Интегрированный урок чтения. Н.Заболоцкий "Весна в лесу"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • образовательные:
    ввести в мир лирики Н. Заболоцкого;
    анализировать художественное произведение, делать выводы;
    выражать собственное отношение к прочитанному;
  • развивающие:
    развитие эмоции, чувства, умения наблюдать;
    устную речь, творческое воображение;
    работать над выразительностью и осознанностью чтения;
  • воспитательные:
    воспитывать эстетическую культуру, любовь к родной природе, бережное к ней отношение.

Ход урока

I. Организационный момент

(Звучит музыка Чайковский «Апрель», на экране фотография «Апрель», учитель читает стихотворение).(слайд 1)

Учитель:

Великолепен день весны,
Все половодье спало.
Леса лучом озарены,
Жизнь началась сначала.
Лазурью блещет небосвод,
Долины шумом полны,
И облаков всплыл хоровод,
Как в синем море челны.
Родимов

II. Актуализация знаний.   

Какое настроение выражают эти произведения искусства?

– Совпало оно с вашим настроением?

– У кого из вас совпало?

Поднимите карточки и покажите, какое настроение у вас?

Жёлтый цвет – цвет радости. У кого-то взволнованное настроение. Почему?

Что такое искусство? (слайд 2)

Искусство – творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

– Какие виды искусства помогают нам увидеть красоту природы? (Поэзия, Живопись, Музыка)

– Кто творцы этого искусства? (Поэты, художники, композиторы)

– Многие композиторы посвятили свои произведения весне?

– Кого из них вы можете назвать? Чайковский, Вивальди.

– Как вы думаете, для кого из художников весна была любимым временем года? Докажите, назовите художников и их произведения? (Венецианов, Левитан, Саврасов.)

Давайте посмотрим, кто ещё из художников посвятил свои полотна весне? (слайды 3-9)

– Какая весна изображается в прослушанном музыкальном произведении и увиденных картинах?

Учитель: Картины и музыкальное произведение наполнены солнцем, светом, теплом и радостным весенним настроением.

– А для вас она какая?

– Кто желает прочитать своё стихотворение о весне?

(Дети читают стихотворения собственного сочинения). (Приложение)

Наши поэты представляют весну вот такой.

А какой увидели весну другие поэты, мы узнаем, поиграя в игру.

Игра «Вспомни и назови»

  1. «Сыплет черёмуха снегом,
    Зелень в цвету и росе.
    В поле, склоняясь к побегам,
    Ходят грачи в полосе.
    Никнут шелковые травы,
    Пахнет смолистой сосной.
    Ой вы, луга и дубравы,-
    Я одурманен весной»
    (С. Есенин «Сыплет черёмуха снегом»

  2. «Как молоком облитые,
    Стоят сады вишневые,
    Тихохонько шумят;
    Пригреты тёплым солнышком,
    Шумят повеселелые
    Сосновые леса…»
    Н.А. Некрасов «Зелёный шум»

– А какие стихи о весне знаете вы?

Учитель: Весной природа бывает очень красивой. Для многих поэтов она стала любимым временем года. Мы живём с вами в таком природном крае, где можно наблюдать Пушкинскую осень, Тютчевскую весну, Есенинскую зиму, услышать звуки из музыки Чайковского, наблюдать картины Левитана. А это значит, каждый день мы прикасаемся к великому творению великих поэтов, писателей, художников и композиторов.

Мы сегодня пройдемся по весеннему лесу вместе с поэтом и автором произведения «Весна в лесу» и, может быть, откроем для себя что-то новое, увидим природу глазами поэта.

– Когда мы можем говорить о поэте? (знакомясь с лирикой, со стихами)

– Когда мы говорим с автором? (Изучая прозу, знакомясь с биографией и анализируя авторскую оценку)

III. Работа по теме урока.

Краткое знакомство с биографией Н.А. Заболоцкого, его портретом. (слайд 10)

– Что вы можете сказать о Заболоцком, глядя на портрет? (добрый)

– Что вы знаете о Заболоцком?

Учитель. Николай Алексеевич Заболоцким – певец прекрасного. Он старался увидеть красоту во всем, в самой обыкновенной жизни. Его поэзия распахивает перед нами тайны нашего родства с природой.

IV. Анализ произведения.

1. Чтение стихотворения учителем.

– Какие чувства возникли в вашем сердце, слушая стихотворение? (изумление, восторг, удивление, радость, грусть, восхищение, нежность)

2. Самостоятельное чтение стихотворения

(Учебник Л.А. Ефросинина «Литературное чтение». 4 класс, с.94.)

3. Задание.

– Прочитайте стихотворение, постарайтесь представить те образы, о которых идет речь. Подчерните непонятные слова.

4. Словарная работа перед первичным чтением стихотворения.

Какие слова непонятны? (косогор, вешние, лаборатория, колбочки, химик, штудирует, причитания, дикарь). (слайд 11)

5. Работа над содержанием.

— Какие яркие образы (картины) создаёт поэт в этом стихотворении? (грач, глухарь, зайцы, солнечный луч) (слайды 12-15)

Прочитайте.

