Моделирование размещения дорожных знаков на плане пришкольной территории в графическом редакторе Paint. Разработка урока

Разделы: Информатика


Аннотация к уроку

Заключительный урок по теме «Графический редактор Paint» в 5 классе (информатика в 5 классе изучается как пропедевтический курс).

На уроке используется технология проектной деятельности. Ученикам предлагается графическая модель плана пришкольной территории, на которой надо расставить дорожные знаки. На уроке есть возможность выбора средств и форм работы, проявить свои творческие способности, пофантазировать.

Роль учителя сводится к рассказу об информационных графических моделях, напоминанию назначения дорожных знаков и алгоритма выполнения задания.

Урок проблемно-ориентирован и направлен на поиск наиболее эффективного и целесообразного расположения дорожных знаков на плане вокруг школы.

Ученики самостоятельно выполняют задание, в конце урока представляют свою работу, рассказывают о трудностях, которые у них возникли и обосновывают установку того или иного знака.

Графический редактор Paint изучается, не только для того, чтобы создать рисунок, но и для того, чтобы увидеть его практическое применение в реальной жизни.

Урок сопровождается презентацией (приложение).

Методическая разработка урока

Тема урока «Моделирование размещения дорожных знаков на плане пришкольной территории в графическом редакторе Paint»

Тип урока: закрепление полученных знаний на практике.

Технология урока: проектная деятельность.

Оборудование: ПК, программное обеспечение – графический редактор Paint, проектор, экран, презентация к уроку и раздаточный материал с алгоритмом выполнения работы.

Цели урока: 

  1. развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению;
  2. формирование познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
  3. напоминание правил поведения на улице по дороге в школу и домой.

Задачи урока: 

Обучающие:

  1. познакомить с одним из видов компьютерного моделирования;
  2. закрепить навыки работы с графическим редактором Paint и с операциями работы с файлами (копировать в файл и вставить из файла);
  3. вспомнить назначение дорожных знаков.

Развивающие:

  1. развить познавательный интерес и творческую активность учащихся;
  2. сформировать умение сопоставлять и анализировать;
  3. сформировать навыки самостоятельного подхода к решению проблемы;
  4. научить представлять результаты своего труда и анализировать результаты своих товарищей.

Воспитательные:

  1. воспитать интерес к предмету, аккуратность, внимательность, дисциплинированность;
  2. воспитать добросовестное отношение к работе;
  3. воспитать художественный и эстетический вкус;
  4. воспитать культуру поведения на дорогах. 

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин.);
  2. Постановка темы и цели урока (1 мин.);
  3. Повторение назначения дорожных знаков (5 мин.);
  4. Общие сведения о графических моделях (5 мин.);
  5. Алгоритм выполнения проектной работы(5 мин.);
  6. Практическая работа над проектом по расстановке дорожных знаков на плане пришкольной территории (20 мин.);
  7. Рефлексия. Подведение итогов урока – представление проекта (8 мин.) 

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка темы и цели урока

Сегодня на заключительном уроке по теме «Графический редактор Paint», необходимо будет на графической модели плана пришкольной территории расставить дорожные знаки, учитывая ваши собственные пожелания и наблюдения за тем, что происходит на дорогах вокруг школы.

III. Повторение назначения дорожных знаков

Какие дорожные знаки можно поставить около школы и что они означают?

IV. Общая информация о графических информационных моделях

Каждому приходилось слышать слово «модель». Сначала в детстве были простые модели – игрушки, отражающие форму и цвет реального предмета. По этим моделям ребенок узнавал окружающий мир.

В нашем городе Санкт-Петербурге есть железнодорожный музей в нем представлена действующая модель железной дороги с поездами, путями, стрелками, светофорами, тоннелями, мостами. Прежде чем создать новый автомобиль или самолет сначала создают модели этих объектов и производят их испытание. Такие модели называются натуральными.

– Какие вы еще знаете натуральные модели?

Вы все ездите в метро и видели схему метрополитена или в электропоездах – схему движения электропоезда. Чтобы построить новый микрорайон города сначала рисуют план, а затем создают натуральную модель микрорайона с домами, улицами, деревьями, дорожными знаками. Схемы и планы – называются графической моделью.

Модель – упрощенное подобие реального бъекта.
Модели бывают натуральные и информационные.
Карты, схемы, планы – это графические информационные модели.

На плане местности все реальные объекты изображаются при помощи условных обозначений. (Далее идет разговор о том, что мы видим на плане местности вокруг школы и что как обозначается).

V. Алгоритм выполнения проектной работы

Объяснение сопровождается демонстрацией выполнения задания через проектор.

    1. Загрузить графический редактор Paint.
    2. Выполнить: Вид, масштаб, другой, 800%. Вид, масштаб, показать сетку.
    3. Самостоятельно нарисовать 4 любых дорожных знака, разделив экран на 4 части. В каждой части изобразить 1 дорожный знак. Всего будет 4 дрожных знака. Можно нарисовать светофор, если Вы хотите, чтобы его где-то установили на подходе к школе.
    4. Инструментом выделения без фона – выделить дорожный знак и выполнить: Правка – копировать в файл. Дорожный знак сохранить в папке вашего класса под именем «Название знака», например «Пешеходный переход»
    5. Так проделать со всеми знаками, которые вы нарисуете.
    6. Открыть заготовку плана микрорайона из файла «план» в вашей папке и поочередно вставлить из созданных вами файлов дорожные знаки и передвинуть их в нужное место плана: Правка – вставить из файла.
    7. После того как дорожные знаки будут расставлены подозвать учителя, сохранить работу в своей папке под именем, например, «Петров 5-а».

VI. Практическая работа над проектом по созданию и расстановке дорожных знаков на плане пришкольной территории

Ученики работают за компьютерами по предложенному алгоритму (в распечатанном виде у всех – алгоритм выполнения задания, на доске через проектор – дорожные знаки и их назначение).

Для тех, кто быстро выполнит задание, предлагается нарисовать зеленые насаждения и раместить их на плане пришкольного участка, используя те же приемы работы, что и с дорожными знаками.

VII. Рефлексия. Подведение итогов урока – представление проектов

Выполненные работы демонстрируются через проектор на весь класс и ученики объясняют, почему они поставили дорожные знаки в том или ином месте и о затруднениях, которые у них возникли при выполнении задания.

Учащиеся анализируют работы своих товарищей. Осуществляется выставление оценок учениками и учителем.

Методическое обеспечение урока и методические аспекты организации урока

На уроке используется как основная – технология проектной деятельности, но так же присутствует и лекционный материал.

Используются формы работы: работа по алгоритму и индивидуальная работа за компьютером.

Все ученики обеспечены раздаточным материалом в бумажном виде (алгоритм выполнения работы). Через проектор отображается плакат с назначением дорожных знаков.

Урок сопровождается демонстрацией презентации, на которой представлен иллюстративный материал.

Перед проведением урока ученики должны уметь работать в графическом редакторе Paint: создавать рисунки и сохранять их в файле, копировать и премещать фрагменты рисунка, изменять их размеры.

Итоги урока

Все ученики успешно справляются с выполнением проекта, и это доставляет им большое удовольствие, по-разному устанавливают дорожные знаки около школы, но все против того, чтобы около школы и стадиона была стоянка автомобилей.

Все ученики используют знаки «пешеходный переход» или «осторожно дети» на главных улицах микрорайона.

Урок три года проводится в гимназии №441 и ученики получают только положительные оценки.

Урок разработан полностью учителем Смирновой Т.М., из учебника Н.В. Макаровой взята только идея плана пришкольной территории.