Информационные технологии на уроках географии

Разделы: География


ЦЕЛЬ: сформировать представление о ветре как элементе погоды.

ЗАДАЧИ:

  • сформировать понятия “ветер”, “роза ветров”;
  • сформировать представления о причинно-следственных связях между возникновением, направлением, силой и скоростью ветра и атмосферным давлением; видах ветров;
  • раскрыть значение ветров для природы и жизнедеятельности человека;
  • продолжить формирование умений и навыков работы с картами, таблицами, схемами.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Учащиеся должны: знать /понимать основные виды ветров; причины возникновения пассатов, муссонов, местных ветров, их географию; уметь называть ветры разных направлений; определять направление и скорость ветра с помощью флюгера (анемометра); приводить примеры районов возникновения муссонов и пассатов; описывать значение ветров для природы и человека; объяснять образование ветров и их разную скорость.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: ветер, пассаты, муссоны, местные ветры, значение ветров.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Ветры и причина их образования. Характеристики ветра: направление, скорость, сила. Роза ветров: правила построения, использование. Зависимость скорости и силы ветра от разницы в атмосферном давлении. Приборы для определения силы и скорости ветра. Постоянные, сезонные, суточные ветры. Причины образования бризов и муссонов. Значение ветров для природы Земли. Использование энергии ветров человеком.

РЕСУРСЫ

Учебник: “ География. Планета Земля: учеб.для 6 класса общеобразоват.учреждений/А.А.Лобжанидзе; Рос.акад.наук, Рос.акад.образования, изд-во “Просвещение”.-М.:Просвещение, 2006г. Стр.99-101

Атлас с. 35

Тетрадь-тренажер с. 61 (№ 8-9), с. 63 (№ 2 частично), с. 65 (№ 6 частично), с. 67 (№ 4-5), с. 68 (№ 6), с. 74 (№ 11)

Электронное приложение к учебнику

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1.Урок начинается с проблемного вопроса.

Представьте, что вы находитесь в загородном доме. Зимний вечер, за окнами вьюжит. Вы вместе со своей семьей сидите у камина и слушаете как трещат дрова. Вопрос: “А куда девается дым? Почему он не заходит в комнату?”

На сегодняшнем уроке мы попробуем решить эти вопросы.

2. Попробуем отгадать загадку и определим тему урока:

Хоть бескрылый, а летает.
Безголовый, а свистит.
Хоть безрукий, но бывает
Груши с веток обивает,
Сосны с корнем вырывает,
Так порою он сердит.
Только что он был везде –
Миг – и нет его нигде.
(Ветер)

Учитель:На сегодняшнем уроке речь пойдет о ветре. (Презентация)

3.Мы познакомимся с понятием “ветер”, причиной образования ветра, с различными его видами, узнаем, какое значение он играет в природе и жизни человека.

А также мы будем учиться сравнивать, обобщать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

4.Так, что же такое ветер?

Ученик: Ветер – движение воздуха в горизонтальном направлении

Ветер – это движение воздуха в горизонтальном направлении. (Запись в тетради.)

Учитель: Верно. А сейчас мы должны установить причину возникновения ветра. Для этого мы должны вспомнить:
– От чего нагревается воздух? (от земли)
– Равномерно ли нагревается воздух на земле? (нет, неравномерно)
– От чего зависит нагревание воздуха над земной поверхностью?
1. От угла наклона солнечных лучей
2. От характера подстилающей поверхности
– Какие типы подстилающей поверхности вы знаете? (вода, песок, трава, лед, снег и т.д.).
– Над какой поверхностью воздух прогреется больше и над какой меньше? (больше – вода, песок; меньше – лед, снег).
– Какой воздух легче теплый или холодный? (теплый).
– Как изменяется температура воздуха с изменением высоты? (понижается на 5-6 градусов с поднятием на каждый километр).
– Что называется давлением воздуха?
– Зависит ли давление воздуха от температуры (да, зависит).

– Над хорошо прогретой поверхностью воздух нагревается, поднимается вверх, давление при этом уменьшается или увеличивается? (уменьшается).

