Урок литературного чтения по теме "А. де Сент-Экзюпери. "Маленький принц"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Познакомить с литературной сказкой, проанализировать её по ходу чтения вслед за авторской мыслью
  2. Рассмотреть содержание сказки с точки зрения системы образов, особенностей языка
  3. Показать детям иной от традиционного вид анализа сказки, построенный на принципах кропотливой работы с текстом и предугадывания

Ход занятия

1. - Сегодня на уроке я хочу познакомить вас с отрывком из произведения Антуана де Сент-Экзюпери. Как называется это произведение , вы узнаете чуть позже.

2. «Шесть лет назад пришлось мне сделать вынужденную посадку в Сахаре».

- Что такое Сахара?

- Что такое пустыня?

- Что означает словосочетание «вынужденная посадка»?

«Что-то сломалось в моторе моего самолёта. Со мной не было ни механика, ни пассажиров, и я решил ,что попробую сам всё починить, хоть это и очень трудно. Я должен был исправить мотор или погибнуть. Воды у меня едва хватило бы на неделю.

Итак, в первый вечер я уснул на песке в пустыне, где на тысячи миль вокруг не было ни какого жилья. Человек, потерпевший кораблекрушение и затерянный на плоту среди океана, и тот был бы не так одинок.»

- Сейчас мы с вами нарисуем дерево - предсказание.

Итак, произошла авария и человек находится один в пустыне. Как вы думаете, что с ним произойдёт дальше?

 -Каковы ваши предсказания?

 «Вообразите же моё удивление, когда на рассвете меня разбудил чей-то тоненький голосок.

Он сказал:

- Пожалуйста…нарисуй мне барашка!

- А?..

- Нарисуй мне барашка…

Я вскочил, точно надо мною грянул гром. Протёр глаза. начал осматриваться. И вижу- стоит необыкновенный какой-то малыш и серьёзно меня разглядывает.

Итак, я во все глаза смотрел на это необычайное явление. Не забудьте, я находился за тысячи миль от человеческого жилья. А между тем ничуть не похоже было, что этот малыш заблудился, или до смерти устал и напуган, или умирает от голода и жажды. По его виду никак нельзя было сказать , что это ребёнок, потерявшийся в пустыне, вдалеке от всякого жилья.»

- Как вы думаете, откуда взялся мальчик?

«Наконец ко мне вернулся дар речи, и я спросил:

- Но…что ты здесь делаешь?

И он опять попросил тихо и очень серьёзно:

- Пожалуйста…нарисуй барашка…

Всё это было так таинственно и непостижимо, что я не посмел отказать. Хоть и нелепо это было здесь, в пустыне, на волосок от смерти, я всё-таки достал из кармана лист бумаги и вечное перо. Но тут же вспомнил, что учился-то я больше географии, истории, арифметике и правописанию,- и сказал малышу( немножко даже сердито сказал), что не умею рисовать.

Он ответил:

- Всё равно. Нарисуй барашка.

Так как я никогда в жизни не рисовал баранов, я повторил для него одну из двух старых картинок, которые я только и умею рисовать,- удава снаружи. И очень , когда малыш воскликнул:

- Нет, нет! Мне не надо слона в удаве! Удав слишком опасный, а слон слишком большой. У меня дома всё очень маленькое. Мне нужен барашек. Нарисуй барашка.

И я нарисовал.»

- Попробуйте и вы нарисовать барашка.

«Он внимательно посмотрел на мой рисунок и сказал:

- Нет, этот барашек совсем хилый. Нарисуй другого.

Я нарисовал.

Мой новый друг мягко, снисходительно улыбнулся.

- Ты же сам видишь, - сказал он, - это не барашек. Это большой баран. У него рога…

Я опять нарисовал по-другому.

Но он и от этого рисунка отказался.

- Этот слишком старый. Мне нужен такой барашек, чтобы жил долго.

Тут я потерял терпение- ведь надо было поскорей разобрать мотор - и нацарапал вот что:»

- Как вы думаете, что…?

«И сказал малышу:

- Вот тебе ящик. А в нём сидит твой барашек.

Но как же я удивился, когда мой строгий судья вдруг просиял:

- Вот такого мне и надо! Как ты думаешь, много он ест травы?

- А что?

- Ведь у меня дома всего очень мало…

- Ему хватит. Я тебе даю совсем маленького барашка.

- Не такой уж он маленький…- сказал он, наклонив голову и разглядывая рисунок.- Смотри-ка! Он уснул…

Почему мальчик просил нарисовать именно барашка?

А видел ли он настоящего барашка? Почему вы так думаете?

Так я познакомился с Маленьким принцем.»

- Именно так и называется это произведение – «Маленький принц».

«Не скоро я понял, откуда он явился. Маленький принц засыпал меня вопросами, но, когда я спрашивал о чём-нибудь, он будто и не слышал.»

- Почему Маленький принц делал вид, что не слышит вопрос?

- Что бы вы предприняли для того, чтобы узнать о нём всю правду?

«Лишь понемногу, из случайных, мимоходом оброненных слов мне всё открылось. Так, когда он впервые увидел мой самолёт, он спросил:

- Что это за шутка?

- Это не шутка. Это самолёт. Мой самолёт. Он летает.

И я с гордостью объяснил, что умею летать. Тогда малыш воскликнул:

- Как! Ты упал с неба?

- Да,- скромно ответил я.

- Вот забавно!..

И маленький принц звонко рассмеялся, так что меня взяла досада: я люблю, чтобы к моим злоключениям относились серьёзно. Потом он прибавил:

- Значит, ты тоже явился с неба. А с какой планеты?»

 -Что бы это означало?

«Так вот разгадка его таинственного появления здесь, в пустыне!»- подумал я и спросил напрямик:

- Стало быть, ты попал сюда с другой планеты?»

- Каким вы представляете себе ответ принца?

- Откуда он явился? С какой планеты? Каково название этой планеты?

«Но он не ответил. Он тихо покачал головой, разглядывая самолёт:

- Ну, на этом ты не мог прилететь издалека…

И надолго задумался о чём-то. Потом вынул из кармана моего барашка и погрузился в созерцание этого сокровища.

Можете представить ,как разгорелось моё воображение от этого полупризнания о « других планетах». И я попытался разузнать побольше .

- Откуда же ты прилетел, малыш? Где твой дом? Куда ты хочешь унести барашка?

Он помолчал в раздумье, потом сказал:

- Очень хорошо, что ты дал мне ящик, барашек будет там спать по ночам.

- Ну конечно. И если ты будешь умницей, я дам тебе верёвку, чтобы днём его привязывать. И колышек.

Маленький принц нахмурился:

- Привязывать? Для чего это?

- Но ведь если его не привяжешь, он забредёт неведомо куда и потеряется.

Тут мой друг опять весело рассмеялся:

- Да куда же он пойдёт?

- Мало ли куда? Всё прямо, куда глаза глядят.

Тогда маленький принц сказал серьёзно:

- Это ничего, ведь у меня там очень мало места.

И прибавил не без грусти:

- Если идти всё прямо да прямо, далеко не уйдёшь…»

- Каковы размеры этой планеты? Нарисуйте, какой она вам представляется.

«Так я сделал ещё одно важное открытие: его родная планета вся-то величиной с дом!»

3. Итак, каковы ваши впечатления от этой истории? Хотели бы вы узнать дальнейшую судьбу этих героев?

Я предлагаю вам прочитать это интересное произведение.