Урок по теме "Реки России". 8-й класс

Разделы: География

Класс: 8


Задачи:

Образовательные:

  • продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы России на примере рек;
  • познакомить учащихся с видами вод суши на территории страны;
  • расширить представление учащихся о различных видах вод суши и их размещении на территории России, о значении рек в природе и жизни человека;
  • систематизировать знания учащихся о крупнейших речных системах страны, их бассейнах, питании и режиме;
  • сформировать понятия “падение реки”, “уклон реки”, “половодье”, “межень”, “паводок”, “режим реки”, “годовой сток”;
  • научить определять по картам и статистическим материалам особенности главных речных систем страны;
  • познакомить учащихся со стихийными бедствиями, вызываемыми действиями рек;
  • развивать умение прогнозировать изменение рек под влиянием человеческой деятельности.

Развивающие:

  1. научить учащихся самостоятельно определять по картам речные системы, водоразделы;
  2. продолжить формирование и умения работать с географическими картами и другими источниками информации.

Воспитательные

  • воспитывать чувство гордости за природу России;
  • воспитывать желание узнавать новое;
  • экологическое воспитание.

Оборудование:

презентации урока “Реки России”,

  • презентации к уроку “Реки бассейна Северного Ледовитого океана”,
  • Презентации учеников на сайте не размещены (обращайтесь к автору статьи)“Реки бассейна Тихого океана”, “Реки бассейна Атлантического океана”, “Реки бассейна внутреннего стока”, “Реки Республики Башкортостана”, “Река и человек”.
  • учебник В.П.Дронова, И.И.Баринова, В.Я.Рома, А.А.Лобжанидзе “География России” 8 класс — М.: Дрофа, 2006
  • атлас России 8-9 класс,
  • физическая карта России;
  • мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

- Мы с вами закончили изучать тему “Климат России”. Как вы думаете, что мы должны изучать дальше? Почему?

- Откроем тетрадь и запишем число и тему урока “Внутренние воды России”.

- Скажите мне, пожалуйста, что такое внутренние воды?

- Перечислите мне, пожалуйста, внутренние воды России. Презентация. Слайд 1

- С какими природными компонентами они взаимосвязаны и взаимодействуют? Презентация. Слайд 2.

- Как вы думаете, с чего мы начнём изучать внутренние воды России?

- Правильно, молодцы! Записываем тему урока “Реки России”. Презентация. Слайд 3.

П. Изучение нового материала.

- Россия - страна величайших речных систем. Из 34 крупнейших рек мира 6 полностью протекают по территории России (Лена, Енисей, Обь, Волга, Оленек, Колыма), а Амур и Урал - на значительном протяжении своего течения. Презентация. Слайд 4

- Реки Обь, Енисей, Лена, Амур относятся к величайшим рекам мира, а Волга является самой крупной рекой Европы.

- На 60 россиян приходится по одной реке или 60 см на каждого.

- Ребята, вспомните, пожалуйста,

Что такое река? Презентация. Слайд 5

Что мы знаем о реках России?

- По справочным сведениям на странице 256 учебника определите самую длинную реку России. Презентация. Слайд 6

- Молодцы, по данным таблицы вы определили, что самой длинной рекой России является река Обь с притоком Иртыш, но если вы откроете страницу 109 учебника, то в первом абзаце вы прочитаете..., что самая длинная река России — Лена, почему?

- Если считать длины рек, носящих на всем своем протяжении одно название, не учитывая составляющих, из которых эти реки сливаются, первая десятка рек России будет выглядеть следующим образом (табл. 1).

- Логично считать истоком главной реки каждой речной системы ту точку, от которой начинается самый длинный непрерывный водный поток. По длине таких потоков от истока притока или составляющей главной реки до устья главной реки порядок следующий (табл. 2). Презентация. Слайд 7

- Мы должны с вами знать: Презентация. Слайд 8 самой длинной рекой на территории России является Обь с притоком Иртыш.

