Цель урока: Обеспечить усвоение понятий: взаимодействие тел, инертность, масса.
Задачи урока:
- Образовательные
- Создать условия обеспечивающие усвоение понятий взаимодействие, инертность, масса.
- Показать, что взаимодействие необходимое условие изменения скорости тел.
- Выяснить какие свойства тела характеризует масса.
- Рассмотреть понятие масса тела с позиций физической величины.
- Систематизировать и расширить знания учащихся о массе тела.
Тип урока: урок изучения новых знаний
Методы: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, наблюдение, экспериментальные
Технология: ИКТ при изучении нового материала и закреплении.
Оборудование: ПК, мультимедиа проектор, электронная презентация “Масса тела” (Презентация), легкоподвижные тележки (2 шт.), веревка, кегля.
Ход урока
Введение в тему
Сегодня на уроке мы продолжаем изучение темы “Движение и взаимодействие тел” (слайд 1). Движение и взаимодействие – это основные свойства материи, которая окружает нас, частью которой мы с вами являемся. В физике, в частности в механике, которую мы начали с Вами изучать, движение и взаимодействие рассматриваются как физические явления. На предыдущих уроках (слайд 2) Вы познакомились с физическими величинами, которые характеризуют движение. Сегодня на уроке мы выясним, что в физике понимают под взаимодействием, какая связь существует между движением и взаимодействием; а также поговорим о массе тел и узнаем какова ее роль при взаимодействии.
Сейчас проведем небольшой эксперимент. (переход со слайда 2 на слайд 7 по ссылке “Незнайка”)
Опыт 1. Нужно встать на легкоподвижную тележку (приглашается один ученик из класса) и попробовать с помощью тележки, не сходя с нее, добраться до учительского стола. Удалось?
Опыт 2. Предложи способ добраться до стола, с помощью тележки.
Вывод: (закончите предложения)
Слайд 7.
Согласно явлению инерции тело само не может …
Для изменения скорости тела на него нужно подействовать …
Опыт 3. (приглашаются два ученика разной массы)
На одинаковом расстоянии от кегли устанавливаются две тележки, на которые встают ученики. В руки им дается веревка, с помощью которой ученик с меньшей массой должен дотянуть до кегли второго ученика.
Опыт 4. опыт повторяется, но уже тянет веревку ученик с большей массой тела, пытаясь добраться до кегли первым. Получилось?
Вывод:
В результате взаимодействия оба тела изменяют свою скорость. Но изменение скорости тел …, оно зависит от ….
Наша с Вами задача выяснить: от чего? (учащиеся высказывают предположения, среди которых возможно будет и правильное; т.к. понятие массы используется на уроках по другим предметам).
Если ответ прозвучал, то учитель сообщает тему урока и план изучения нового материала. (слайд 3, возврат со слайда 7 по кнопке )
Если нет, то переходит к демонстрации презентации, а развернутый план учащиеся составляют сами в конце урока по своему конспекту. (Cлайд 3)
Тема урока “Взаимодействие тел. Масса” (слайд 5)
Девиз: “Радость видеть и понимать – есть самый прекрасный дар природы. А. Эйнштейн
План
1) Взаимодействие тел
2) Инертность
3) Масса тела
Согласно плану, который отражает основное содержание урока, в конце урока вы будете (переход через слайд 4 по оглавлению на слайд 39)
Знать: понятие взаимодействия, какие свойства тела характеризует масса
Уметь: приводить примеры из своего жизненного опыта; решать задачи на определение массы тел с помощью взаимодействия и взвешивания; переводить единицы измерения массы в СИ; описывать понятие массы по ПОХ (с позиций физической величины).
Понимать: что такое инертность и какова роль эталона в измерении массы.
Изучение нового материала
1. Перейдем к 1 вопросу. Выясним: что же такое взаимодействие? Анализ слайда 8.
Вопросы:
1) Почему скорость тележки в 1 опыте не
изменилась? (потому что нет взаимодействия).
2) Почему во 2 опыте скорости тележек одинаковые?
(потому что тележки одинаковые).
3) Почему в 3 опыте скорости после взаимодействия
разные (тележки разные)
Вывод: Действие тел друг на друга называют взаимодействием.
При взаимодействии тел изменяется их скорость. (Записать в тетрадь).
Примеры взаимодействия: (слайд 9)
Просмотр примеров через гиперссылку в виде видеокамеры (Приложение 1) примеры 3,5,6), запись в тетрадь, дополнить своими примерами
2. Слайд 10. Грузовой и легковой автомобили двигаются с одинаковой скоростью. Однако их тормозной путь различен. Почему?
