План-конспект совместного внеклассного мероприятия во 2-м и 6-м классах к УМК "Этнокалендарь" "Храните чудо-город — наследие Петра"

Разделы: Начальная школа, Классное руководство


Данное мероприятие проходило 28.10.09. в рамках городского семинара по работе с УМК “Этнокалендарь” и было посвящено дню рождения города Санкт-Петербурга, его знаменательным местам. Мероприятие проводилось совместно учителем английского языка (классным руководителем 6 класса) и учителем начальной школы (2-й класс), 6-й класс – ее выпускники.

Целью являлось – знакомство учащихся 2-го класса с некоторыми датами этнокалендаря, а именно с достопримечательностями родного города, именами творцов-юбиляров Санкт-Петербурга.

Перед нами стояла задача: показать преемственность в работе с этнокалендарем. Таким образом, было принято решение – провести во 2 классе игру-викторину, которая соответствует возрастным и психологическим особенностям детей 7–8 лет, где ведущими (организаторами) будут ученики 6 класса.

Необходимо отметить, что учащиеся 2-го класса не имеют специального предмета по истории Санкт-Петербурга, но, как показал опрос, им интересны исторические факты, связанные с созданием их родного города.

Учащиеся 6-го класса уже 3-й год изучают краеведение, и у них есть, чем поделиться с их младшими товарищами. Кроме того, шестиклассникам нравится выступать в роли учителя, наставника, организатора и контролёра.

В ходе подготовки и проведении мероприятия ставились и решались следующие задачи:

Для учащихся 2-го класса:

1) сообщить информацию об отличительных особенностях достопримечательностей Санкт-Петербурга, их местонахождении, истории создания, именах их авторов; а также познакомить учащихся с названиями утраченных (разрушенных) исторических памятников архитектуры нашего города.(См. Приложение 3).

2) совершенствовать у учащихся умения работать в команде, следовать правилам игры, принимать совместные решения, слушать и слышать одноклассников;

3) развивать навыки связной устной речи во время выступлений перед аудиторией, формулировать полный ответ на вопрос.

Для учащихся 6-го класса:

1) закрепить знания по истории города, применив их на практике в процессе организации и проведения игры с второклассниками;

2) совершенствовать умения самоорганизации и самоконтроля при общении ребят с младшими школьниками, а также воспитывать ответственность и умения сотрудничества;

3) развивать память, внимание, умение предвидеть сложную ситуацию и самостоятельно разрешить её.

Для решения поставленных цели и задач мы использовали соответствующие возрастным и психологическим особенностям детей информационно-коммуникативные технологии, групповые, наглядно-иллюстративные, деятельностные, игровые методы (викторина): стихи-загадки, игра-пантомима, пазлы, презентации в Microsoft Power Point, исполнение песни. В игре, которую проводила ученица 6 класса, принимали участие 3 команды из учащихся 2 класса, они соревновались по четырем рубрикам. Каждую рубрику представлял ученик 6 класса, жюри также из шестиклассников следило за ходом игры и работой команд (выставляли баллы, комментировали ответы, определяли и награждали победителей). Таким образом, роль учителя была сведена к минимуму – кроме вступительного и заключительного слова – осуществление технической поддержки мероприятия (работа с мультимедиа и музыкальным центром).

Проанализировав работу учащихся 2 и 6 классов в ходе игры, мы пришли к выводу о том, что поставленные нами цели и задачи были достигнуты в полном объеме, то есть, данное мероприятие позволило:

– с одной стороны: познакомить учащихся 2-го класса с красотами родного города, именами известных скульпторов и архитекторов, заинтересовать ребят историей Санкт-Петербурга. В процессе подготовки второклассники совершали классные и индивидуальные с родителями экскурсии по городу, учащиеся 6-го класса проводили ознакомительные мини-классные часы о достопримечательностях Санкт-Петербурга.

с другой стороны: дать возможность шестиклассникам проявить самостоятельность и ответственность в решении поставленных перед ними задач.

Исходя из этого, мы планируем: проводить и далее совместные мероприятия как по датам этнокалендаря, так и по другим темам.

Ход мероприятия

1. Орг.момент.

2. Вступление.

Учитель 1: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас не обычный урок, и даже не классный час, а особое мероприятие – игра. Мы собрались, чтобы вспомнить одну из памятных дат этнокалендаря. Вы знаете, у каждого человека есть день рождения. Наш город, как человек тоже имеет свой день рождения. А кстати, когда мы его празднуем? (______).Совершенно верно, в этом году 27 мая жители нашего города праздновали 306 годовщину со дня его основания. Кроме того, у нашего города как у всех нас есть имя. А какое? (_____).Таким образом, сегодняшняя игра будет посвящена Санкт-Петрербургу, его знаменательным местам. А так же мы с вами вспомним имена тех талантливых людей, которые в разное время создавали всю эту красоту в наше городе. Проведут эту игру ваши старшие товарищи, ученики 6 “б” класса. (представляет учеников:____________)

Итак, мы начинаем, и я передаю слово ведущей (Ученик(-ца) 6 класса).

