Формирование личностной позиции учащихся на уроках физики

Разделы: Физика


В настоящее время развитие личности учащихся – приоритетная задача школьного физического образования. Считаю, что уроки данного курса могут быть построены на основе технологии личностно-ориентированного подхода. При данном типе обучения основной целью образования становится развитие личности в целом, его индивидуальности. Новое видение личностной ориентации заключается в том, что отбор содержания и построения учебного процесса идут “от личности” – от его опыта, запросов, склонностей, способностей, потребностей в самореализации. Отсюда основными признаками личностно-ориентированного процесса обучения будут:

1) Смещение акцентов с процесса обучения на процесс учения, выражающиеся в:

– активной самостоятельной познавательной деятельности;
– овладение рациональными способами учебно-познавательной деятельности, объективно соответствующими характеру познавательных задач;
– познании своих индивидуальных особенностей, требующих способов учения, оптимальных именно для данного ученика

2) Придание позиции ученика в учебном процессе статуса субъекта познания, общения, ценностных ориентаций, что означает:

– учение для обучающихся приобретает личностный смысл;
– обучающиеся сами определяют цели своего учения (содержание, уровень, специализацию);
– каждый обучающийся обладает свободой выбора и возможностей принимать собственные решения в области форм, стиля учения, самообразования, сотрудничества и т.д.;
– каждый обучающийся имеет возможность реализовать свои творческие способности, свои решения, идеи;
– ответственность за результаты учения обучающийся берет на себя;
– обучающийся осознает свои проблемы, пробелы и достижения и сам принимает решение и программу самосовершенствования на основе рефлексии и саморегуляции.

При таком способе обучения учитель становится организатором отношений, осуществляет мотивационное управление учением, оказывает педагогическую помощь и поддержку, создает ситуацию успеха, демонстрирует полное доверие ребенку, веру в его возможности.

Реализация такого обучения возможна при выполнении таких условий:

1) необходима специальная работа по формированию личностной позиции школьника как его целостной характеристики.

2) для формирования личностной позиции школьника обучение нужно строить так, чтобы познание стало одной из ведущих потребностей ученика. Это возможно только в том случае, если в учебной деятельности он найдет применение своим умениям и способностям, если ему будут представлены возможности для самоутверждения.

Возможные пути становления личностной позиции школьников на уроках физики следующие:

  1. формирование мировоззрения на основе применения ценностно-ориентированного материала;
  2. использование комплекса специальных учебных заданий;
  3. “включение” в специфические виды учебной деятельности;
  4. организация диалогического общения.

Расшифровка этих путей.

  1. Формирование научного мировоззрения связано с использованием физического ценностно-ориентированного материала, который способствует выработке серьезного отношения к физическим знаниям. Это материал методологического, экологического, общекультурного, регионального характера.
  2. Комплекс специальных учебных заданий (СУЗ) включает пять типов в соответствии с умениями, на формирования которых они направлены.
  3. “Включение” учащихся в специфические виды учебной деятельности. Это выполнение эксперимента, решение задач, моделирование объектов и явлений, проведение имитационных игр.

При организации имитационных игр школьники по желанию выступают в разных ролях: биографа, историографа, историка, экспериментатора. “Биографы” пишут очерк об ученом, выполнившем физический эксперимент согласно плана: научная деятельность, отношение к науке, краткая биография, мировоззрение, нравственные ценности и поступки, общественно-политические взгляды и деятельность. “Историографы” на основе анализа литературы готовят сообщение о самом физическом эксперименте в котором раскрывают следующие моменты: проблема, возникающая перед ученным, идея опыта, экспериментальная установка, ход опыта, его результаты, значение для развития науки, техники, культуры. “Историки” готовят материалы, характеризующие историческую обстановку, в которой жил и работал ученый, выполнивший эксперимент. При этом нужно показать политический строй, уровень развития общества, состояние науки, культуры и техники. Результаты выполнения этих заданий могут быть представлены либо в табличной форме, либо как-то иначе. “Экспериментаторы” представляют собой самостоятельно разработанные эксперименты или взятые из готовых компьютерных моделей. Проведение занятий в форме игры позволяет не только познакомить с физическим экспериментом, но и воссоздать историческую ситуацию, взгляды и нравственную позицию этого ученого, человека и гражданина. А это в конечном счете содействует формированию личностной позиции школьников.

Личностную позицию можно формировать при выполнении самостоятельных исследований. Исследования учащихся проводят в соответствии с этапами цикла познания: наблюдение явления → выдвижение гипотезы → планирование проверочного эксперимента → подбор приборов и материалов → постановка опыта → представление результатов → формирование выводов.

Для проведения самостоятельных работ исследований учащимся можно предложить такие темы:

  • изучение электризации тел и взаимодействия электронных зарядов;
  • исследование свойств постоянных магнитов;
  • изучение условий равновесия рычага;
  • изучения отражения света; “открытие” свойств электрического тока; от чего возникают электрические заряды.

К каждому такому заданию могут быть даны дополняющие специальные учебные задания (СУЗы), направленные на выработку личностной позиции, например, такие

СУЗ 1. Какую цель лично для себя вы преследовали, выбирая тему работы?(ответ в свободной форме)

СУЗ 2. Соотнесите возможные способы выполнения этого исследования со своими знаниями, умениями, возможностями. Попробуйте выделить в каждом способе, с вашей точки зрения, положительные и отрицательные моменты.

СУЗ 3. Выберите понравившийся вам способ выполнения исследования, обоснуйте свой выбор. Для этого дополните предложенное начало ответа; “Я выбрал данный способ работы, потому что…”

Формировать личностную позицию школьников можно на уроках при решении физических задач. Здесь можно выделить 2 подхода: первый связан с задачами, в которых ученику предлагается высказать свое мнение, обосновать собственную точку зрения; второй относится к организации деятельности при решении задачи, например, к коллективно-распределительной работе, межгрупповому диалогу.

