных тональностях, собственно действия - разработки - и итога - репризы. Слайд №10. Каждый из этих разделов мы с вами рассмотрим более подробно.

Итак, экспозиция или первый раздел строится на контрастном сопоставлении двух основных музыкальных партий ( тем- образов). Слайд №11 . " Одна из них ( в основной тональности произведения) получила название главной партии, поскольку её интонационное содержание в значительной мере определяет характер всего произведения."[12; 11]. Ей противостоит вторая тема контрастная по отношению к первоначальной, которая непременно излагается в новой тональности (как правило, доминантовой). По установившейся традиции её называютпобочной партией. Но из такого названия не следует ошибочно делать вывод о том, что побочная партия по своему музыкальному содержанию менее значительна по сравнению с главной. Очевидно, исторически название это возникло вследствие того, что вторая тема в сонатной форме обязательно излагалась не в основной тональности, а в "побочной". Надо отметить, что в более масштабных и сложных произведениях некоторые композиторы между главной и побочной партией помещают так называемую связующую партию.

Далее следует разработка.Слайд № 12 .Этот раздел наиболее конфликтный, тонально неустойчивый. "Темы, прозвучавшие впервые в экспозиции, обычно раскрываются в разработке по -новому, с неожиданных сторон. Они распадаются на более короткие мотивы, сталкиваются, переплетаются, видоизменяются, борются друг с другом."[7;135] К концу этого раздела состояние неустойчивости и напряжённости достигает высшей точки- кульминации - и требует разрядки, успокоения. Их приносит реприза.

В третьем разделе сонатной формы происходит повторение исходного музыкального материала экспозиции, но с некоторыми изменениями. Слайд №13. Подскажите мне,с какими конкретно? ( Ребята отвечают на поставленный вопрос) Да, действительно важнейшим отличием репризы является исчезновение тонального контраста: обе партии главнаяи побочная звучат в основной тональности. ( Что наиболее заметно в некоторых минорных сонатах).

Иногда завершает первую часть сонаты кода. Слайд № 14 . "В ней проходят отрывки наиболее важных тем( партий ) части, ещё раз утверждается основная, " победившая" тональность.

В начале нашей встречи мы говорили о том, что классическая соната - это крупное многочастное произведение. Вторая часть его, в отличие от первой, как правило написана в медленном темп. Слайд № 15.

Последняя часть называется финалом и выдерживается обычно в быстром темпе. По характеру финал может быть светлым, жизнеутверждающим, оптимистичным. Нередко это красочные бытовые картинки, в основе которых лежит танцевальный ритм (к примеру, менуэта) или же на песенных темах народного склада. Весьма часто в финалах классических сонат композиторы обращаются к форме рондо. Слайд № 16-17.

Переходя к практической части нашего урока, где в исполнении учеников нашего класса прозвучат произведения, иллюстрирующие теоретический материал, хочется добавить, что она составлена с учётом хронологических рамок, а не по степени усложнения репертуара. Это было сделано для того, чтобы с большей достоверностью воссоздать творчество композиторов и дух той эпохи, о которой мы с вами говорили.

А.Г. Рубинштейн так писал о Гайдне: "Это-дедушка, который зазывает к себе детей ("дети" - публика) и раздаёт им конфеты, поддразнивая немного, потому что он был всё же себе на уме; это -лукавый старичок ."[13 ;44].Слайд№18.

Как и многие другие произведения Гайдна, большинство его сонат написаны для клавесина, они проникнуты искрящейся радостью и простодушным весельем, например:

  • Й. Гайдн соната соль мажор 1-я ч. -исполняет учащаяся 4-го класса Шевченко С.

В те времена фортепиано постепенно начало вытеснять из музыкальной практики клавесин и клавикорд. "И если свои ранние сочинения Гайдн писал для этих инструментов, то на изданиях более поздних лет стал указывать "для клавесина или фортепиано.""[9;18]. Среди многочисленных светлых и радостных сонат заметно выделяется глубиной замысла и разнообразием образов до-минорная. Сейчас мы её услышимв исполнении ученицы 5-го класса Хидировой И.

  • Й. Гайдн соната до минор.

А сейчас речь пойдёт об одном очень известном композиторе из Чехии. Его имя - Ян Ванхал, он был исключительно плодовитым автором: его перу принадлежит около 1300 произведений. Слайд №19. Исполнительская репутация его среди современников была довольно высока, и даже маэстро Гайдн дирижировал одной из его симфоний. Вашему вниманию предлагается:

  • Я. Ванхал Сонатина исполняет ученик 1-го кл. Шкурко Д.

18 век: Неаполь - город, в котором когда-то возникли первые консерватории, выпускавшие отлично обученных мастеров-музыкантов. Среди них и юный итальянский композитор Доминико Чимароза.Слайд№20. Его имя часто связывают исключительно с оперным творчеством. Путешествуя по многим городам Европы, он с огромным успехом выступал при дворах местных правителей. " Слушателей пленяло не только очарование музыки Чимарозы, но и его исполнительское искусство игры на клавесине."[15;105].

  • Д. Чимароза сонатина соль мажор исполняет уч-ся 5-го кл. Пятенко Н.

