Развитие самоуправления в классе (из опыта работы)

Разделы: Классное руководство


Воспитывает каждая минута жизни, каждый уголок земли, каждый человек, с которым личность соприкасается подчас как бы случайно, мимоходом. Осмысливать многогранные воспитывающие воздействия окружающего мира – в этом как раз и заключается организующая воспитательная роль школы, педагога.

В.А.Сухомлинский.

Одной из задач воспитания младших школьников ставлю работу по сплочению классного коллектива. Используя метод ученического самоуправления, подключаю школьников к организации совместной жизнедеятельности в коллективе, самообслуживанию, организации школьных дел, культурному разрешению конфликтов путем договаривания.
Самоуправление в классе обеспечивает всем учащимся равные права в управлении делами коллектива. Каждый может попробовать себя в роли организатора и понять, насколько это соответствует его индивидуальным особенностям и возможностям.

В первом классе для создания классного коллектива поставила задачу: помочь детям понять, что они теперь не просто школьники, у них есть свои законы и правила, которые они должны научиться выполнять. В первую очередь научила детей выполнять свои поручения и держать ответ перед товарищами за проделанную работу. Воспитывала в детях дух товарищества и сотрудничества, желание оказывать помощь друг другу. Формировала у детей такие качества и привычки поведения, как стремление говорить правду, поступать по справедливости, быть точным, исполнительным, уважительным к старшим, нетерпимость к лени и зазнайству, грубости, лжи, к тем, кто обижает младших, кто не любит природу, ломает деревья, обижает животных; прививала любовь к чтению, развивала их любознательность, любовь к природе, здоровому образу жизни.

Форма организации работы – игра. Класс – команда большого парусника. Команда «Дружба», Капитан – Дудин Сергей. Чтобы игра шла непрерывно, нужны помощники капитану. Познакомила с обязанностями дежурных, цветоводов, санитаров. Ребятам нравилось выполнять обязанности, меняла их по четвертям. Все дети в течение года выполняли какую-то роль.

Во втором классе уже высшим органом стало являться классное ученическое собрание, которое избирает Совет класса. В состав Совета входят капитан и руководители микрогрупп, которые организуют деятельность учащихся в классе по направлениям воспитательной работы.

«Хозяева»  – дежурят по классу, обеспечивают чистоту в помещении, заботятся о порядке на переменах.
«Художники» – готовят творческие поздравления с днем рождения от имени коллектива (рисуют открытки, пишут стихи и т.д.).
«Санитары» – заботятся о внешнем виде товарищей, заботятся о выполнении санитарно-гигиенического режима.
«Книголюбы» – заботятся о сохранности учебников, проводят рейды «Твой портфель», устраивают книжные выставки, собирают библиотечку своего класса, ведут «книжную больничку».
«Мудрейшие» – работают с газетами и журналами, ведут рубрику в классном уголке «Это интересно».
«Друзья природы» – заботятся о цветах, растениях в классе, участвуют сами и привлекают товарищей в операциях по защите природы.
«Затейники» – находят и придумывают познавательные и подвижные игры, вместе с учителем придумывают интересные, увлекательные классные мероприятия, в том числе с участием родителей.
«Друзья спорта» – готовят серии упражнений и проводят физкультминутки, помогают учителю проводить спортивные игры, организуют динамические паузы.
«Журналисты» – вместе с «Художниками» выпускают классные стенные газеты, «боевые листки».

В результате работы сложилась следующая структура самоуправления:

Каждое поручение носит общественно-значимый воспитывающий и развивающий характер. Ребята – организаторы чувствуют, что их деятельность нужна другим школьникам, школе, социуму, при этом осознают ответственность за ее выполнение.
В начале третьего года обучения провела диагностику с целью корректировки обязанностей, выяснила, что дети хотят продолжить игру – путешествие на паруснике. Ребята предложили оставить обязанности управления с незначительными перестановками. Уже установились уважительные и доверительные отношения. Ребята больше проявляют самостоятельности. Я, как классный руководитель, направляю, подсказываю, корректирую. Актив класса работает в содружестве с органами школьного самоуправления. Учащиеся моего класса являются активными участниками общешкольных праздников, трудовых акций, а в некоторых случаях их инициаторами. В 2008 – 2009 учебном году приняли участие в общешкольном конкурсе «Класс года». По итогам на общешкольной линейке была вручена грамота за занятое I место, а классный руководитель получил грамоту победителя конкурса «Самый классный классный».