- Кто нам покажет на карте Обь с притоком Иртыш?

А самой извилистой рекой России является река Пьяна, приток реки Сура, расстояние от истока до устья реки всего 30 км, а длина составляет 400 км и протекает она по Восточно-Европейской равнине.

- По рисунку 43 на странице 110 учебника назовите крупнейшие речные бассейны России. Презентация. Слайд 9

- Всё правильно, крупнейшим речным бассейном является река Обь с притоком Иртыш.

- У каждой реки есть своё начало и это место называют ______. Презентация. Слайд 10

- Одна река может вытекать из болота, другая река начинается из родника, третья река зарождается на склонах гор, четвёртая начинается из озера.

- Как называется место, где река впадает в другой водоём?

- Устья рек бывают разными

- Устье, которое имеет вид узкого воронкообразного залива – его называют эстуария. Презентация. Слайд 11

- По физической карте России приведите примеры рек, которые имеют эстуарии. (Обь, Енисей, Дон и т.д.)

- А низменное пространство, образовавшееся в устье из речных отложений, называют дельтой реки. Презентация. Слайд 12

- По физической карте России приведите примеры рек, которые имеют дельты. (Лена, Волга и т.д.)

-Мы должны с вами знать, что самая большая у реки Лена. Презентация. Слайд 13

- Кто её нам покажет на карте?

- Скажите мне, пожалуйста, почему у реки Волга имеется обширная дельта, а Обь и Енисей заканчиваются длинным морским заливом? - По физической карте определите название морей, в которые впадают предложенные реки, и определите их устье. Презентация. Слайд 14

- Покажите мне, пожалуйста, направление течения реки. Презентация. Слайд 15 (Реки текут от истока к устью).

- По физической карте России определите, направление течения большинства рек России.

- С чем это связано?

- Удобно ли это для хозяйственной деятельности населения страны и заселение её территории?

- Где у нас правый и левый притоки?

- Что показано на слайде?

- Речная система — это река со своими притоками

- Назовите части реки.

- Правильно, реку можно разделить на верховье, среднее течение, низовье.

- На слайде представлено “Волжское яблоко”, скажите, пожалуйста, почему река Волга имеет такую речную систему? Презентация. Слайд 16

- Северная часть бассейна — это район избыточного увлажнения территории, а южная часть — район недостаточного.

- Вспомните, что такое бассейн реки и водораздел?

- Бассейн реки — это территория, с которой река со своими притоками собирает воду.

- Водораздел — это граница между бассейнами рек. Какие характеристики реки необходимы для хозяйственного использования? Презентация. Слайд 17

- Для хозяйственного использования рек необходимо знать количество рек, их длину и полноводность.

- От чего зависит полноводность рек? Презентация. Слайд 18 (Полноводность рек зависит от количества воды в реке).

- От чего зависит количество воды в реке?

- На годовой сток влияют:

  • увлажнение местности;
  • многолетняя мерзлота как водоупорный горизонт;
  • горный и равнинный рельеф;
  • мягкие и кристаллические горные породы;
  • растительный покров лесов и пустынь;
  • водохранилища.

- Какую закономерность нужно выделить? (Чем больше увлажнённость территории, тем больше количество воды в реке, следовательно, больше речной сток).

- Как вы думаете, изменяется ли речной сток во времени? Презентация. Слайд 20

- Да, изменяется.

- Правильно, речной сток изменяется в сутки, за месяц и за год.

- Годовой сток рек России составляет 4300 куб.м. Презентация. Слайд 19

- На долю российских рек приходится 10% мирового речного стока.

- 95% речного стока формируется в пределах России. По рисунку 42 на странице 109 определите реки России, которые имеют: Презентация. Слайд 21

  • наибольший речной сток;
  • наименьший сток.

- Почему Енисей занимает I место по объёму годового стока? Презентация. Слайд 22

- Как распределён речной сток по территории России? (Речной сток распределён неравномерно).

- Какая часть России имеет наибольший речной сток?