Современником Чимарозы был австрийский композитор В.А. Моцарт - один из величайших гениев в истории музыки, ярчайший мелодист. Он считал, что "музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна пленять слух, всегда оставаться музыкой".[10;12].Слайд №21.Моцарт был первоклассным виртуозом. Его игра так изумляла современников, что "казалась им каким-то колдовством. Однажды в Италии слушатели просили двенадцатилетнего Моцарта снять с пальца перстень. Так как решили, что именно в нём таится сила искусства пианиста."[1;107].Слушаем:

  • В.А. Моцарт Рондо из ранней сонатины до-мажор исполняет уч-ся 5-го кл. Ковальская Л.

А теперь послушайте ещё одно рондо Моцарта, в котором композитор воспроизводит звучность восточного оркестра, что достигается фактурными эффектами. Украшения воспринимаются как красочные пятна, а само рондо, как восточный ковёр из различных рисунков. Может кто-нибудь из вас подскажет его название? В исполнении преподавателя звучит Турецкое рондо Моцарта. (Дети с энтузиазмом узнали хорошо известную музыку). А кто внимательно слушал и может ответить на вопрос: есть ли кода в этом замечательном марше?( Несколько человек обратили внимание на появлениекоды).

Сейчас мы обратимся к творчеству немецкого композитора Даниэля Штейбельта.Слайд №22. Характеризуя его как пианиста-исполнителя своих сочинений, можно отметить разнообразие туше, самостоятельность и увлекательность образов. Он одним из первых начал использовать педаль на фортепиано и описал разные способы педализации в методическом руководстве. Звучит:

  • Д. Штейбельт Сонатина до-мажор исполняет уч-ца 1-го кл. Лавриченко С.

Как считают исследователи, популярность другого великого немецкого композитора Л. Бетховена при его жизни основывалась не столько на его симфонических произведениях, сколько наегозначении, как композитора фортепианных сонат и виртуоза-исполнителя на этом инструменте.Слайд №23.Первые три фортепианные сонаты были сочинены им в 12 лет. Сейчас вашему вниманию будет предложена соль-мажорная сонатина Бетховена. Внимательно прослушайте эту пьесу и постарайтесь определить на слух появление коды:

  • Л. Бетховен Сонатина Соль мажор - исполняет уч-ся 2-го курса Резван С.

А теперь послушаем ещё одну сонатину этого автора. Она интересна тем, что в репризе отсутствует основной мотив главной партии.

  • Л. Бетховен сонатина фа мажор 1-я ч. -исполняет уч-ся 3-го кл.Волошина О.

Надо сказать, что в отличие от Гайдна и Моцарта, Бетховен никогда не обращался к клавесину, признавая только фортепиано. Его исполнительская манера требовала от инструмента плотного могучего звучания, полноты кантилены, глубочайшей проникновенности. Послушаем:

  • Л. Бетховен Соната op.49 №2 соль-мажор - исполняет уч-ся 4-го кл. Швегждо А.

В историю музыки имя известного нотоиздателя и композитора, писавшего во всех жанрах и почти для всех музыкальных инструментов, Антона Диабелли вошло, во многом, благодаря именно Бетховену. 33 вариации на вальс Диабелли являются вершиной всемирной фортепианной литературы, трудно сравнимой с чем -либо ещё. Слайд №24. А мы с вами послушаем:

  • А. Диабелли рондо из сонатины фа мажор - исполняет ученица 5-го кл. Ходыкина Л.

Итак, ребята, мы с вами сегодня смогли прикоснуться к творчеству великих композиторов так называемой классической венской школы и смогли убедиться в неповторимости и уникальности их творческого почерка. Будем надеяться, что полученные теоретические сведения окажутся для вас полезными на уроках фортепиано и музыкальной литературы, а также на уроках музыки и МХК в общеобразовательной школе при изучении ведущего инструментального жанра той эпохи - клавирной сонаты.До новых встреч, друзья!

Использованная литература

  1. Алексеев А. История фортепианного искусства. М., "Музыка", 1988
  2. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах), т. 24 кн. 1-я. М., 1976
  3. Бронфин Е. О музыке и музыкантах. СПб.,"Композитор", 1994
  4. Кремлёв Ю. Йозеф Гайдн. М., "Музыка", 1972
  5. Кюгерян Т. Кода. В кн.:Музыкальный энциклопедический словарь. М., "Советская энциклопедия", 1990
  6. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста., М., "Кифара", 2002
  7. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах.М., "Советский композитор",1986
  8. Музыка. Полная иллюстрированная энциклопедия:энциклопедический словарь от А до Я.М.,2007
  9. Музыка на все времена. т.3-й Гайдн. М., Межрегиональное агенство информации "Вся Россия", 2007
  10. Музыка на все времена. т. 4-й Моцарт. М., Межрегиональное агенство информации "Вся Россия", 2007
  11. Музыка на все времена. т. 5-йБетховен.М., Межрегиональное агенство информации "Вся Россия", 2007
  12. Попова Т. Соната. М., 1962
  13. Рубинштейн А. Лекции по истории фортепианной литературы. М., "Музыка", 1974
  14. Холопов Ю. Сонатная форма. В кн.:Музыкальный энциклопедический словарь. М., "Советская энциклопедия", 1990
  15. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М., Просвещение, 1984