Взаимодействие библиотеки, школы и семьи как фактор формирования ребенка-читателя

Разделы: Внеклассная работа


На Земле есть три главные ценности – это хлеб, чтобы народ всегда был здоров и силен, женщина, чтобы не обрывалась нить жизни, и книга, чтобы не заканчивалась связь времен.
Во все времена книга была и остаётся одним из лучших средств воспитания человека. Сегодняшний мир иной. В современной России меняется способ приобщения людей к культуре: идёт вытеснение чтения электронными средствами массовой коммуникации.

Начну с факта, которым поделилась со мной знакомый библиотекарь. По случаю столетия со дня рождения Агнии Барто библиотекарь пришла в первый класс, чтобы рассказать детям об этом поэте. Предварить свой рассказ она решила игрой «Начинаю – продолжайте». С полной уверенностью, что школьники хорошо знают стихи Барто и будут отвечать хором, она начала: «Наша Таня громко плачет…». Но вопреки ожиданиям, хора не последовало. Недоумевая, библиотекарь произнесла строчку другого стихотворения: «Уронили Мишку на пол…». Класс продолжал молчать. «Идёт бычок, качается, вздыхает на ходу…». Никто не подхватил и эти строки.

Ведь беда не в том, что ребёнок, доживший до семи лет, не знает строк Барто, а в том, что он не пережил вместе с этими четверостишиями жалости к упавшему Мишке, у него не возникло нравственного импульса вылечить его, прижать к себе, утешить. Он не испытал того, что испытала я, вспоминая свои первые читательские впечатления, связанные со стихами Агнии Барто. Сейчас я поражаюсь, какое богатое содержание я вкладывала тогда в эти простенькие стишки.

Сегодня много говорят о чтении. Заставить читать нельзя, чтением надо увлечь! Пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть – задача взрослых. Своё участие в этом процессе я, как учитель, вижу в создании благоприятных условий для духовного становления юного читателя, приобщения его к чтению. Это создание единого читательского пространства при продуктивном взаимодействии школы, библиотеки, семьи. Мои нынешние ученики – выпускники начальной школы. По итогам прошлого учебного года мой класс признан победителем в номинации «Самый читающий класс» лицея. Предыдущий выпуск занял первое место в городском конкурсе «Самый читающий класс» среди 6 – х классов.

С чего же я начинаю работу с каждым новым составом учащихся по формированию читательской активности? С исследования воспитательного потенциала семьи, в которой воспитываются дети. На родительском собрании я провожу анкетирование родителей, которое позволяет выявить, какое место занимает чтение в семье, имеются ли домашние библиотеки, существуют ли традиции семейных чтений, читательские предпочтения родителей для детского чтения.

Основная масса родителей моего класса делала выбор в пользу классической литературы. Это очень важно: чем выше уровень читаемого произведения, тем выше и значение чтения. Всё самое светлое, чистое, высокое и человечное в человеке зарождается первоначально с голоса читающей матери, а позже – в самостоятельном чтении.

Таким образом, во многих семьях моего класса изначально были созданы условия для успешного формирования ребёнка – читателя. В.А.Сухомлинский утверждал: "Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков».

Первым помощником в приобщении моих учеников к чтению стала центральная детская библиотека. С этой целью была разработан проект «Талантливые читатели», который реализуется в тесном контакте с библиотекарями ЦДБ, с родителями. Проанализировав возможности школьных программ, изучив современные технологии, мы выстроили систему работы по формированию активного читателя.

Проект «Талантливые читатели» включает:

  • Часы общения с книгой.
  • Разнообразные формы занятий по внеклассному чтению: занятие – праздник, читательская конференция, устный журнал, литературная гостиная, литературный ринг.
  • Библиотечно-библиографические часы с использованием мультимедийных технологий.
  • Экскурсии и посещение книжных выставок.
  • Конкурсы сочинений и рисунков.
  • Конкурсы «Лучших читателей года».
  • «Школа дедушки Краеведушки».
  • Конкурс читательской симпатии «Моя любимая книга».
  • Курс «Закон изучают малыши». «Я и мои права».
  • Кружок «Юные помощники библиотеки».

