Человеческие расы и народы земли

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить детей с тремя основными человеческими расами и их особенностями.
  • создать представление о том, что единое человечество состоит из людей разных рас и разных народов.
  • способствовать формированию терпимого и уважительного отношения к людям различных рас.

Материал: карта полушарий, карточки разных размеров "основные расы" европеоидная, монголоидная, негроидная.

Ход урока

Настрой на урок. Ребята, повернитесь друг к другу и скажите мысленно хорошие слова. А я желаю вам успехов на уроке. Мы сегодня будем думать, вспоминать, обсуждать и доказывать свое мнение.

Часть 1. БЛИЖНЕЕ ПОВТОРЕНИЕ.

Учитель. Посмотрите на доску, прочитайте слова и разделите их на две группы (Европа, Гималаи, Кордильеры, Америка, Уральские, Альпы, Азия.)

Дети самостоятельно записывают в тетрадях две группы слов. После выполнения один ученик составляет эти группы на доске (части света и горы)

Европа Гималаи
Америка Кордильер
Азия Уральские
Альпы

Учитель. Какое задание вы можете предложить еще по этим понятиям?

Дети. Соединить части света и горы.(дети выполняют это задание)

Учитель. А теперь давайте вспомним, что мы знаем о горах и покажем их на карте. (ученики показывают горы и называют части света, где они расположены.

Какие части можно выделить у гор? (Долина, подошва, склон, вершина, ущелье.)

Как располагаются природные зоны в горах? (Количество зон зависит от высоты гор и района Земли, где они расположены. Есть и такие, которые собрали на себе чуть ли не все природные зоны, существующие на земле. Таковы, например, некоторые горы Экваториальной Африки.)

Как вы думаете, ребята, живут ли в горах люди и чем они занимаются?

(Живут очень мужественные и выносливые люди. Занимаются они скотоводством, сельским хозяйством и добычей полезных ископаемых.)

Часть 2. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ.

Учитель. Человек живет в любых условиях и любых природных зонах. Устойчивое различие внешних признаков людей, живущих в разных районах мира дали основания выделить разные расы человека. Какая же тема нашего урока?

Дети. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РАСЫ И НАРОДЫ.

Учитель. Как вы понимаете что такое раса? ( Внешние отличия людей по цвету

кожи, разрезу глаз и цвет волос). Давайте уточним это понятие в словаре Ожегова. (ученик читает по словарю) Раса - исторически сложившаяся группа человечества, объединенная общностью наследственных физических признаков (цветом кожи, глаз, волос, формой черепа и др.) обусловленных общностью происхождения и первоначального расселения.

Учитель Давайте ребята определим, какие задачи стоят перед нами на уроке.

Дети.

  1. Разобраться с определением расы.
  2. Узнать как связаны расы с природными условиями.
  3. Выяснить чем раса отличается от народа.

(Учитель записывает задачи на доске)

Часть 3. ПРЕЗЕНТАЦИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Учитель. Цвет кожи, волос и другие внешние признаки - это врожденные или приобретенные признаки?

Ученик. Внешние признаки человека являются врожденными признаками. Их человек получает по наследству от своих предков (родителей).

Учитель. Все мы одно человечество, а чернокожий мальчик совсем не похож на нас. Что нам надо знать для окончательного ответа на главный вопрос урока?

Ученики. Нам надо знать, почему люди так сильно отличаются друг от друга цветом кожи.

Учитель. Давайте прочитаем первый абзац рассказа в нашем учебнике и потом ответим на интересующие нас вопросы. ( Ученики читают самостоятельно).

Какие три основные расы выделяются ? (Дети называют: европеоидная, монголоидная, негроидная. Учитель вывешивает на доске карточки рас. Ученики рассматривают картины рас.) Назовите основные характерные черты европеоидной расы.

Ученики. Ее характерные черты - светлая или смуглая кожа, волосы от светлых до черных, радужная оболочка глаз - от серой или голубой до черной. Есть южная темная и северная светлая ветви европеоидной расы. Южная ветвь более древняя. По мере продвижения на север ее представители изменялись в условиях более холодного климата и дали начало северной ветви. (Два ученика подготовили дополнительный материал по научно - популярному географо-этнографическому изданию "Страны и континенты") Они рассказывают об европеоидной расе.

Учитель. А теперь рассмотрим портрет представителя негроидной расы.

Ученики. Для негроидной расы характерны курчавые черные волосы, темно-коричневая кожа, карие глаза, слабое или среднее развитие волосяного покрова, умеренно выступающие скулы, несколько выдвинутая вперед челюстная часть лица, слабо выступающий широкий нос, утолщенные губы. (ученики подготовили дополнительный материал и рассказывают об африканском населении пустыни Сахара и о населении Эфиопии. Отличительной чертой которых является рост и цвет кожи).

Учитель. Что мы можем рассказать о монголоидной расе? (Ученики отвечают по желанию)

Ученики. Монголоидам свойственны прямые темные волосы, слабо развитая борода и усы, желтоватые оттенки кожи карие глаза, уплощенное лицо с сильно выступающими скулами, узкий или средне-широкий нос с низким переносьем, умеренно утолщенные губы, наличие особой кожной складки, прикрывающей слезный бугорок во внутренних углах глаз (эпикантус). ( Ученики готовят дополнительный материал о четырех группах монголоидов: две основные северная (сибирские) и южная (юго-восточные монголоиды) и две промежуточные - северо-восточная и восточная.)

Учитель. Ребята, как вы думаете, под влиянием чего возникли отличительные признаки каждой расы?

Ученик. Многие расовые признаки закреплялись в группах под влиянием природных условий и разной географической среды.

