Приобщение детей к чтению — важнейшая задача дошкольного периода

Разделы: Работа с дошкольниками


Приобщение детей к книге, к чтению – важнейшая задача дошкольного периода. В Федеральных государственных образовательных стандартах, принятых в 2010 году, выделена образовательная область “Чтение художественной литературы”, главная цель которой формирование интереса и потребности в чтении книг. Мы же в своей педагогической практике никогда не забывали о великой ценности книги как источника развития человека. К тому же более 10 лет мы работаем по программе “Из детства – в отрочество” (авторский коллектив под руководством Т.Н. Дороновой). В ней литература не играет прикладной роли в системе воспитания и обучения, а занимает особое место. Воспитанию талантливых заинтересованных будущих читателей способствует система занятий по художественной литературе, большой книжный уголок с разнообразной качественной литературой, постоянно обновляющиеся тематические выставки книг. Есть традиция ежедневного чтения: с обсуждением прочитанного в свободную минутку и просто чтение на сон. Выбор книги для чтения не всегда за взрослым, дети приносят свои любимые книги. Обязательное условие – качество книги. Низкопробные, упрощенные переложения мультфильмов или сказок мы принципиально не читаем, объясняя детям, что эта книга для рассматривания, а не для чтения. Уже к концу средней группы наши дети способны воспринимать чтение с “продолжением”, то есть чтение больших произведений. А в подготовительной группе мы читаем довольно серьезные книги, например, сказы П.П. Бажова, причем, с минимальными разъяснениями. В практике нашей работы издание своих рукописных книг “Небылицы”, “Сказки нашего лета”, иллюстрированных детьми.

Прекрасное средство воспитания любви к книге – литературно-музыкальные праздники (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3), которые мы обязательно проводим по оригинальным сценариям, созданным педагогами с учетом возрастных, творческих возможностей детей и родителей. Успешность праздника обеспечивается соблюдением следующих принципов:

  • максимальное привлечение родителей (обязательное чтение дома произведений данного автора, выставки детско-родительских работ, конкурсы костюмов, инсценировки, использование индивидуальных творческих и профессиональных ресурсов родителей);
  • сюрпризность самого праздника для детей (подготовка номеров и выставок ведется, но дети не знают, для чего).

Подготовительная работа начинается с выбора поэта или писателя, глубокого изучения его биографии, творчества для нахождения тех “изюминок”, “крючочков”, которыми можно “зацепить” детское восприятие. Например, на празднике, посвященном В.Д.Берестову, мы внесли “волшебный сундучок” из сказки про домовенка Кузьку. В сундучок мы помещали иллюстрацию к стихотворению Берестова, а ребенок, нарисовавший её, читал это стихотворение. “Волшебство” было принято с чистым сердцем.

Поскольку мы работаем с детьми, имеющими нарушения зрения, только со среднего возраста, литературные праздники проводим в старшей и подготовительной группах. И для разговора с детьми выбираем серьезные темы, вечные истины, понятные детям. Бажов – это патриотизм, любовь к родному Уралу, Берестов – это любовь к своим близким, к своему делу, ко всему на свете. Недаром праздник мы начинали со стихотворения: “Любили тебя без особых причин: за то, что ты дочь, за то, что ты сын…”. А вот создавая сценарий праздника “Права ребенка в произведениях К.И Чуковского”, мы решали достаточно узкую задачу – поговорить с детьми о правах человека на доступном им языке. И это получилось.

Оформлением зала, изготовлением декораций и костюмов занимаются и дети, и взрослые (родители и педагоги). И в самом празднике участвуют все: в инсценировки, игры, конкурсы, зачастую соревновательного характера, привлекаются и дети, и родители. Надо сказать, что литературно-музыкальные праздники всегда проходят в очень теплой, творческой обстановке.

Эффективность литературных праздников как средства приобщения не только детей, но и взрослых к чтению доказана временем, результатами школьного обучения наших выпускников.

Вашему вниманию мы хотим представить такие сценарии, как “Незнайкин папа”, праздник, посвязенный творчеству Н.Н. Носова, “День рождения П.П.Бажова”, “Знакомый незнакомец В.Д.Берестов”. Надеемся, что вы захотите использовать их в своей работе по приобщению детей к великому и прекрасному миру литературы.