Информационные технологии на уроках географии. Тема: "Минералы и горные породы", 6-й класс

Разделы:

Класс: 6


ЦЕЛЬ: сформировать представление о составе твердой оболочки Земли.

ЗАДАЧИ:

  • сформировать понятия “минерал”, “горная порода”, “ круговорот горных пород ”;
  • сформировать представление об основных группах горных пород и их происхождении;
  • начать формирование умения определять горные породы по внешним признакам, описывать их свойства и классифицировать;
  • совершенствовать навыки взаимоконтроля и самоконтроля; стимулировать эмпатию (сопереживание) и любознательность;
  • формирование бережного отношения к объектам природы.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Учащиеся должны: знать /понимать основные понятия урока; основные виды осадочных горных пород; неоднородность состава твердой оболочки Земли; круговорот горных пород; уметь определять, сравнивать, приводить примеры минералов, горных пород разного происхождения; объяснять взаимосвязь между условиями образования горных пород и их свойствами; давать краткое описание горной породы по цвету, твердости, прозрачности, происхождению, свойствам; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности при характеристике горных пород своей местности.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: минералы, горные породы: магматические, осадочные и метаморфические; магма; круговорот горных пород.

Оборудование и материалы:

Учебник с. 50-51, Атлас с. 24-25, Тетрадь-тренажер с. 34 (№ 1) ,Тетрадь-практикум с.14—15 (№ 6) , презентация, конверты с сигнальными карточками, коллекция горных пород, покровное стекло, фарфоровая пластинка, стакан с водой, раствор уксусной кислоты, пипетки, цветные карандаши, запись музыки симфонического оркестра, видео-фрагмент “Образование каменного угля”.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока по форме проведения: нетрадиционный.

Форма организационной деятельности: индивидуально-групповая.

Время проведения – 45 минут.

План урока.

До проведения урока класс разбивается на несколько групп (по четыре человека в каждой). Основой для дифференциации в данном случае выступает разное отношение к объектам природы. В каждой группе из четырех учащихся у одного школьника отношение к объектам природы как к объектам красоты, у другого – как к объектам изучения, у третьего – как к объектам охраны, а у четвертого – как к объектам пользы.

Взаимодействие внутри группы между учащимися, имеющими разную установку в отношении объектов природы, не только обогащает их жизненный опыт, но и заставляет задуматься над правильностью этого отношения.

Организационная часть: определение темы урока; формулировка целей урока; знакомство с планом проведения урока.

I. Изучение нового материала.

II. Обобщение и закрепление материала.

Итоги урока.

Ход урока

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы начинаем изучение новой темы: “Литосфера – каменная оболочка Земли”. Давайте определим формулировку темы урока с помощью кроссворда.

Кроссворд.

Вопросы:

1. Горные породы и минералы, которые использует человек.
2. Наука, которая отвечает на вопросы: Что? Где? и Почему? находится на Земле.
3. Твердая оболочка, расположенная над мантией.
4. Оболочка, состоящая из земной коры и части верхней мантии.
5. Центральная часть земного шара с радиусом около 3500 км.
6. Плотные и рыхлые массы, состоящие из минералов, слагающие земную кору.

Ответы:

1. Полезные ископаемые.
2. География.
3. Земная кора.
4. Литосфера.
5. Ядро.
6. Горные породы.

Примечание. При отгадывании кроссворда учащиеся за каждый правильный ответ получают 1 жетон.

I этап.

Учитель. Сегодня мы побываем с вами в царстве камня. (слайд 1). Минералы и горные породы значительно старше растений, животных и человека. Они рождаются, живут и умирают, как живые существа. Вода в море и нарядные снежинки — тоже минералы, хотя трудно в это поверить. Восхитительные по форме, красоте и прочности кристаллы вызывали у первобытного человека массу вопросов: откуда появились камни? куда они исчезают? почему у них разные свойства? (слайд 2-8)

Читая каменную книгу времени, ученые пришли к выводу о том, что свойства горных пород зависят от их происхождения.