Работа со слайдами 2-6 Приложения 2, выход через гиперссылку в виде видеокамеры.
Вывод: Масса характеризует инертные свойства тел
3. Установим связь между скоростью тел и их массами при взаимодействии.
Анализ слайда 11 и запись формул в тетрадь.
5. Слайд 12. Конкретизируем смысл понятия инерция, обратимся к словарю.
- Инертность от латинского inertis (лень, бездеятельность).
- Инертность характеризует стремление тела сопротивляться изменению скорости.
- Инертность свойство характерное для всех тел, оно состоит в том, что для изменения скорости тела необходимо некоторое время: чем больше это время, тем более инертно тело.
Можно воспользоваться определением в учебнике:
Инертностью называют свойство тел по-разному менять свою скорость при взаимодействии.
Степень проявления свойств тел количественно характеризуется физической величиной. Для инертности такой величиной является масса.
Мерой инертности тела является масса. Масса характеризует не только инертные свойства тела.
6. Слайд 13 Работа со слайдом.
Масса характеризует гравитационные свойства тел, т.е. способность притягиваться к Земле. Гравитация в переводе на русский тяготение, притяжение, тяжесть. Иногда о теле с большой массой говорят тяжелое, а с маленькой массой – легкое.
7. Рассмотрим массу с позиций физической величины по плану обобщенного характера (слайд 14).
8. Составление конспекта в тетради: (слайды 15 -18)
- Масса тела – это физическая величина, являющаяся количественной мерой инертности тел.
- Масса тела характеризует инертные и гравитационные свойства тел.
- Масса обозначается латинской буквой – т.
- В системе СИ масса измеряется в килограммах. [m] = кг
- Эталоном массы является платиново-иридиевая цилиндрическая гиря, ее масса 1 килограмм. (сообщение ученика об эталоне массы).
- Масса это скалярная физическая величина.
- Любое реально существующее тело обладает массой.
Самую маленькую массу имеют элементарные частицы, которые входят в состав атомов. Самую большую массу имеют звезды.
Примеры масс слайд 9 (шкала масс) Приложения 2, выход через гиперссылку в виде видеокамеры на слайде 18.
Слайд 19. Задание 1: Установи соответствие между живым существом и его массой. (выполняется устно или на слайде мышкой с указателем в виде “фломастера” рисуются стрелки”; щелчком мыши проверяем правильный ответ)
- Массу тела можно измерить двумя способами:
– Взаимодействием тел, используя формулу: (слайд 20)
– Взвешиванием – с помощью весов. (слайд 21)
Подведем итоги:
Слайд 22 Озвучить содержание слайда (опорный конспект)
Слайд 23 Вместо многоточия вставьте подходящие по смыслу слова. (Работа по цепочке по одному предложению, текущее закрепление).
А сейчас просмотрите свой конспект. Выясните, на все ли поставленные в начале урока вопросы получены ответы.
Домашнее задание
: (слайд 40) 1-3 обязательное для всех, 4 творческое (по желанию, возможно создание мини презентации)1) § 18, 19
2) Упражнение 6 № 1-3
3) Приведите примеры ситуаций, в которых мы интересуемся массой тел (письменно в тетрадь 3-5 ситуаций).
4) Подготовьте сообщение по одной из тем:
- Единицы измерения массы
- Измерение массы на Руси
- Эталон массы
- Масса в мире природы и техники.
Ну а сейчас приступим к закреплению изученного материала.
Закрепление материала
, изученного на урокеЗакрепление проводится по выбору учителя:
1 вариант Решение задач № 1-8 (слайды 24-32 ) К задаче № 2 Приложение3
2 вариант Компьютерный тест (Приложение 4, Приложение 5) слайд 33
Контроль: выполнение теста с экрана на листочках, обмен листочками и взаимопроверка с выставлением оценки карандашом. (слайды 34-38 )
Выполнение тестовых заданий с презентации. (часть ребят выполняют тестовое задание за компьютером, остальные в тетради с экрана).
Подведение итога урока. Рефлексия
(слайд 41 )Примечания:
Слова, выделенные жирным шрифтом составляют основу конспекта учащихся (рекомендуются для записи в тетрадь)
P.S.
Методические рекомендации с подробным использованием презентации даны в
Приложении 7.В
Приложении 6 на основе обобщения опыта представлена система работы по созданию и использованию презентаций в учебном процессе на уроках физики.