Практика организации семейных воспитательных групп на базе Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних "Полярная звезда"

Разделы: Школьная психологическая служба


Социально-реабилитационный центр работает с детьми и целью его работы, является оказание помощи детям оказавшимся в трудной жизненной ситуации, организовав для них такие условия воспитания и проживания, которые заложили бы в характере ребенка здоровую основу, помогли бы ему избежать отрицательный опыт своих родителей.

Все несовершеннолетние, зачисляемые в социально-реабилитационный центр, из семей – социально опасных или оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Но само изъятие ребенка из семьи не является помощью, так как травмирует психику несовершеннолетнего. На базе социально-ребилитационного центра “Полярная звезда” организована практика создания семейных воспитательных групп, основной целью существования которых, является воспитание детей в кругу семьи.

Впервые о необходимости создания механизма, который позволил бы сократить число интернатских детей, сказал президент в своем ежегодном послании Федеральному Собранию: “Самая естественная, самая лучшая среда для развития ребенка – это семья. Детский дом, даже самый образцово-показательный, практически не в состоянии вырастить нормального человека, восполнить отсутствие любви и понимания”.

Кризис семьи, нарушение ее структуры и функций, падение жизненного уровня, обесценивание морально-нравственного идеалов, изменение ориентиров ведут к значительному росту социальной дезадаптации детей, которая, прежде всего, проявляется в утрате социальных связей с семьей, ведет к обострению проблем социального сиротства, росту числа несовершеннолетних бродяг, подростков “группы риска”. Неслучайно профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, преодоление социального сиротства, социальная реабилитация и адаптация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, создание благоприятных условий для оказания помощи семьям с детьми, находящимся в социально опасном положении, являются на сегодня важнейшими актуальными социальными задачами.

Даже самые оснащенные и благоустроенные дома ребенка, приюты и социально-реабилитационные центры не могут полностью заменить семью. Не велик процент детей, которые, не получив положительного опыта в семейной жизни, смогут сами в будущем создать полноценные семьи. Поэтому приоритетная задача для нас – внедрение новых форм жизнеустройства, несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей и оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Семейная воспитательная группа позволяет приобрести опыт семейной жизни и создается с целью реализации приоритетного права ребенка жить и воспитываться в семье, провозглашенного в Конвенции о правах ребенка и закрепленного в Семейном кодексе РФ. Такая модель позволяет не только положительно решить вопрос об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи, но и создать механизм временного замещения кровных родителей.

Семейная воспитательная группа оказывает позитивное влияние в компенсации последствий депривации различной направленности. Именно через семейную воспитательную группу реализуются:

  • возможность формирования грамотных представлений о семейных ролях, традициях, взаимосвязях;
  • повышение социальной компетентности и социализации воспитанников;
  • удовлетворение потребности в заботе и любви;
  • стабилизация нервно-психического состояния;
  • создание положительно-эмоционального фона и благоприятного психологического климата для несовершеннолетнего;
  • преодоление страха, тревожности, агрессии у детей;
  • формирование адекватной самооценки;
  • корректировка отношения к себе, к реальности, к другим.

Психолого-педагогическая цель работы семейной воспитательной группы – сформировать у детей психологические механизмы адаптации и интеграции в области семейно-ролевых взаимоотношений.

Можно отметить, что по стране в 78 субъектах Российской Федерации имеет место практика организации семейных воспитательных групп. Так, на пример, в Социально-реабилитационном центре г. Владивостока “Парус надежды”, в Социально-реабилитационном центре г. Москва “Отрадное” имеется структурное подразделение семейно-воспитетельных групп; в Республике Бурятия во всех Социально-реабилитационных центрах организованы семейные воспитательные группы.

В социально-реабилитационном центре “Полярная звезда” разработано положение о семейной воспитательной группе, которое включает в себя общее положение, порядок создания группы, права и обязанности членов группы, а так же все необходимые правовые документы.

В ходе первичной работы с кандидатом в воспитатели выясняются психологические особенности личности воспитателя, мотивы, по которым он собирается взять ребенка. Кандидат в воспитатели проходит углубленную диагностику и получает заключение о соответствии личностных качеств, требованиям, предъявляемым к данной должности и его совместимости с воспитанником. Так же, перед заключением трудового договора с воспитателем, проводится обследование жилищно-бытовых условий жизни кандидата в воспитатели, целью которого, является изучение уровня комфортности и пригодности данного жилья для ребенка.

Сотрудники Центра осуществляют над воспитанником постоянный медико-психологический и социальный патронаж; оказывают воспитателю и воспитаннику социально-медицинскую, социально-психологическую, социально-педагогическую и социально-правовую помощь; обеспечивают досуг воспитанника семейной воспитательной группы наравне с воспитанниками Центра (летний и зимний каникулярный отдых, спортивно-массовые мероприятия и т.д.).

За 2008 год в МУ СРЦН было создано 12 семейных групп. Однако, в течение года, 7 из них были закрыты – под опеку переданы – 2 воспитанника, в приемную семью – 2 воспитанника, один из воспитанников достиг совершеннолетия, 3 детей вернулись в семью. В 2009 г. существовало 5 семейных воспитательные группы, которые были закрыты по достижению совершеннолетия воспитанниками. В 2010г. было открыто 6 семейных воспитательных групп, закрытие которых было связано с передачей несовершеннолетний по опеку воспитателя. Но закрытие семейной воспитательной группы не означает конец отношений между воспитанником и его воспитателем, многие выпускники поддерживают взаимоотношения, часто посещают своих воспитателей и делятся с ними своими достижениями и успехами, обращаются за помощью и поддержкой.

В 2008 году, в журнале “Возьмемся за руки” Вестник Комитета социальной защиты Администрации города Новокузнецка, была напечатана статья о работе одной из семейных воспитательных групп: “Мир не без добрых людей”, в которой описываются взаимоотношения в группе и то тепло и забота, с которой относятся друг к другу воспитанница и ее воспитатель.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что реабилитация в условиях семьи, позволяет существенно снизить уровень тревожности и агрессивности у несовершеннолетнего, помочь ребенку сформировать социально-значимые навыки и скорректировать свое поведение в зависимости от социальной ситуации.

Таким образом, можно сказать о положительном влиянии такой формы социальной реабилитации несовершеннолетних, как семейная воспитательная группа. В данном случае, работа проводится не только с конкретным ребенком, а с семьей, пусть не кровной, но полностью имеющей право называться родной и столь необходимой для полноценного развития личности несовершеннолетнего.