Выбор жизненной позиции

Разделы: Классное руководство, Социальная педагогика


Ученикам для обсуждения и анализа на классных часах предлагались следующие темы:

  1. Что я хочу от общества?
  2. Что важнее: Я или другие?
  3. Личные и общественные интересы;
  4. Целеустремленность;
  5. Гуманность.

По каждой теме всем предлагалось ответить на конкретные вопросы (по желанию некоторые ученики выполняли работу в виде эссе).

Что я хочу от общества?

  1. Что такое общество?
  2. Что такое коллектив?
  3. Какие виды коллективов вы знаете? Назовите не менее пяти видов коллективов.
  4. По каким принципам строятся межличностные отношения в коллективе?
  5. Кого можно считать членом коллектива?
  6. Что сплачивает коллектив? На основе чего объединяются и понимают друг друга люди с различными взглядами и интересами?
  7. Ваш класс-группа людей, которых объединяет одинаковый возраст и общая цель-получение аттестата о среднем образовании. Является ли ваш класс, с вашей точки зрения, коллективом. Ответ поясните.
  8. Каким образом, на ваш взгляд, можно заслужить уважение общества?
  9. Напишите не менее пяти пословиц и поговорок, объясняющих роль человека в общественной жизни. (Например: Один в поле не воин. В кулаке все пальцы равны).

Личные и общественные интересы

Любые личные интересы связаны и направлены на общение, на других людей, что предусматривает не только личные, но и общественные интересы. Одни люди лучше разбираются в одном виде деятельности, а другие в другом. И взаимно обогащают друг друга. Поэтому у людей появляются общие цели и интересы.

Общие цели, которые были у человечества на раннем этапе развития: укрепление племени, совместное выживание в тяжелых условиях, защита своей территории.

Назовите общие цели человечества в современном мире.

Ученые говорят, что для современного этапа развития человечества характерны следующие основные черты:

  1. Неравномерность социальных изменений
  2. Неуравновешенность сложившейся системы межгосударственных отношений.
  3. Ускорение темпов научно-технического прогресса
  4. Рост военно-промышленного потенциала развитых стран.

Что вы можете к этому добавить с точки зрения морального состояния общества?

Глобальные проблемы (перечислите, какие глобальные проблемы вы знаете) затрагивают коренные интересы человечества в целом. Что нужно сделать людям для решения глобальных проблем?

"Полис (город/государство) есть единство непохожих". Аристотель

"Общее благо создается счастьем каждого". Камю

":короли уходят, а народы остаются". Гюго

"Для граждан гораздо полезнее, когда процветает все государство в целом, когда отдельные лица преуспевают, целое разрушается". Фукидид

Как вы понимаете высказывания мыслителей?

Целеустремлённость.

"Пусть твоя цель будет больше твоей возможности; тогда твое сегодняшнее дело будет лучше вчерашнего, а завтрашнее лучше сегодняшнего" Рейхами (ливанский писатель)

  1. Что такое целеустремленность?
  2. Что формирует у человека такие качества как "целеустремленность"?:
  3. Встречались ли тебе в жизни целеустремленные люди? Назови их. Поясни, почему ты им приписываешь это качество. (Можно назвать известных людей.)

Гуманность.

Что такое гуманность?

Назови 5 наиболее характерных синонимичных признаков-характеристик слова "гуманный".

Какого человека ты назовешь гуманным?

Гуманизм-принцип мировоззрения и нравственности, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к нравственному совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества. Можешь ли ты сказать, что гуманизм является одним из принципов твоей жизни. Ответ обоснуй.

Приведи примеры, когда гуманность разрешала сложные житейские ситуации, реально меняла жизнь людей.

Выдержка из декларации ООН "Мир, пригодный для жизни детей" (от 10 мая 2002 года):

Мы обращаемся ко всем членам общества с призывом следовать таким принципам и целям:

  • Дети - прежде всего.
  • Не забыть ни одного ребенка.
  • Защитить детей от вреда и эксплуатации.
  • Сохранить Землю для детей.

Чего, по твоему мнению, не хватает в приведенной выдержке из декларации. (Для ответа на вопрос можно воспользоваться разделом Конституции России о правах, обязанностях и свободах граждан.)

Заключительные выводы к своим работам сделаны учащимися в виде мини-сочинения "Я выбираю". В материалах работ отражены размышления учащихся, ребятам приходилось обращаться к печатным источникам информации. В основе исследования лежит важный и актуальный для каждого человека вопрос о выборе моральных и нравственных ценностей. В работах виден интерес учеников к исследуемой проблеме, их серьёзный подход к рассматриваемым вопросам, искренность в рассуждениях.

Дети заинтересовались темой нравственности, подготовили по ней серьёзные материалы и захотели рассказать об этом и другим учащимся школы. Они организовали и провели пресс-конференцию 9-х классов на тему "Выбор жизненной позиции" в рамках недели нравственности в школе. Участникам мероприятия (учащимся и преподавателям) заранее были розданы тезисы выступлений.

Рассказывая о мнении всех учеников 9б, выступали три рабочие группы с докладами на темы: "Общество, коллектив и я", "Я или другие", "Целеустремленность, гуманность".

Закончились выступления докладчиков следующим тезисом: "Мы хотим сказать, что мы выбираем дружеские отношения со всеми, мы выбираем счастье с близкими нам людьми, мы выбираем добро и справедливость. Мы хотим быть честными, доброжелательными, образованными, воспитанными, справедливыми. Мы готовы делать добро другим, уважать в человеке личность, оказывать помощь и поддержку нуждающимся в них людям. Мы готовы приложить душевные и физические силы для того, чтобы сделать мир добрее и честнее".

Слушателями и гостями выступающим были заданы вопросы:

- Вы сказали, что Вам не безразлично мнение окружающих. Наверняка Вам было бы приятно, чтобы их мнение о Вас было хорошим. Что Вы делаете для этого?

- Вольтер говорил: "Я не согласен с Вами, но я готов умереть, чтобы Вы высказали своё мнение". Как Вы можете пояснить это высказывание?

- В своём выступлении Вы сказали, что каждый человек является частицей общества. Что лично Вы можете сделать для предотвращения падения моральных устоев общества?

- Если человек идёт к своей цели напролом, не считаясь с интересами других людей, Вы бы назвали его целеустремленным?

- Вы можете сказать, что гуманизм является принципом Вашей жизни?

В дальнейшем ребятами были высказаны пожелания продолжить работу на эту тему и попробовать другие, не менее интересные, формы представления своих работ, например, "Круглый стол", "Дискуссионный клуб".