Их делят на три группы: магматические, осадочные и метаморфические

Магматические горные породы рождаются в пламени. (слайд 9) Их прародительница – раскаленная магма, которая находится в глубинах нашей планеты. Что же такое магма? (слайд 10). Это расплав огромного количества различных веществ. Основные магматические очаги находятся в верхней мантии, на глубинах около 60 км, что было установлено исследователями на полуострове Камчатка. Ученые предполагают, что в земной коре возникают трещины, достигающие мантии, из-за резкого уменьшения давления вещество мантии становится жидким и по трещинам проникает к поверхности Земли. Поднимаясь к поверхности, магма медленно остывает и может затвердеть на глубине. (схема 1)

Так образуются глубинные магматические породы, например гранит (схема “Магматические горные породы”). (слайд 11)

Магму, излившуюся на поверхность Земли, называют лавой. При ее застывании на поверхности образуются излившиеся магматические породы, например базальт, обсидиан. (слайд 12-13)

Породы, оказавшиеся на земной поверхности, начинают обжигать лучи солнца, пронизывают холодные ветры, сковывают льды; в них внедряются микробы, корни растений, вода, газы и т. п. Тогда горные породы превращаются в осадочные. (слайд 14) При разрушении пород на поверхности горные породы превращаются в осадочные. При разрушении пород на поверхности Земли образуется обломочный материал. Реки, ветер, ледники переносят его в океаны, моря, озера, болота, понижения. Часть этих веществ выпадает в виде осадка, часть усваивается организмами и идет на образование известковых скелетов и панцирей. Поэтому среди осадочных пород выделяют 2 группы (схема 2 “Осадочные горные породы”).

Из неорганических осадочных горных пород особенно распространены бломочные, (слайд 15-19) такие как щебень, галька, гравий и др.

Из растворимых в воде веществ образуются неорганические химические горные породы. (слайд 20-22) Это различные соли, гипс и др.

Вы каждый день употребляете в пишу поваренную соль. А знаете ли вы, что человеку в год необходимо употреблять 10 кг соли. Еще в древности люди говорили, что “без соли стол кривой”. Поэтому Юлий Цезарь службу своих воинов частично оплачивал солью.

В разных странах гипс использовали по-разному. Для индейцев гипс являлся хорошим удобрением. Египтяне строили из него пирамиды. В настоящее время люди используют его в медицине при лечении переломов.

Органические осадочные породы состоят в основном из растительных и животных останков. (слайд 23-27). К ним относятся каменный и бурый уголь, нефть, мел, ракушечник.

Пласты осадочных пород под давлением накапливающихся сверху пород уплотняются. Например, в песчанике гипс как бы склеивает песчинки. Известно, что минералы остаются неизменными только пока пребывают в той среде, в которой они образовались. При медленном прогибании земной коры, под действием высоких температур и давления из осадочных и магматических пород могут образоваться метаморфические, поэтому их называют дважды родившимися. (слайд 28-32) Например:

а) Обыкновенный бурый уголь может превратиться в антрацит, а тот, в свою очередь, в графит (который находится в простых карандашах у каждого из вас);
б) Известняк превращается в мрамор.

Превращение горных пород. (слайд 33-34)

Примечания:

  1. Объясняя материал, учитель показывает учащимся презентацию.
  2. Схемы, с помощью которых учитель объясняет материал, располагаются в разных частях класса. Это снимает утомляемость школьников.

После объяснения учащиеся записывают за учителем в тетрадь следующие понятия: магматические, осадочные, метаморфические горные породы.

Далее школьники выполняют 2-е задание: “Найдите в каждом понятии родовое слово и существенные признаки. Что общее, а в чем вы видите различие?” (Общее – это горные породы, а различие в их происхождении.)

II этап.

Учитель. Теперь мы должны выяснить, как происхождение горных пород влияет на их свойства. Внимательно рассмотрите горные породы, которые находятся на ваших столах

Для каждой из горных пород, предложенных учителем, определите свойства, перечисленные ниже, и впишите их в таблицу 1.

Цвет; цвет черты на матовой стороне фарфоровой пластинки; сложение (плотная, пузырчатая, пористая, рыхлая, сыпучая); масса (тяжелая или легкая); твердость (очень мягкая – царапается ногтем; мягкая — не царапается ногтем, не царапает стекло; твердая — царапает стекло); растворимость в воде; растворимость в кислоте (шипит, если капнуть на породу кислотой); наличие следов органического вещества.

Таблица 1

Определите горные породы по их свойствам с помощью определителя (таблица 2) и впишите название каждой из них в таблицу 1.

Таблица 2

Классифицируйте рассмотренные горные породы по происхождению (магматическая; метаморфическая; осадочная: обломочная, химическая, органическая) и впишите в таблицу 1.

Учащиеся вначале индивидуально выполняют данное задание в тетрадях, а затем обмениваются мнениями со своими товарищами в группах.