Талант читателя начинается с таланта библиотекаря. Библиотекари ЦДБ Бань О.Н., Кондратьева Л.Г., Лыкова И.А., Рихтер Т.Г. и Солдатова Н.А. виртуозно владея методикой воспитания читательского таланта, находят новые пути к читателю, думают о завтрашнем дне России, её духовном богатстве и интеллектуальном потенциале. Их занятия в рамках проекта «Талантливые читатели» отличались неординарностью подходов и решений, были направлены на рекомендацию лучших книг без назидания и на пробуждение желания у ребёнка читать хорошее, а не плохое. В лице библиотекарей я обрела единомышленников по формированию души ребёнка, предоставлению пищи для ума и сердца.

Эта кропотливая работа обеспечила положительные результаты. Наш бесспорный приоритет в продвижении чтения – оригинальные книжные выставки. Красиво, ярко оформленная выставка всегда привлекает внимание детей. Дети посетили очень много обзорных выставок. Это выставки к 80-летию В.Бианки, к 100-летию А.Линдгрен («Волшебница из Стокгольма»), «Моя Хохотания» (к 55-летию Н.Носова), «Что лежит в портфеле?», «Чудеса со всего света», «Из глубины веков», «Лесная азбука», «В гостях у сказки», «Королевство приключений», «Нет книги популярнее на свете», «Листая книжные страницы – мы путешествуем по краю», «Я выбираю здоровье», «В начале жизни школу помню я», Книжные выставки-диалоги сопровождаются рекомендациями и обзорами новых периодических изданий. Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям-юбилярам. Дети познакомились с творчеством Б. Житкова, В. Чаплиной, Е. Пермяка, А. Линдгрен, С. Маршака, Э. Успенского А. Толстого, М. Пришвина, С. Михалкова. Истинное чтение – это чтение, которое, по словам М. Цветаевой «есть соучастие в творчестве». Дети с удовольствием принимают участие в выставках, которые создают сами. Это выставки – настроение. Мы предлагаем поставить на неё книги, которые соответствуют заданным вопросам.

Эту книгу…

  • Я перечитываю часто…
  • Открыла для меня мама (папа, бабушка)…
  • Читаю, когда мне грустно, весело, одиноко, хочу поразмышлять…
  • Всегда смеюсь, когда читаю…
  • В этой книге узнаю себя и своих друзей…
  • Читаю, чтобы лучше понять родителей…

В рамках этой выставки «Такие разные детские книги» состоялся конкурс «Реклама книги», где детям нужно было, как можно интереснее рассказать о любимой книге.

Не всякий читатель удостоится персональной выставки! Поэтому выставка – бенефис стала наградой и поощрением для активных детей, которых отличают разносторонние читательские интересы и широта кругозора. Такие выставки – хорошая реклама для всех остальных – ведь дети скорее прислушаются к рекомендации сверстников.

Познавательный час «Саамы – олений народ», викторины «Краеведческий калейдоскоп» и «Чахкли на поле чудес», час фольклора «Игры и игрушки северных народов», литературный час «Сказ об Октябрине Вороновой», час информации «Пешеходные прогулки по Мончегорску, поездка на родину саамов – село Ловозеро, посещение Лапландского заповедника в рамках программы «Школа дедушки Краеведушки», способствовали введению растущего человека в духовную атмосферу того места, с которого начинается его жизнь. Свои впечатления дети оформили в виде сочинений «История моей улицы», «Родина саамов», «По заповедным тропам».

Участие в программе «Закон изучают малыши» позволило детям прочитать много произведений различных жанров, где нарушались права литературных героев. Занятия способствовали развитию личности, проводились в групповой форме, дети объединялись по интересам, готовили творческие задания, инсценировки.