– С высоты опускается холодный воздух, давление при этом увеличивается или   уменьшается? (увеличивается).

Учитель: Значит, более холодный воздух будет вытеснять более теплый у поверхности. Следовательно, происходит перемещение воздуха.

5.Мы уже выяснили, что движение воздуха это и есть ветер.

В чем причина возникновения ветра?

Учитель: Значит, главная причина возникновения ветра – это разница в атмосферном давлении.Чем больше разность в давлении, тем сильнее ветер. (Презентация)

6.Задание: (Презентация) – Определить в каком направлении будет дуть ветер? В каком случае ветер будет дуть сильнее? (3 ученика выполняют у доски, остальные в тетради.)

А 740 мм – Б 750 мм (из Б в А, сильнее)
А 763мм – Б 758мм (из А в Б)
А 754мм – Б 752 мм (из А в Б)

5.Скорость и сила ветра .

Учитель. Мы с вами заговорили о скорости ветра, которая измеряется м/с, км/ч. Скорость ветра определяется с помощью прибора анемометра. Первый такой прибор изобрел в XVII веке итальянский врач С.Санторио. Он представлял собой пластину, по отклонению которой от вертикального положения судили о силе ветра и его скорости. Современные анемометры устроены намного сложнее. (Презентация)

Сила ветра измеряется по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Бофорт в 1805 г. Но лишь в 1874 г. она была принята Международным метеорологическим комитетом для всеобщего применения на телеграфе. Шкала Бофорта 12-ти бальная. Если сила ветра 0 баллов, т.е. ветра нет, то это штиль. Ветер называется умеренным если скорость возрастает до 7 м/с, а сила до 4 баллов. Ураган это ветер со скорость более 33 м/с и силой в 12 баллов. (Презентация.)

6.Направление ветра определяется той стороной горизонта, откуда он дует. Если ветер дует с севера на юг, то это северный ветер, если с запада на восток – то западный. Для определения направления ветра используют флюгер, который устанавливают на высоте 10 м. он состоит из металлической пластины, вращающейся на вертикальной оси по его направлению.

7.Задание: определить направление ветра. (Презентация )

8.Роза ветров

О направлении господствующих ветров в данной местности можно судить по специальному графику — розе ветров. На нем отмечается число дней, в течение которых дул ветер того или иного направления. Роза ветров может быть построена на день, месяц или на год.(Презентация)

9.Работа со схемой на доске.

10.ПОСТОЯННЫЕ ВЕТРА.

Постоянные ветры образуются вследствие существования на Земле поясов постоянного атмосферного давления. От 30-х широт, где сформировались пояса высокого давления, к экватору — в сторону пояса низкого давления, дуют пассаты. Из областей высокого давления 30-х широт в области пониженного давления в умеренных широтах дуют постоянные ветры западного переноса. В полярных широтах господствуют полярные восточные ветры.

Благодаря осевому вращению Земли ветры отклоняются от своего первоначального направления в Северном полушарии вправо, в Южном -влево. Например, южные ветры приобретают в Северном полушарии юго-западное направление, а в Южном полушарии — юго-восточное.

11.Видеофрагменты. Пассаты, ветры полярных широт

12.СЕЗОННЫЕ ВЕТРЫ. На юге Дальнего Востока России дуют ветры, которые меняют направления два раза в год. Это – муссоны. Летом материк нагревается быстрее, чем Тихий океан, поэтому холодный воздух с океана, над которым давление высокое поступает на сушу. Это – летний муссон. Зимой океан сохраняет тепло, давление над ним ниже, чем над сушей. Зимний муссон дует с материка в океан. Зима на Дальнем Востоке холодная и сухая, лето прохладное и дождливое: дожди приносит летний муссон. (Презентация)

13.СУТОЧНЫЕ ВЕТРЫ. Бризы – ветер силой 4 балла на побережье больших водоемов, озер, рек, водохранилищ, морей, меняющий свое направление два раза в сутки. Он хорошо выражен в летнее время, когда контраст температуры (вода – суша) наибольший. Днем

