Урок с применением ИКТ "Человек на войне"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  1. Развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через изучение событий Великой Отечественной войны;
  2. Воспитание чувства патриотизма и гражданственности; 3.воспитание чувства гражданского долга и чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения.

План урока:

Человек на войне:

  • Фронт;
  • Тыл;
  • Оккупация;
  • Плен.

Примерный порядок действий учителя и учеников 

Действия на слайде Действия учителя Действия учеников
2. тема урока
презентация
1. Озвучивание темы урока, определение задач для учащихся: проанализировать документальные свидетельства и сформулировать выводы по плану урока. 1. Запись темы в тетрадь.
4. Фото из семейного альбома. 4. Во многих семьях сохранились альбомы с фотографиями. Возможно, и у вас дома хранятся такие «немые» свидетельства сопричастности к победе.  
5. План урока 5. План нашего урока предусматривает анализ поведения человека на войне в различных ситуациях с использованием уже имеющихся знаний и сведений, предстваленных в презентации. 5. Запись плана урока в тетрадь.
6. Памятки бойцу советскому и немецкому 6. Любая война – проверка боевых качеств всех вооруженных сил, но главный на войне – солдат. Перд вами две памятки – наставления солдату – бойцу. Сделайте вывод о поставленных перед бойцами целях. 6. Анализ главных черт наставлений, формулировка вывода, запись в тетрадь.
В памятке советскому солдату отсутствует превознесение русских людей, нет указание на всеобщее уничтожение, а в памятке немецкому солдату – превозносится человеконенавистничество, стремление весь мир поставить на колени.
7. Письмо гитлеровского офицера 1941 года. 7. С такими настроениями гитлеровцы рассматривали Москву ( обратите внимание на выражение лица офицера).  
8-9. Плакат «Родина-мать зовёт» и строки из песни «Священная война». 8-9. Актуализация сведений: начало войны с фашизмом вызвало отклик у различных слоёв населения: художники откликнулись знаменитым плакатом, музыканты – песней, ставшей символом сопротивления.  
10. Письмо выпускников. 10. Как характеризуют представленные документы настроение людей в начале войны? 10. Подъём патриотизма, готовностью к борьбе.
11-12. Человек на фронте 11-12. Мы уже знаем, как ковалась победа на фронтах. Как характеризуют эти документальные сведения действия человека на войне? 11-12. Солдаты не только заявляли, но и выполняли свою клятву, об этом говорит даже противник.
13. Человек в тылу. 13. Прочтение вопросов. 13. Ответы на вопросы на основе имеющихся знаний.
14. Фотодокументы тыла. 14. О чём свидетельствуют эти фото? 14. Ответ на вопрос.
15. Человек в плену. 15. Были на войне и непарадные страницы: люди попадали в плен. 15. Ответы на вопросы наоснове имеющихся знаний.
16. Трагедия плена. 16. В чём состояла трагедия людей, попавших в плен? 16. Люди оставались без защиты, на них «вешалось» клеймо изменника и предателя родины.
17-19. Разные судьбы пленников. 17-19. Обратимся к документальным свидетельствам. Перед вами два документа – свидетельства разницы судеб пленных. Какие выводы можно сделать на их основе? 17-19. Восприятие фактов, ответ на вопрос: кто-то попал в неволю не по своему желанию, а кто-то сделал свой выбор осознанно. Судьба пленных ещё не до конца изучена.
20. Человек в оккупации. 20. Учитель читает вопросы слайда. 20. Ответы на вопросы на основе имеющихся знаний: немцы стремились к господству над всем миром; советский народ ответил на притязания гитлеровцев развётрыванием партизанской борьбы.
21-22. Письмо и плакат. 21. Как соотносятся эти два свидетельства? 21. Ответ на вопрос.
23. Борьба в тылу врага. 23. Приход оккупантов вызвал подъём борьбы в тылу врага. Запишите факты в тетрадь. 23. Фиксация фактов в тетради.
24-26. Главные итоги. 24-26. Комментарий.  
  Подведение итогов Дополнения к записям на основе сопоставления с записями товарищей.