3. Правила игры.

Ведущая: (объясняет правила игры, представляет жюри): Спасибо, _______________.

Итак, вы уже поделились на три команды и выбрали капитанов, которым предстоит принимать важные решения по ходу игры. Вся игра будет проходить по 4 рубрикам, их вы можете увидеть на “Волшебном колесе истории” (См. фото):

1. Петербург в стихах.
2. Театральная страничка
3. Архитектура Северной столицы.
4. Домашнее задание.

Каждую рубрику проведёт один из ребят 6 класса, по ходу они сами скажут вам, что делать. За правильные ответы вы сможете получить 1 балл (кораблик – символ нашего города). Чья команда набирает большее количество таких корабликов, та и побеждает! За игрой будет наблюдать жюри: _____________________________________________ Желаем всем удачи!

Ну, а для начала, давайте представимся. Итак, я объявляю презентацию команд.

4. Презентация команд: (См. Приложение 1) команды выходят к доске, представляют название в стихотворной форме и с эмблемами. + слайды на экране

№ 1: Медный всадник.

Памятник из бронзы:
Честь царю, хвала!
Мчится, словно ветер,
Конь тянет удила.
На коне сидит герой,
Он красивый, молодой.
Это – память в честь Петра,
Много сделал он добра.
Скачет воин в будни, в праздник,
А зовётся – Медный всадник.

№ 2: Летний сад.

Есть в Петербурге чудо-сад
Украшен кружевом оград
Дворец в нём есть царя Петра
И статуи, как божества.
В тени аллей, возле оград,
Скажите, что это за сад?

№ 3: Петропавловская крепость.

Ветра волн и волн свирепость
Все видала и все снесла
Петропавловская крепость –
Тучи рвущая игла…

5. Игра по рубрикам.

Ведущая: (подходит к колесу, поворачивает стрелку на рубрику “Петербург в стихах”.)

Играет первая рубрика “Петербург в стихах”, и я представляю ее ведущую __________

Рубрика № 1:

Прочитаю вам загадки.
Слушайте внимательно.
Что за место в Петербурге,
Узнайте обязательно!

Каждая команда по очереди услышит по 2 загадки о достопримечательностях Санкт-Петербурга. Каждый раз отвечает только одна команда, соперники не подсказывают! В этом конкурсе можно максимально набрать 2 балла. Ну, что, слушаем загадки + слайды.

Ученик 6-го класса № 1.

Площадь эта главная,
Площадь эта славная.
Побывать на ней все рады:
Тут проводятся парады,
Проходят демонстранты,
Играют оркестранты.
Бывают здесь гуляния,
На лошадях катания.

Хоть она и старая,
Но выглядит, как новая,
Площадь наша главная
По имени (ДВОРЦОВАЯ ).

Ученик 6-го класса № 2.

На площади Дворцовой
Стоит он много лет…
Все им восхищаются
Здесь равнодушных нет.

Из разных стран художники
Картины привезли,
Чтоб их полотна дивные
Увидеть все могли.

И чего здесь только нету:
Знаменитостей портреты,
Удивительные вазы,
Украшения в алмазах…

Раньше был он для царей,
А теперь тут стал музей.
Это наш, это ваш
Петербургский (ЭРМИТАЖ)

Ученик 6-го класса № 3.

В начале Невского стоит
Прекрасно здание на вид.
Колонны, статуи и шпиль,
И только в вышине.

Горит кораблик золотой
Весь в солнечном огне.
(АДМИРАЛТЕЙСТВО)

Ученик 6-го класса № 4.

Красивый и просторный,
Широкий и большой,
Идёт он от Дворцовой,
Встречается с Невой.

Мост Александра Невского
Задерживает путь,
По главному проспекту.
А как его зовут? (Невский проспект)

Ученик 6-го класса № 5.

Красивый мост, любимый нами,
Известен четырьмя конями.
Но имя носит он не Клодта,
А полковника, чья рота
Здесь мост срубила из осины.
Недолговечна древесина…
Опоры каменными стали,
А мост всё так же люди звали
По старой дедовской привычке.
И мы зовём его…
АНИЧКОВ (МОСТ)

Ученик 6-го класса № 6.

Храм распахнул колоннаду дугой.
Вознесся над куполом крест золотой.
Взят пудостский камень для стен и колон
(Для храма впервые использован он).
На Невском, где всё изумляет наш взор,
Воздвиг Воронихин …
(КАЗАНСКИЙ СОБОР).

Ребята, сегодня (28 октября) знаменательная дата Этнокалендаря – 250 лет со дня рождения известного русского архитектора Андрея Воронихина, по проекту которого создан Казанский собор.

Ведущая: Спасибо всем командам. А теперь послушаем, что скажет жюри.

Жюри: Результаты конкурса “Петербург в стихах”: ……… (называет команду и количество баллов).

Ведущая: (подходит к колесу, поворачивает стрелку на рубрику “Театральный Петербург”). Играет вторая рубрика “Театральный Петербург”, и я представляю ее ведущего _____________ .