Учитель. Докажите свои выводы.

Ученик. Особенности негроидов складывались в условиях жаркого влажного климата, от вредного действия которого могла предохранять темная окраска кожи, а. возможно. также узковолнистые или курчавые волосы. Образующие на голове защитную "шапку" В тропиках приспособительное значение для усиленного испарения имели утолщенные губы и широко открытые ноздри.

Ученик. У представителей негроидной расы кожа темно-коричневого цвета, потому что у них в организме преобладает пигмент меланин, который содержится в коже, в волосах и в сетчатке глаза.

Ученик. В Северной и Центральной Европе, преобладает прохладный климат, поэтому люди со светлой окраской кожи, волос и глаз оказались более приспособленными к местным экологическим условиям.

Ученик. У монголоидных рас, формирующихся в степях и полупустынях, большую роль сыграла развитая складка верхнего века, защищавшая глаза от ветров и песчаных бурь.

Учитель на доске вывешивает схему.

НЕГРОИДНАЯ РАСА Жаркий климат Африки.

МОНГОЛОИДНАЯ РАСА Климат Азии: сухой с ветрами, которые поднимают тучи пыли и песка.

ЕВРОПЕОИДНАЯ РАСА Климат Европы: влажный холодный.

Учитель. Скажите, а как давно появились расы?

Ответы учеников.

Учитель. По мнению многих антропологов, начало формирования человеческих рас относится к концу каменного века. Именно тогда исторически сложились группы людей, связанных единством происхождения, наследственными физическими признаками. Хотя наследственные признаки со временем меняются, но они вместе с тем обладают значительной устойчивостью.

Часть 4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПОД РУКОВОДСТВОМ УЧИТЕЛЯ

Учитель. Давайте возвратимся к началу урока и поработаем с понятиями первого столбика. Кто скажет, представители, каких рас проживают в этих частях света?

Ученики. В Европе - европеоидная раса(дети показывают на карте и прикрепляют значки рас.) В Америке - монголоидная, европеоидная, негроидная. В Азии - монголоидная, европеоидная. Дети работают со всеми частями света и на карте определяют места обитания рас.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

А теперь, ребята, встали,
Дружно руки вверх подняли
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели вновь за дело.

Учитель. Ребята, назовите черты, которые сближают и роднят расы друг с другом.

Ученики. У всех есть нос, глаза, по пять пальцев на руках и ногах, т. е. врожденные признаки, которые присущи всем людям планеты.

Учитель. Да, потому что, все мы относимся к одному виду "современных" людей, составляем единое человечество. Как вы думаете, зависят ли ум, талант, доброта, умение сопереживать, радоваться - от цвета кожи, формы глаз и других различий?

Ученики. Конечно, нет. Ведь среди представителей разных рас есть ученые, артисты, политики, спортсмены и другие.

Учитель. Послушайте высказывание великого норвежского путешественника Тура Хейердала, который побывал во многих уголках мира. "Один из самых полезных уроков, которые мне преподала жизнь, заключается в том, человек всегда остается человеком. Будь он норвежец, полинезиец, американец, итальянец или русский, где бы и когда он ни жил - в каменном или атомном веке, под пальмами или у кромки льда. Добро и зло, отвага и страх, ум и глупость не признают географических границ, они есть в каждом человеке". Как поняли его слова?

Ученики. Все народы мира равны между собой.

Учитель. Как вы понимаете слово "народ"? Как вы думаете понятия "народ" и "раса" означают одно и то же?

Ученики. Народ - это люди, которые живут на одной территории, разговаривают на одном языке.

Учитель. Давайте снова обратимся к словарю.

Ученик читает. Народ - большая общность людей, которая сложилась на определенной территории из разных племен. Каждый народ отличается от других особым языком, культурой, традициями.

Учитель. Подумайте, в чем же главное отличие расы от народа?

Ученики. Главным отличием является то, что расовые признаки передаются по наследству от его родителей, а принадлежность к тому или иному народу определяется воспитанием.

Учитель. Основных рас на земле всего три, а народов очень много, около 3000. Каждый народ имеет своих представителей, прославляющих свою страну. Давайте назовем их.

Ученики. М.В.Ломоносов, А.С.Пушкин, М.И.Кутузов, Леонардо да Винчи,

А.С.Попов, Колумб и другие представители европеоидной расы. Авиценна (врач, поэт, философ), Омар Хайям (поэт) - представители монголоидной расы. А негроидная раса прославляется своими спортсменами и певцами: Майк Тайсон, Мохаммед Али.

Учитель. Во все времена на земле появлялись люди, которые пытались представить свой народ как особенный и начинали завоевывать другие народы.

Что же мы мирные люди можем противопоставить такому отношению?

Ученики. Люди должны относиться друг к другу терпимо и толерантно. Для всех людей Земли самое главное мир на нашей планете.

Часть 5. ИТОГ УРОКА.

Учитель. Давайте, ребята, вспомним какие новые понятия мы узнали и сделаем выводы нашего урока.

Ученики. Мы познакомились с понятиями: раса и народ.

Выводы:

  1. Единое человечество состоит из разных рас и народов.
  2. Люди всех рас и народов равны между собой.
  3. Надо проявлять терпимость и толерантность к людям и принимать их такими, какие они есть.

Учитель. Ребята, вы сегодня очень хорошо работали на уроке. Я надеюсь, что вы будете терпимо относиться ко всем людям нашей прекрасной Земли. А закончить наш урок я хочу стихами.

Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте мы все
Навек объединимся.
Давайте
Наши души сохраним,
Тогда мы на Земле
И сами сохранимся.