Например, задача.

В мимолетном прогале
только раз увидать удалось,
как выходит из мглы
на песок отделенного берега
без единой шерстинки,
словно начисто выбритый лось
(В.И. Кочетов. “В Чернобыле”)

Какова, по вашему мнению, причина несчастья, случившегося с лосем? Какие последствия экологического урона, нанесенного в результате Чернобыльской аварии, вы считаете наиболее значительными?

Особый тип задач представляют позиционные задачи. В них бывает нужно определить: 1) позицию автора и аргументы, на которые они опираются; 2) собственную (ученическую) позицию и доводы в ее пользу.

Задача “Да будет свет”.

Ситуация: возникновение проблемы с электропроводкой.

В данном домике перегорела одна лампочка, а свет погас во всех трех комнатах!

СУЗ 1. как вы думаете, почему это происходило?

СУЗ 2. подскажите, как сделать электропроводку

СУЗ 3. обоснуйте свои варианты создания электропроводки.

Организация на уроках физики диалогического общения – действительное средство формирования личностной позиции школьника. Если диалог происходит между обучаемым и обучающим, то серьезные влияния оказывает равенство позиций и взаимное воздействие друг на друга. Диалог формирует способность встать на позицию другого, не высказывать оценок, а приводить только доводы, воспитывает уважение и доверие к собеседнику; важны и эмоциональная окраска общения, выработка умений сочувствовать, содействовать, быть соучастником, строить коммуникации.

В качестве примера самостоятельное изучение “Исследование зависимости силы тока от напряжения. Сопротивление”. Класс делится на группы. Каждая получает одинаковое оборудование: источник регулируемого напряжения, амперметр, вольтметр, ключ, провода. Двое учащихся получают совершенно одинаковые лампочки, двое – катушки с одинаковыми сопротивлениями, один – электродвигатель. Урок начинается с диалога о том, что такое электрический ток, сила тока, напряжение. Есть ли между этими величинами связь? Если есть, то какая? каждый начинает вырабатывать свои идеи: гипотезы и проверочный опыт.

Всем нужно:

  1. записать свою гипотезу;
  2. зарисовать схему цепи, которую необходимо собрать для опыта и исследования;
  3. придумать таблицу для записи результатов;
  4. начертить график зависимости силы тока от напряжения;
  5. сделать вывод (устно)
  6. найти отношение напряжения на участке к силе тока, сделать вывод.

Итак, вывод, сделанный учащимися: сила тока в цепи прямо пропорциональна напряжению.

Сравнивая отношение напряжение на участке к силе тока, группы в процессе обсуждения пришли к выводу: если потребители разные, то и отношения разные. Значит, отношение характеризует потребителя. Эту величину называют сопротивлением и обозначают R. Выводится формула: откуда вытекает закон Ома для участка цепи. При реализации данного подхода на учебных занятиях ученик становится субъектом процесса познания: он сам выбирает пути и способы решения задач, данных учителем, реализует их, участвует в обсуждении результатов, творчески осмысливает изучаемое, и результат выступает у него как открытие. Деятельность педагога нацелена на развитие учащихся, на формирование их способности действовать, строить систему своих знаний. При этом вырабатывается самостоятельность, развивается личностная позиция учащегося.

Конструирование личностно – ориентированного урока можно проводить по известной в когнитивной психологии модели ТОТЕ:

1). ТЕСТ→ 2). ОПЕРАЦИЯ→ 3). ТЕСТ→ 4). ВЫХОД (EXIT) , когда все мыслительные и поведенческие процессы организованны вокруг фиксированной цели и способов ее достижения.

Суть этапов урока в соответствии с предложенной моделью:

1-й этап. Запуск процесса, который включает действия: совместное целеполагание и мотивацию; выбор обучающимися личных предпочтений; обсуждение возможностей построения эксперимента.

2-й этап. Планирование действий учителя, действий обучающихся, методов работы, возможные диалоги учителя и обучающихся.

3-й этап. Проверка достигнутого для сравнения текущего состояния усвоения с желаемым.

4-й этап. Выход, когда совместно принимается решение о том, продолжить работу над проблемой или закончить работу.

Этапы урока согласно данной модели могут выглядеть так:

1. Т1. Совместное целеполагание и мотивация в форме диалога.

2. О. Операции для достижения цели:

а) диалог о том, как можно научиться количественно оценивать действия, что нужно знать для этого, диалог об особенностях какого-то процесса;
б) работа обучающихся с текстом учебника с применением метода эмоциональной остановки;
в) обсуждение того, что удивило, что оказалось непонятным;
г) формирование понятия на основе житейских примеров;
д) самостоятельное описание физической величины по известному алгоритму;
е) диалог о том, как будут применяться полученные знания при расчете определяемой величины.

3. Т2. Проверка достигнутого.

1) составление индивидуального отчета о проделанной работе по примерному плану:

а) что делал?
б) графическое изображение установки, явление в развитии, смыслового восприятия процесса;
в) как рассчитал величину;
г) результат;
д) сравнение и оценка величины, полученной в ходе эксперимента, с величиной, взятой из справочника, из таблиц.

2) Рефлексия групповая о затруднениях при выполнении действий, о предположениях при выполнении экспериментов.

4. Е. Выход.

Задание на дом. Описать возможные применения полученных знаний на практике.

Использование личностно – ориентированного подхода позволяет поставить на первое место личность ребенка как субъекта образовательного процесса, позволяет реализовать основную цель современного образования: создание условий для саморазвития личности, проявления познавательной активности.