- Около 80% его приходится на азиатскую часть страны.

- Внимание! Мы должны это знать! Самая многоводная река России – Енисей. Презентация. Слайд 23

- Как рельеф влияет на речной сток? Презентация. Слайд 24 (На равнинах речной сток уменьшается, а в горах увеличивается).

Расход реки — это объём воды, протекающий через поперечное сечение потока в единицу времени. Презентация. Слайд 25

Q = F V

F - площадь поперечного сечения

V - скорость течения

Чем больше скорость течения, тем больше расход воды в реке.

- Как вы думаете, изменяется ли расход воды в реке? Презентация. Слайд 26 (Расход воды в реке сильно колеблется в течение года).

- Расход воды в реке колеблется в течение года, по сезонам и т.д.

- Итак, подведём итог.

- От чего зависит полноводность рек? Презентация. Слайд 27

- Полноводность рек зависит от климата.

- Рассмотрим, как климат влияет на реки.

- Рассмотрите предложенные рисунки на слайде и определите, как климат влияет на реки. Презентация. Слайд 28

- Густота речной сети больше в северной части страны, где выпадает больше осадков. В южных районах — рек меньше.

- От чего зависит густота речной сети? Презентация. Слайд 29

- Густота речной сети зависит:

  • от общего увлажнения территории;
  • от рельефа и геологического строения территории.

- От климата зависит и питание рек. Презентация. Слайд 30

- Вспомним, типы питания рек.

Типы питания рек: дождевое, снеговое, ледниковое, грунтовое, смешанное. Презентация. Слайд 31

- Самостоятельно установите влияние разнообразных климатических условий на питание рек.

- Какие реки нашей страны имеют дождевое, снеговое, смешанное, подземное и ледниковое питание? Объясните свой выбор.

- Какой вывод мы можем сделать? Презентация. Слайд 32 (Большинство рек России имеют смешанное питание).

От климата зависит режим рек. Презентация. Слайд 33

- Что такое режим реки? Презентация. Слайд 34

- Режим реки — это изменение реки во времени.

- Как изменяются во времени реки Башкортостана? (Весной они полноводны, летом уровень реки уменьшается, осенью самый низкий уровень рек, зимой покрываются льдом).

- Для чего необходимо изучать режим рек?

Знание особенностей различных режимов рек необходимо для строительства и эксплуатации ГЭС, организации работы водного транспорта, а также для орошения, лесосплава и т.д.

- Режим рек необходимо характеризовать комплексно, учитывая: водный, тепловой, химический, биологический и режим твёрдого стока. Презентация. Слайд 36

- В зависимости от характера хозяйственного использования рек их водный режим может быть естественным или зарегулированным. Презентация. Слайд 37

- Зарегулированный режим имеют реки, на которых построены ГЭС, плотины и водохранилища.

- Назовите зарегулированные реки Башкортостана? (Белая, Уфа и ряд малых рек Башкортостана)

- По рисунку 44 “Типы водного режима” на странице 112 учебника определите, типы водного режима рек России.

- По водному режиму реки делятся на три группы: Презентация. Слайд 38

- Рассмотрим реки с весенним половодьем.

- Для начала определим, что такое половодье? Презентация. Слайд 40

- Половодье — это ежегодно повторяющийся примерно в одно и то же время высокий подъём воды на реке, сопровождающийся затоплением поймы.

- По рисунку 44 “Типы водного режима” на странице 112 учебника определите, какие реки имеют режим весеннего половодья? (Волга, Обь, Енисей, Лена и т.д.)

- Делаем вывод, большинство равнинных рек имеет режим весеннего половодья. Презентация. Слайд 41

- Какое питание преимущественно будет у этих рек? (Снеговое).

- По рисунку 44 “Типы водного режима” на странице 112 учебника определите, какие реки имеют режим летнего половодья? Презентация. Слайд 42 (Это реки гор Прибайкалья, Забайкалья, Камчатки, Кавказа, Алтая, Северо-востока России).