– Какие средства художественной изобразительности использует автор для создания этих образов?

Что такое сравнение? олицетворение? (Грач – химик, врач; глухарь – дикарь; зайцы – маленькие ребята; лаборатория – природа; растеньице – колбочка живая; тетрадь – поле) (Солнце улыбается, грач штудирует)

Как вы думаете, для чего автор их использует? (Чтобы лучше представить пробуждение природы)

V. Физминутка

Здравствуй, лес – необычный лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи.
Ты же видишь – мы свои.
      Широко разводим руки в стороны
Повороты вправо-влево
Руки подняты вверх,
Покачивания влево-вправо
Смотрим вдаль, повороты
Широко разводим руки в стороны
Прижимаем обе ладони к груди
Широко разводим руки в стороны.

VI. Работа в группе.

У вас на столах лежат карточки со словами из этого стихотворения, попробуйте объединить их в 2 группы. Текст произведения вам поможет.

Две группы слов:

  1. лаборатория, колбочки, химик, врач, тетрадка, урок, штудирует;
  2. таинственный, дикарь, причитания, старинные, хоровод, сказки, древние, чудеса.

— Прочитайте первую группу слов, вторую. (слайд 16)

– Какой образ природы изображен в начале стихотворения? (природа – лаборатория)

Докажите словами из текста.

Кто является лирическим героем? (Автор.)

– Что он делает в лесу? (Автор изучает природу, она для него научная лаборатория для исследования, он наблюдает за процессами, происходящими в природе.)

– Какой природа показана во второй части? (Автор пытается приоткрыть тайны жизни, олицетворяет героев, представляет в виде разумных живых существ.) (Природа сказка.)

Докажите словами из текста.

– Что вы узнали об авторе, как о литературном герое, прочитав это стихотворение?

Учитель: Николай Заболоцкий в стихотворении «Вечер на Оке» писал:

В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.

– Как вы думаете, кому видна подлинная радость русского пейзажа, кому природа открывает свои тайны?

Вывод: природа открывает свои тайны лишь тому, кто умеет всматриваться, вслушиваться в окружающий мир, кто умеет любить и беречь её.

Какова особенность стихотворения? (В нём есть некая загадка, в нём 2 образа природы)

Вывод.

Учитель: Н. Заболоцкий – поэт, который видит природу и как современную лабораторию, все процессы в которой совершаются прямо на наших глазах и как старинную сказку, персонажами в которой являются все её дети.

VII. Выразительное чтение стихотворения.

Работа в паре

Выберите понравившийся отрывок и научитесь его выразительно читать.

– Какие чувства поэта нужно передать? (Восхищение, удивление, нежность)

Поработайте над партитурой стихотворения.

Расставьте паузы, определите тон, темп чтения, поставьте логические ударения.

– Кто желает прочитать стихотворение или понравившийся отрывок?

1-2 человека

VIII. Итог урока.

Самооценка.

Оцените себя. (слайд 17)

  • «5» – на вопросы отвечали, стихотворение прочитали выразительно;
  • «4» – на вопросы отвечали, но стихотворение прочитали не очень выразительно;
  • «(.)» – не очень понравилась моя работа на уроке: на вопросы не отвечал, стихотворение прочитал не выразительно.

Встаньте те, кто поставил «4»и «5» Вы заслуживаете аплодисментов. Поаплодируйте друг другу.

IX. Домашнее задание.

(слайд 18) по выбору: можно подготовить выразительное чтение стихотворения, выучить наизусть понравившийся отрывок, один из образов или всё стихотворение, кому – то хочется изобразить какой – то момент в рисунке.

Учитель: Н. Заболоцкий - поэт, который написал не одно стихотворение, а много. Послушаем ребят, которые прочитают отрывки из стихов Н. Заболоцкого.

  1. Чем обычней простое растенье,
    Тем живее волнует меня
    Первых листьев его появление
    На рассвете весеннего дня.

  2. ЛЕБЕДЬ В ЗООПАРКЕ
    Сквозь летние сумерки парка
    По краю искусственных вод
    Красавица, дева, дикарка –
    Высокая лебедь плывет.

  3. ЗЕЛЕНЫЙ ЛУЧ
    Золотой светясь оправой
    С синим морем наравне,
    Дремлет город белоглавый,
    Отраженный в глубине.

Учитель. В одной из своих поэм Н.А. Заболоцкий написал такие строки:

...что есть красота
и почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?..

Этот вопрос не давал ему покоя в течение всей жизни. Ответ на него можно найти в его стихах. Все эти и другие произведения Заболоцкого вы можете прочитать в этих книгах, взяв их в библиотеке.

Х. Рефлексия.

Изменилось ваше настроение? Возьмите карточки и покажите.

Итог урока: Продолжите фразу.

Сегодня я на уроке… (слайд 19)

Чему учит стихотворение Заболоцкого? (Больше замечать прекрасного, уделять внимание природе, быть внимательным и наблюдательным. Смотреть на мир с открытыми глазами).

Спасибо за урок! (слайд 20)

Презентация.