Наречие. 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (935 кБ)


Цели и задачи:

  • исследовать новую часть речи – наречие по заданному плану;
  • познакомить с особенностями наречия;
  • учить отличать наречие от других частей речи;
  • развивать логическое мышление, память, внимание, орфографическую зоркость;
  • воспитывать умение работать в коллективе, дружеское отношение друг к другу.

Форма работы: групповая (4 группы по 6 человек).

Оборудование:

  • ПК, проектор, экран, презентация;
  • Плакаты для блок-схемы, Дерево Знаний;
  • Конверты с заданиями (на группу);
  • Индивидуальные сигналы для обратной связи.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать. (Слайд 1)

– Сегодня на уроке у нас гость – Мудрый Совёнок. Он нам принёс новую часть речи. Совёнок нам желает хорошего настроения и успешной работы.

II. Актуализация опорных знаний. Чистописание

1. Прописать каллиграфические соединения по образцу.
2. Прочитать пословицу. (Слайд 2)

Выучишь правило – выполнишь верно задание.

– Как понимаете её смысл?

– Спишите пословицу, укажите над каждым словом, какой частью речи является.

(Проверка по слайду 2)

– Какое слово не могли определить?
Дети: Слово «верно».

III. Сообщение темы и цели урока

– Представляем вам новую часть речи – наречие. (Слайд 3)

– Цель нашего урока исследовать наречие со всех сторон. Составим план нашего исследования. Вспомните, по какому плану построены определения других частей речи. Например, глагол.

1. На какие вопросы отвечает?
2. Что обозначает?
3. С какой частью речи связано?
4. Как изменяется?
5. Каким членом предложения является?

IV. Исследование по заданному плану

1. Прочитайте наречия, задайте вопросы. (Слайд 4)

– На какие вопросы отвечает каждая группа наречий?

Весело, интересно, дружно, неожиданно.
Вчера, сегодня, завтра, потом, сейчас, давно.
Слева, внизу, справа, вверху, вдали.
Налево, направо, вниз, вверх, вперёд.
Сверху, снизу, справа, оттуда, издали.
КАК?
КОГДА?
ГДЕ?
КУДА?
ОТКУДА?

2. – Следующий вопрос исследуем в группах. (Слайд 5)

Групповая работа в карточках 1. < Приложение 1>

Соединить вопросы и смысловую нагрузку наречия:

Где? Куда? Откуда? (вниз, далеко, сверху, впереди, издали) ЦЕЛЬ, ПРИЧИНА ДЕЙСТВИЯ
Почему? Зачем? С какой целью? (потому, затем) МЕСТО ДЕЙСТВИЯ
Как? Каким образом? (весело, тихо, удивительно, быстро, ласково) ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ
Когда? Сколько времени? Как долго? (вчера, скоро, медленно, завтра) ПРИЗНАК ДЕЙСТВИЯ

После выполнения задания, группы выставляют на доске соответствующие карточки. <Приложение 2>

V. Физминутка. Гимнастика для глаз

Рисуй глазами треугольник,
Теперь его переверни вершиной вниз,
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмёрку вертикально,
Ты головою не крути,
А лишь глазами, осторожно
Ты вдоль по линиям веди
И на бочок её клади.
Теперь следи горизонтально
И в центре ты остановись,
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец,
Зарядка окончена. Ты молодец!

– Какие наречия встретились?

VI. Продолжение исследования

3. – Исследуем наречие дальше. Узнаем, с какой частью речи связано наречие. (Слайды 5, 6)

Работа в карточках 2 < Приложение 1>

– Сегодня наш класс участвует в кукольном спектакле. Мы давно начали готовиться к нему. Вчера была последняя репетиция. Наши актёры хорошо подготовились, поэтому мы уверенно двинулись на сцену.

– Найдите в тексте наречия, определите вопросы, на которые они отвечают.

– От какого слова будете задавать вопросы к наречию? Выпишите словосочетания.

(Проверка по слайду 6)

– Сделайте вывод, от какой части речи зависит наречие?

– Правильно, от глагола! Древние римляне наречие так и называли «приглаголием».

4. – А сейчас узнаем как изменяется наречие. (Слайд 7)

– Запишите все возможные словосочетания с наречием «вчера» и глаголом «приехать» в женском и мужском роде, во множественном числе. Сделайте вывод.

Дети: Наречие – неизменяемая часть речи.

5. – Исследуем следующий вопрос: каким членом предложения является наречие? (Слайд 7)

Работа в карточках 2. <Приложение 1>

– Определите, каким членом предложения является наречие. Сделайте вывод.

Проверка выполнения. (Слайд 8)

Дети: Наречия в предложении являются обстоятельствами.

VII. Работа над правилом

1. – Нам от Мудрого Совёнка пришла SMS. Что это? (Слайд 9)

Наречие – это часть речи, которая отвечает на вопросы КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? КОГДА? СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ? ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? ЗАЧЕМ? и др.
Наречия обозначают признак, время, место или направление действия.
Наречие – неизменяемая часть речи.
В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами.

Дети: Это правило.

– Разделите правило на части. К каждой части поставьте вопрос.

2. Составляю на доске блок-схему. <Приложение 2>

– Расскажите правило по блок-схеме.

VIII. Итог урока

– Чем пополнили свою Копилку Знаний?

IX. Домашнее задание

Работа в карточках 3. <Приложение 1>

1. Подбери наречия синонимы

Холодно –
печально –
тихо –
правильно –
верно –
весело –
скоро –
гладко –
торопливо –

2. Подбери наречия антонимы

Близко –
поздно –
вверху –
много –
громко –
грустно –
рано –
легко –
глубоко –

X. Релаксация <Приложение 3>

– А сейчас узнаем не зря ли мы провели время на уроке.

На доске плакат с изображением Дерева Знаний (яблоня). Дети самостоятельно анализируют свою работу на уроке и прикрепляют на дерево яблочко, цветок или жёлтый листик.

  • Яблочко – «Я всё понял!»
  • Цветок – «Кое в чем еще сомневаюсь, необходимо повторить»
  • Листик – «Зря время потерял!»