- Какой тип питания им характерен? (У них преимущественно ледниковое питание).

- Рассмотрим реки с паводочным режимом.

- Определим, что такое паводки? Презентация. Слайд 43

Паводки — это резкие кратковременные подъёмы воды в реке, которые возникают в любое время года и связаны чаще всего с обильными дождями.

- По рисунку 44 “Типы водного режима” на странице 112 учебника определите, какие реки имеют паводочный режим? Презентация. Слайд 44 (Это реки низкогорья западной части Большого Кавказа).

- Какой тип питания их характерен? (Дождевое питание).

Летом из-за значительного испарения воды в реках очень низкий уровень воды. Это время называют меженью. Презентация. Слайд 46

Межень — это время устойчивого низкого уровня воды в русле реки.

- На слайде вам представлен график изменения расхода воды в реке за год.

Сделаем выводы:

- Расход воды в реке в течение года постоянно меняется. Презентация. Слайд 47

Данный график называют ГИГРОГРАФОМ.

- По картам учебника или атласа определите, в каком климатическом поясе преобладают:

  • реки с весенним половодьем (УКП);
  • реки с паводочным режимом (сТКП);
  • реки с половодьем в тёплую часть года (УКП).

- Используя рисунок 45 “Замерзание и вскрытие рек” на странице 113 учебника назовите:

  • реки, имеющие ледостав с октября по май (Обь, Енисей, Лена и т.д.);
  • реки, не имеющие ледостава (реки Западной части Большого Кавказа);
  • реки с ледоставом с декабря по март (реки Предкавказья, Западная Двина)

- Объясните, почему на юге Восточно-Европейской равнины реки практически не замерзают, а на севере замерзают на 6-7 месяцев в году?

- Сделайте выводы о влиянии климатических условий на замерзание рек.

- Объясните, какое влияние оказывает продолжительность замерзания реки (ледостава) на её режим? Следующий режим, который мы рассмотрим — это режим твёрдого стока. Презентация. Слайд 48

- Твёрдый сток — это переносимый водой материал, состоящий из растворённых в воде химических и биологических веществ, а так же твёрдых мелких частиц.

- При каком условии будет переноситься больше материала? Презентация. Слайд 49)Это зависит от скорости течения).

- Какую закономерность мы отмечаем? (Чем больше скорость течения, тем больше материала способна переносить река).

- Как вы думаете, на каких реках будет максимальный твёрдый сток? (На горных)

- Правильно, у нас в стране максимальный твёрдый сток имеет река Терек, она переносит 26 миллионов тонн материала в год.

- Из всего выше сказанного мы можем отметить, что река совершает определённую работу.

- Какую работу может совершать река? Презентация. Слайд 50

- Река совершает разрушительную и созидательную работу.

- Правильно, созидательную работу реки называют речной аккумуляцией, а разрушительную — речной эрозией.

- Чем различаются реки на предложенных фотографиях? Презентация. Слайд 51 (Скоростью течения, характером и т.д.).

- От чего зависит скорость течения реки?

- Для ответа на это вопрос я вам предлагаю посетить школу “Уфимских мозголомов” и ответить на их вопрос. Уфимские мозголомы.wmv (Скорость течения реки зависит от рельефа территории).

- По характеру реки бывают равнинными и горными. Презентация. Слайд 52

- Для оценки рек в жизни и хозяйственной деятельности человека очень важно знать не только режим реки и величину стока, но и падение, и уклон реки. Презентация. Слайд 53

Падение реки — это разность отметок высот поверхности воды в двух точках, расположенных на некотором расстоянии вдоль течения реки. Презентация. Слайд 54

- Для равнинных рек падение составляет несколько сантиметров на 1 км, для горных несколько метров на 1 км.

- Определите по физической карте России падение реки Волга от истока до Нижнего Новгорода. Презентация. Слайд 55

- Падение реки составляет 215 м. Эта река горная или равнинная?

