Упражнение в распознавании типа склонения имен существительных, употребленных в косвенных падежах

Разделы: Начальная школа


Цели урока: помочь ребятам вывести алгоритм определения типа склонения у имен существительных в косвенных падежах; совершенствовать умение определять тип склонения по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже); развивать интеллектуальные возможности учащихся; совершенствовать речевую деятельность.

Тип урока – урок формирования новых знаний и умений.

Ход урока

I. Постановка целей и задач урока

– Какую тему начали изучать на прошлых уроках?

– Над чем будем работать сегодня?

– Чему еще учимся на уроках русского языка?

– Итак, сегодня на уроке: Будем учиться определять склонение у существительных. Но, у каких существительных, я думаю, вы это сможете назвать сами в течение урока.

– Я прошу вас: не ленитесь думать, рассуждать, отвечать. Помните, любознательных, активных и внимательных на уроке ждет УСПЕХ (слово на карточке)

II. Интеллектуальная разминка

1 этап. Теоретический

“Это верно или нет”.

– Склонение это изменение существительных по родам. (Нет.)

– При изменении имен существительных по падежам получаются однокоренные слова. (Нет.)

– Подлежащее в предложении всегда стоит в начальной форме. (Да)

– Винительный падеж является начальной формой имен существительных. (Нет)

– Склонение имен существительных определяется по роду и окончанию в дательном падеже. (Нет.)

– Существительные одного и того же рода не могут относиться к разным склонениям. (Могут.)

2этап. Каллиграфический.

– Слушаем шифр нашей минутки чистописания: первая буква в слове успех. Она имеет согласный, глухой, парный, мягкий звук (успех). Вторая буква это окончание существительного успех во множественном числе (успехи). Третья буква является суффиксом в прилагательном мужского рода, образованном от слова успех (успешный).

– Итак, запишем сочетания букв: ипн, инп, нип, пин.

3 этап. Словарно-орфографический

– Попробуйте назвать новое слово из словаря, с которым мы сегодня познакомимся. Для этого спишите слова, вставляя и объясняя пропущенные орфограммы:

Шу.ка, сн.жок, про.ьба, см.шил, праз.ник, з.бежали.

– Какое слово зашифровано? (БЕСЕДА).

– Как вы понимаете значение этого слова? Беседа – разговор, обмен информацией. Запишите это слово, определите склонение. Как определить склонение?

– Прочитайте пословицы.

В умной беседе быть – ума прикупить.
Жить в соседях – быть в беседах.
Без соли, без хлеба худая беседа.

III. Изучение нового материала

– Найдите пословицу, в которой нет глаголов. Запишем её, определим склонение существительных.

? ? 1 скл.

Без соли, без хлеба худая беседа. (На доске с комментированием)

– Вспомните правило. Какие существительные относятся к 1скл, 2скл, 3скл?

– В каком падеже определяем склонение существительных? А эти существительные в каком падеже стоят?

– Итак, кто уже понял, у каких существительных будем учиться определять склонение?

Тема урока: Определение склонения у существительных в косвенных падежах.

– Как же определить склонение, если существительное стоит в косвенном падеже? Попробуем составить алгоритм.

– Определите склонение:

заяц, у лисы, к медведю, с козой, на лошади, на лошадке, без змеи.

IV. Первичное закрепление

  1. Работа с правилом в учебнике.
  2. Упражнение 278 с комментированием.
  3. Самостоятельный разбор предложений по вариантам.

Стоит морозная погода. Падают на землю красивые снежинки.

– Найдите основу предложения, укажите связь слов в предложении. О чём текст в упражнении? Скоро мы будем писать сочинение “Волшебница–зима”.

V. Самостоятельная работа

Поработаем со словариком “снежных слов”.

– Какое задание можно выполнить с данными словами?

– Найдите и выпишите существительные в косвенной форме, определите у них склонение.

После вьюги, метель, от мороза, буран, пороша, на снегу, позёмка, стужа, к снеговику, с лыжником, на холоде (взаимопроверка в парах).

– Кто справился без ошибок? Какие слова, вы можете сами назвать по данной теме? (Снегопад.) Разберем эти слова по составу.

VI. Творческое задание.

– Составить текст – описание “Зима в лесу”. Можете использовать слова для справок.

Составление мини-текста.

Проверка.

VII. Итог урока. Рефлексия.