Мои дети – активные участники литературных праздников «Весёлый день с Сергеем Михалковым», «Мы все из Лённеберга» (к 100-летию А.Линдгрен), «Как-то раз под Новый год», «О братьях наших меньших», «В гостях у домовёнка Кузи».

Очень интересно прошёл конкурс «Новые приключения барона Мюнхгаузена». Прочитав истории Р. Э. Распэ о самом честном человеке на свете – Бароне Мюнхгаузене, мальчики решили посоревноваться с ним в честности, и рассказали свои, совершенно правдивые истории.

Помощником в развитии творческой активности моих четвероклассников выступил Кир Булычёв, любимый детьми писатель, известный им по серии книг об Алисе, гостье из будущего. Детям понравился парад планет, созданных ими и представленных в проекте «Тайны новых планет».

Читательская конференция в форме турнира литературных героев по теме «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться» (по произведениям Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков» и И.Пивоваровой «Рассказы Люси Синицыной, ученицы 3 «А» класса») способствовала развитию самостоятельности, кругозора, предоставила возможность ребёнку самореализоваться как грамотному читателю.

Праздник «Восьмое чудо света», посвящённый Дню Матери, подарил радостное настроение, заряд бодрости всем, кто принял участие в его проведении. В этот прекрасный день добрые слова самому близкому человеку посвятили постоянные читатели библиотеки, четвероклассники, пришедшие на праздник вместе со своими мамами. Дети и их мамы узнали об истории проведения праздника в России и других странах, о традициях празднования Дня Матери. А с каким трепетом, с каким волнением, с какой любовью детьми, участниками городского конкурса компьютерного творчества «Весёлая семейка», выполнены презентации, посвящённые самым близким им людям.

В третьем классе был создан кружок «Юные помощники библиотеки». Лидеры чтения выступают с сообщениями о прочитанном, проводят обсуждения книг, знакомят с новинками художественной литературы.

В конце учебного года в библиотеке проходит награждение самых активных читателей в разных номинациях: «Самый активный читатель», «Самый внимательный читатель», «Самый вдумчивый читатель». Число таких читателей с каждым годом становится всё больше.

Несомненно, формирование человека читающего невозможно, если таковой не является его семья. Именно в лице родителей я обрела надёжных помощников, углубляющих любовь к книгам и самостоятельному чтению. Я познакомила родителей с основными идеями проекта «Талантливые читатели». Каждому родителю был вручен красочный буклет о детской библиотеке, были даны советы и рекомендации в выборе литературы для домашнего чтения. Родительским активом класса создана книга «Как приучить ребёнка к чтению» (советы для родителей). Каждой семье вручена специальная памятка «Научите ребёнка любить книгу». С участием родителей в классе создан уголок внеклассного чтения, в котором оформляются книжные выставки, дан рекомендательный список, советы читателю.

Сейчас я с уверенностью могу сказать, что результат трёхлетней работы не прошёл даром, мои ученики читают, читают с удовольствием. Подтверждением моих слов являются результаты микроисследования, проведённого членами научного общества «Юный эрудит». По результатам анкетирования книга занимает достойное место в перечне ежедневных досуговых занятий учащихся моего класса. В их духовной жизни не преобладают мультики и комиксы. Нравственные ориентиры, изложенные в художественной литературе, являются основой духовного роста моих учеников. Такая форма совместной работы библиотеки, школы, семьи оказалась эффективной и продуктивной, велась работа планомерно, организованно и целенаправленно в течение четырёх лет обучения детей в начальной школе и способствовала развитию личности ребёнка, обеспечивала поддержку духовной жизни ребёнка. В наш век полноценным читателем надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени.

Использованная литература:

  1. Лутова Т.Н. Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению у младших школьников, Н.Новгород, 2006
  2. Модылевская Г.И. Нестандартные формы уроков внеклассного чтения.//Модылевская Г.И. – Начальная школа. – 1997. – № 5
  3. Бугрименко Б.А., Цукерман Г.А. «Чтение без принуждения», М, 1993.