Рубрика № 2:

Здесь вам, дети, нужно будет
Всё без слов понять.
Символ Петербурга
Жестами и мимикой
Только передать.

Команды по часовой стрелке (показывает) друг другу показывают жестами, мимикой, то есть без слов, символы Санкт-Петербурга и те места, которые можно назвать его визитной карточкой. Нужно всего лишь назвать, что это за символ или достопримечательность. Отвечает каждый раз только одна команда. В этом конкурсе максимально вы можете получить один балл за правильный ответ. Начинаем с команды ……

Ведущая: Молодцы. Все команды подготовили замечательные мини-этюды. Ну, а как их оценит жюри? Давайте послушаем.

Жюри: Результаты конкурса “Театральный Петербург”: ……… (называет команду и количество баллов).

Ведущая: (подходит к колесу, поворачивает стрелку на рубрику “Архитектура Северной столицы”). Играет третья рубрика “Архитектура Северной столицы”, и я представляю ее ведущую _____________ .

Рубрика № 3:

Что ж, посмотрим,
Кто быстрей выполнит задание!
Соберите-ка картинку,
Назовите здание!

Каждая команда получает набор карточек-пазлов, из которых, если их правильно сложить, должно получиться изображение знаменитого места в нашем городе. Кроме того, вам нужно вспомнить название этой достопримечательности и имя её создателя. В этом конкурсе оценивается скорость, правильность выкладывания картинки и верное её название. Так максимально вы можете получить 3 балла. Итак, я раздаю наборы пазлов, начинаем только по моей команде: (раздает, дает команду “начали”).

Ведущая: Отлично/ Хорошо справились с заданием команды! Теперь жюри нам огласит результаты.

Жюри: Результаты конкурса “Архитектура Северной столицы”: ……… (называет команду и количество баллов).

Ведущая: (подходит к колесу, поворачивает стрелку на рубрику “Домашнее задание”). Играет четвертая рубрика “Домашнее задание”, и я представляю ее ведущего __________

Рубрика № 4:

Вы ездили по городу,
Смотрели все вокруг.
Экскурсия понравилась? (Дети отвечают.)
Прекрасен Петербург!
Домашнее задание
Проверим мы сейчас.
Рассказы и рисунки
Пускай увидит класс!

Каждая команда по очереди представляет по одному рисунку-рассказу, который вы сделали на основе увиденного и услышанного на обзорной экскурсии по городу. Вам необходимо показать рисунок и кратко пояснить, почему это место в Санкт-Петребурге вам нравится больше всего, чем оно вас так привлекает. В этом конкурсе максимально вы можете набрать 3 балла. Итак, начнем с команды ……….

(Из каждой команды по очереди выходит представитель , вывешивает свой рисунок на доску и делает выступление на 1–2 минуты об этой достопримечательности: сообщает название, автора (скульптор, архитектор), интересные факты из истории ее создания, аргументирует, почему ему понравилось это место в Санкт-Петербурге).

Ведущая: Ну, что ж, ребята, судя по вашим работам, мы видим, что у вас остались самые прекрасные впечатления от экскурсии по нашему городу. Предоставим слово жюри об итогах данного конкурса.

Жюри: Результаты конкурса “Домашнее задание”: …… (называет команду и количество баллов).

Ведущая: Спасибо жюри. Ребята, пока жюри подводит итоги всей игры, скажите, что вам запомнилось и понравилось в нашей сегодняшней игре больше всего? (_______).

Ребята, к сожалению, в нашем городе не все памятники сохранились до настоящего времени, многие из них утрачены. Таким образом, надо беречь и хранить всё то, что нам досталось как наследие Петра I и его преемников.

А теперь я передаю слово жюри.

6. Подведение итогов всей игры.

Жюри: Благодарим всех участников мероприятия, мы убедились, что все ребята хорошо подготовились и показали, насколько хорошо они знают свой родной город. А сейчас результаты нашей игры (называет команду и общее количество баллов за всю игру, начиная с команды с наименьшим количеством баллов). Поздравляем победителей!

7. Заключительная часть.

Учитель 2: Ребята, вот наше мероприятие подошло к концу. Только что мы узнали имя команды-победителя. Но это, пожалуй, не самое главное сегодня. А главное то, что в процессе подготовки и по ходу самой игры мы узнали, что наш город создавался руками множества талантливых людей и не только из России, а из Германии, Италии, Франции, Голландии. И все 306 лет, сколько существует Санкт-Петербург, люди всего мира восхищаются его красотой и спешат посетить его улицы, музеи, театры, соборы и набережные, чтобы потом у себя в стране рассказать, как прекрасен этот российский город.

8. Песня “Санкт-Петербург” + слайды на экране (См. Приложение 2): (Звучит вступление к песне “Санкт-Петербург”, учитель жестом показывает ребятам встать, учащиеся поют песню под музыкальное сопровождение мультмедиа (1-й куплет + припев).)

Видеоролик можно получить у автора статьи.

9. Награждение: (шоколадки с видами Петербурга, медали с символами города).