Комплексно-целевая программа как средство управления мониторингом качества образования

Разделы: Администрирование школы


С 2006 года ГОУ СОШ №139 входит в состав городской экспериментальной площадки по теме “Мониторинг качества образования” под научным руководством к.п.н., профессором МИОО Чекмаревой Т.К. и к.п.н., директора ОУМЦ СВАО Аврутиной Е.Ф.

Средством управления мониторингом качества образования является комплексно-целевая программа, разработанная по этой проблеме (см. Приложение 1).

Для анализа системы управления мониторингом рассмотрим функции управления и продемонстрируем, каким образом они реализуются в комплексно-целевой программе.

Информационно-аналитическая функция реализуется в блоке “Педагогические советы, семинары, лабораторно-практические занятия” комплексно-целевой программы.

В августе-сентябре проводится установочная лекция по организации работы школы по мониторингу качества образования. Её целью является:

  • вычленение противоречия между отметками, получаемыми учащимися, и реальной динамикой их развития;
  • дается определение мониторинга, определяются его цели и назначение;
  • вносятся коррективы в планирование и структуру деятельности учителя.

Три раза в год на педагогических советах (ноябрь, декабрь, март) на обсуждение выносятся результаты мониторинга, проводится их анализ, разрабатываются и принимаются решения по преодалению выявленных проблем.

В течении года в школе действует теоретический семинар, проводятся лабораторно-практические занятия и осуществляется индивидуальное консультирование учителей по темам:

– Урок как система. Построение уроков разных типов.
– Система формирования специальных знаний, умений и навыков. Построение уроков в соответствии с циклом познания.
– Система формирования общеучебных умений и навыков.

Целью этих мероприятий является повышение профессионального уровня учителя, создание благоприятных кадровых условий для наиболее эффективного проведения мониторинга и регулирования.

В течение года научным руководителем проводятся собеседования по промежуточным результатам мониторинга с целью регулирования работы школы в рамках мониторинга качества образования.

Мотивационно-целевая функция находит своё воплощение в трех блоках КЦП “Организационные мероприятия”, “Педагогические советы, семинары, ЛПЗ” и “Работа методических объединений”. Эта функция включает:

– Конкретизацию и формулировка целей мониторинга под проблемы школы (осуществляется на педагогическом совете).
– Формулировка целей деятельности по осуществлению мониторинга качества образования на уровне методических объединений и отдельных учителей (осуществляется на первом заседании методического объединения).
– Вычленение преимуществ системы мониторинга для каждого учащегося (повышение качества формируемых знаний умений и навыков, реализация индивидуального подхода при регулировании ЗУН) и учителя (повышение показателей эффективности работы, учет роли участия в экспериментальной работе при аттестации и выдвижение на различные премии и гранды и другие виды моральной мотивации). Эта деятельность осуществляется на педсоветах, совещаниях, в индивидуальных беседах.
– Разработку системы финансового вознаграждения (отражается в приказах и финансовых документах).

Планово-прогностическая функция представлена следующими действиями:

– уточнение плана мониторинга за уровнем сформированности специальных и общеучебных знаний, умений и навыков учащихся. За основу берется планирование представленное в книге “Мониторинг качества образования”;
– составление планирования мониторинга уровня развития личностных качеств учащихся (памяти, внимания, мышления, профессиональной ориентации, познавательного интереса, уровня самостоятельности);
– составление планирования контроля за качеством процесса формирования специальных и общеучебных знаний, умений и навыков на уроках (т.е. составление графика посещения уроков и разработка технологических карт для сбора информации – см. Приложение 2, Приложение 3);
– определение исполнителей намеченных мероприятий и сроки их проведения;
– определение формы отчета и анализа результатов проведенных мероприятий, сроки их сдачи, ответственных по сбору и анализу всех материалов (анализ результатов контрольных срезов по рубежным модулям сдается и обобщается председателем методического объединения, анализ результатов контрольных срезов по ведущим модулям сдается и обобщается завучем).

С этой целью разрабатывается почетвертной план работы школы по проблеме, где деятельность по осуществлению мониторинга детализирована, для каждого мероприятия указаны цели, сроки и ответственные исполнители.

Организационно-исполнительская функция находит своё отражение в двух блоках КЦП “Организационные мероприятия” и “Работа методических объединений”. Она представляет собой непосредственно осуществление самого процесса мониторинга по плану. Связи между участниками процесса отражены в структуре управления.

Контрольно-диагностическая функция представлена:

– проведением срезов по определению уровня сформированности специальных и общеучебных знаний, умений и навыков по плану и изучение его динамики;
– проведением исследования по определению уровня личностного развития учащихся и изучение его динамики;
– сбором информации, характеризующей процесс формирования специальных и общеучебных знаний, умений и навыков, при посещении уроков;
– изучением образовательных потребностей родителей через анкетирование и беседы.

Эти мероприятия отражены в блоках КЦП “Организационные мероприятия”, “Работа с ученическим коллективом” и “Работа с родителями”.

Регулятивно-коррекционная функция является подфункцией всех функций. В нашем случае она широко представлена в блоке “Работа методических объединений” и включает в себя деятельность учителей по составлению плана регулирования уровня сформированности специальных и общеучебных умений и навыков для каждого учащегося, а также деятельность администрации по организации необходимых семинаров и консультаций для учителей по выявленным проблемам.

Список используемой литературы

1. Диагностика успешности учителя. – М., 1998;
2. Конаржевский Ю.А. Урок. Система. Анализ. – Псков: 1996;
3. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. – М., 2005;
4. Мониторинг качества образования. Ч.1: Математика. Биология. Психология. – М., 2004;
5. Мониторинг качества образования. Ч.2: Физика. Русский язык. История. – М., 2005;
6. Мониторинг качества образования. Ч.3: География. Воспитание. – М., 2008;
7. Мониторинг качества образования. Ч.4: Начальная школа. – М., 2008;
8. Третьяков П.И. Школа: управление по результатам.