Виды контроля:

1. Взаимоконтроль (трое учащихся вслух знакомят класс со своими ответами). При этом информация, даже если она не верна, не исправляется.
2. Самоконтроль по ключу (ученики сверяют свои ответы с данными табл.3. (слайд 35), и фиксируют в тетрадях количество неверных ответов).

Далее с помощью сигнальных карточек учитель контролирует, как класс справился с заданием.

(Учащиеся, не допустившие ни одной ошибки, поднимают красный кружок; 2 ошибки – зеленый; 3 – 4 ошибки – желтый). В зависимости от количества ошибок школьники получают дифференцированное домашнее задание:

Выучить новые понятия.

Выучить понятия: с. 50-51 , в № 2 (устно).

Выучить понятия: с. 50-51 в № 1,2 (письменно).

III этап.

Учитель. А теперь выполним задание 1 на с.34 в тетради-тренажере.
Учитель. Последнее, что нам предстоит сегодня сделать, – это выполнить творческое задание, учитывая характеристику горных пород, которую вы уже составили.

Творческое задание. “Человечек из горной породы”. Представьте, что горная порода (гранит, известняк, торф) вдруг превратилась в человечка, которого нужно нарисовать, отразив в рисунке все ощущения, полученные вами при ее изучении. (Во время выполнения школьниками задания звучит музыка симфонического оркестра.)

Учитель. Итак, подошло к концу наше путешествие в мир камня. Закончить урок я хочу словами А.Твардовского:

В природе шагу не ступить,
Чтоб тотчас, так ли сяк,
Ей чем-нибудь не заплатить
За этот самый шаг...

Почти все горные породы являются минеральными богатствами. Наша страна богата полезными ископаемыми. Но добывая их, человек не должен забывать о том, что все в природе необходимо привести в порядок. То есть нужно засыпать шахты, превращать карьеры в цветущие сады или пруды. Иначе природа начинает “мстить” человеку. Тогда на него начинают обрушиваться страшные смерчи, наводнения и т. п. Они как бы напоминают, что человек тоже является частью природы, а не ее хозяином.

IV этап.

Учитель. Ребята, что вы узнали на уроке? Какой этап урока вам больше всего понравился?

За урок все учащиеся получают по одной оценке (за характеристику горной породы), некоторые получают еще одну оценку за устные ответы и за кроссворд.

Результаты выполнения школьниками задания “Человечек из горной породы” (рисунки) вывешиваются на доске.

Таблица 3

Горная порода 1 2 3
Цвет Сероватая, красноватая или зеленоватая белая Бурая (коричневая)
Сложение плотная пористая рыхлая
Масса тяжелая Средней тяжести легкая
Твердость твердая Средней твердости хрупкая
Растворимость в воде Не растворима растворима Не растворима
Растворимость в кислоте Не растворима растворима Не растворима
Следы органического вещества нет Скелеты мелких морских животных Остатки растений
Название горной породы гранит известняк торф
Происхождение магматическое осадочное осадочное

Литература:

  1. Бахчиева О. А. География :Планета Земля:6 кл.:метод.рекомендации/О.А.Бахчиева,Л.С.Богомаз, Е.В.Николаенко;под общ. ред. В.П.Дронова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во “Просвещение”.-М.:Просвещение,2008
  2. “География в школе”.Библиотека журнала II полугодие 2001 г.
  3. Современный урок географии.Ч.2:Методические разработки уроков с использованием новых педагогических технологий обучения/Ред.-сост.И.И.Баринова.-М.:Школа-Пресс,2001.
  4. Детские загадки в кроссвордах. М.; Знание, 1993.
  5. Лобжанидзе А.А. География: планета Земля:учебник для 6 класса; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во “Просвещение”.-М.:Просвещение,2006
  6. Лобжанидзе А.А. География: планета Земля :тетр. -тренажер для 6 класса. Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во “Просвещение”.-М.:Просвещение,2006
  7. Мишняева Е.Ю. География :планета Земля: тетр.- практикум для 6 кл./ Мишняева Е.Ю,Котляр О.Г.; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во “Просвещение”.-М.:Просвещение,2007
  8. Психологический словарь / Под обш. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.,1985.
  9. Энциклопедия для детей / Глав. ред. М.Д. Аксенова. География. 3-е изд., испр. М.: Аванта , 2000. , Т. 3.
  10. Электронное приложение к учебнику “География: планета Земля.6 класс ” ;Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во “Просвещение”.-М.:Просвещение,2006
  11. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.:Изд-во “Сентябрь”, 1996..