- Уклон реки — это отношение падения реки к её длине. Презентация. Слайд 56

От уклона реки зависит скорость течения: у равнинных малые скорости течения, обычно 0,3-0,5м/сек., а у горных до 3-6м/сек.

- Определите уклон реки Волга от истока до Нижнего Новгорода. Презентация. Слайд 57

Как изменяются уклоны русла реки в нижнем, среднем и верхнем течении и как вязи с этим изменяется использование реки в хозяйстве? А так же рассмотрим работу реки на этих участках. Презентация. Слайд 58

- А будет ли меняться русло реки на этих участках? (Да, изменяется).

- На предложенном слайде определите, какое русло будет: Презентация. Слайд 59

  • в верховье реки;
  • в среднем течении;
  • в низовье.

- Падение и уклон являются результатом влияния рельефа на реки.

- Почему реки различаются по характеру течения?

- Равнинные реки имеют древний возраст, их русла сложены мягкими осадочными породами. Речные долины хорошо разработаны. Особенность этих рек – образование сухих дельт и минимальные нормы годового стока.

- Приведите примеры использование горных и равнинных рек в хозяйстве?

- Какие реки преобладают по характеру течения на территории России? (Равнинные).

Из-за незначительных уклонов крупнейшие реки России по скорости течения – одни из самых медленных в мире. Презентация. Слайд 63

- По рисунку 43 “Распределение рек России по бассейнам” на странице 110 в учебнике определите, к бассейнам каких океанов относятся реки России? Презентация. Слайд 64

- Что служит водоразделами между бассейнами?

Сейчас ваши одноклассники расскажут вам о бассейнах рек России, ваша задача во время их выступления заполнить предложенную таблицу. Презентация. Слайд 65

- Объясните, почему бассейн рек Северного Ледовитого океана самый большой по площади?

Проверьте себя!!! Правильно ли вы заполнили таблицу по бассейну Северного Ледовитого океана. Презентация. Слайд 68

- Почему бассейн речных систем Тихого океана вытянулся узкой полосой вдоль побережья?

Проверьте себя!!! Правильно ли вы заполнили таблицу по бассейну Тихого океана. Презентация. Слайд 88

Проверьте себя!!! Правильно ли вы заполнили таблицу по бассейну внутреннего стока.Презентация. Слайд 96

Проверьте себя!!! Правильно ли вы заполнили таблицу по бассейну Атлантического океана. Презентация. Слайд 104

- По рисунку 42 “Многолетний сток рек” на странице 109 в учебнике определите, бассейн какого океана имеет наибольший речной сток, а какой наименьший?

- А сейчас мы с вами познакомимся с реками Республики Башкортостан.

- Мы сегодня очень часто вспоминали, о роле рек в хозяйственной деятельности человека и вам предлагается прослушать сообщение “Человек - река”.

- На сегодня мы закончили знакомиться с реками России и наша задача закрепить пройденный материал.

- Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали. Подведём итоги, оценки за работу на уроке получают …

- Запишем домашнее задание… Презентация. Слайд 167

Список использованной литературы.

  1. Поурочный план по учебнику И.И.Бариновой “География России. Природа” 8 класс, автор-составитель О.В.Антушева. - Волгоград: Учитель, 2007. - стр.107-114
  2. Поурочный план по учебнику Э.М. Раковской “География. Природа России” 8 класс, автор-составитель Н.Н.Перепечева. - Волгоград: Учитель, 2005. - стр.104-112
  3. Башкортостан. Краткая энциклопедия. - Уфа: Научное издательство “Башкирская энциклопедия”, 1996
  4. Гареев А.М. Реки и озёра Башкортостана. _ Уфа: Китап, 2001
  5. Фюрон Р. Проблема воды на земном шаре. Л., 1966 Львович А.И. Защита вод от загрязнения. Л., 1977
  6. Беличенко Ю.П., Швецов М.М. Человек и вода. М., 1979
  7. Львович М.И. Вода и жизнь: Водные ресурсы, их преобразование и охрана. М., 1986