ветер дует с моря на сушу – это дневной бриз, а ночью с суши на море – это ночной бриз. Образуется этот ветер из-за разницы в атмосферном давлении над водой и сушей. Днем над водой давление выше, чем над сушей, поэтому у поверхности земли воздух перемещается в сторону суши. Бризы это переменчивые ветры, с наступлением вечера они приносят прохладу, исчезает нестерпимая духота. Приток свежего воздуха придает бодрость, повышает работоспособность, улучшает самочувствие. Примером могут служить бризы господствующие летом на побережье Черного моря, многие, кто ездил летом туда отдыхать ощущали свежесть этого ветра. (Презентация)

14.Временные. В горах очень распространен фён — теплый ветер, направленный с гор в межгорные долины или предгорья. Он может вызывать сход снежных лавин, бурное таяние снегов и разлив рек. Летом фён ускоряет созревание, и, наоборот, может высушить растения, ускорить летний листопад. Часты фёны в Альпах, на Западном Кавказе, в районе Телецкого озера.

Зимой на гористых морских побережьях может возникать холодный ветер — бора. Спускаясь с гор, вытесняет тёплый воздух .Он обрушивается с гор к морю с большой скоростью, понижает температуру воздуха и вызывает на море сильный шторм. Вода, попадая на корабли, стоящие в бухтах, замерзает и покрывает их ледяной коркой. Самой известной в нашей стране является Новороссийская бора, спускающаяся с Кавказских гор к Черному морю зимой с ноября по март. На юге Франции – мистраль. На Байкале – сарма. (Презентация)

15.Значение ветра.

– Ветер великий в природе работник.
Вспомните, еще А. С. Пушкин подметил:

Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море...

Ветер перегоняет тучи, облака, а иначе дождь и снег были бы только над водной поверхностью:

Взгляни на небосвод –
Повсюду облака плывут,
Послушные ветрам, и
Громоздят они причудливые формы.

В. Гюго

  • Очищает воздух.

Отработанные автомобильные газы, дым от заводов и фабрик ветер уносит из населенных пунктов.

  • Вырабатывает электроэнергию.

Полярники используют ветряные движители для получения света и тепла; американские фермеры тянут ветряками воду из скважин.

  • Ветер “съедает” горы, сглаживает их.

Создавая причудливые формы в виде богини или истукана.

Ветром на большие расстояния переносятся семена трав, кустарников и деревьев, споры грибов.

Люди еще в древности поняли, что лодка и без весел может плавать, был бы ветер.

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

А. С. Пушкин

На территории Казахстана расположен прославленный курорт “Боровое”. Более всего привлекает отдыхающих березовый танцующий лес. Белоствольные красавицы, произрастающие на берегу озера, имеют причудливую форму, кружатся в сказочном вальсе. А главный руководитель этого ансамбля – ветер.

III. Закрепление. Подведение итогов.

Проверим, как хорошо вы запомнили сегодняшний материал? Продолжите фразу:

– Ветер это – … (горизонтальное движение воздуха).
– Главная причина образования ветра – … (разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности).
– ветер дует из областей высокого давления в… (области низкого давления).
– чем больше разница в атмосферном давлении, тем… (сильнее ветер).
– бриз – это… (ветер, меняющий направление дважды в сутки, возникает на берегу морей).
– ветер характеризуется показателями… (направлением, силой, скоростью).
– прибор для определения направления ветра называется… (флюгер).
– сила ветра определяется по шкале… (Бофорта).
– Человек использует силу ветра для… (выработки электроэнергии).
– В природе ветер может создать… (новые формы рельефа).

Д/З: Стр.99-101

Тетрадь-тренажер с. 61 (№ 8-9), с. 63 (№ 2 частично), с. 65 (№ 6 частично), с. 67 (№ 4-5), с. 68 (№ 6), с. 74 (№ 11)

Всё о ветре: стихи, поговорки, пословицы и др.