Интегрированный урок (технологиия + информатика) по теме "Давайте питаться правильно"

Разделы: Информатика, Технология


Цели урока: создать условия для формирования правильного отношения к своему здоровью через понятие здорового питания.

Рассчитать суточный рацион для школьников 14 – 17 лет.

Ход урока

1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята.

2.

Пока мы живы, пища нам нужна,
В ней сил исток, дает нам рост она.
Питанье – непременное условье
Того, чтоб было крепкое здоровье.
То будет тяжело для усвоенья,
Что ешь без аппетита и уменья.
В еде не будь до всякой пищи падок,
Знай точно время, место и порядок.
Спокойно, не спеша, без суеты
Три раза в день питаться должен ты.
Питайся, если голод ощутил,
Еда нужна для поддержания сил.
Зубами пищу измельчай всегда,
Полезней будет, впрок пойдет еда.
В компании приятной честь по чести
Есть следует в уютном чистом месте.
Тому на пользу мой совет пойдет,
Кто ест и пьет достойно, в свой черед.

(Приложение 1)

Более 1000 лет назад эти слова произнес великий арабский философ и врач Авиценна, но со временем они не утратили актуальности.

В настоящее время рациональное, т. е. разумное питание является важнейшей составной частью здорового образа жизни: оно помогает сохранить здоровье и реализовать резерв долголетия организма.

Тема нашего сегодняшнего занятия звучит так: “Давайте питаться правильно!”

Запишите число и тему занятия.

Конечно, важность здорового питания ни у кого не вызывает сомнений. И сегодня на уроке мы выясним, правильно ли мы питаемся, выполняя расчеты в электронных таблицах Excel.

Человек за всю свою жизнь получает немало знаний, но не всегда он следует тем правилам, которые знает. Пожалуй, каждому известно, что беспорядочное питание вредно. Однако так много людей питается беспорядочно: едят, когда придется; иногда подолгу голодая, а иногда, напротив, набивая желудок так, что трудно становится дышать; часто едят всухомятку, на бегу, не пережевав пищи достаточным образом; “садятся” на различные “диеты”, не посоветовавшись с врачом диетологом, мучают свой организм. Не думают и над составом пищи: употребляют чересчур много острого и жирного, пьют кофе чашку за чашкой.

А проходит немного времени и начинаются заболевания желудка, печени, других органов.

Надо вовремя остановиться, перестать надеяться на могучесть своего организма. Не нужно приближать тот час, когда с неприятным изумлением обнаруживаешь у себя какую-либо из болезней. И всего-то ведь необходимо правильно организовать, продумать свой день, свой быт и прикладывать ежедневно совсем немного усилий, чтобы придерживаться избранного режима.

Детство самый важный этап в жизни человека, фундамент всей его судьбы, его здоровья. Согласно исследованию специалистов 75% болезней взрослых заложено в детстве. За последние 10 лет число российских школьников, обедающих на переменке в столовых, сократилось на 30%. Сейчас только каждый четвертый (23%) школьник получает горячую пищу 2-3 раза в день, что необходимо для детского организма. Неполноценное питание значительно снижает развитие умственных процессов у ребенка.

Одной из причин неполноценного питания детей является отсутствие или недостаток знаний у родителей и школьников о том, как нужно питаться, что следует предпочесть, от чего отказаться.

Чтобы выяснить, как организовано питание среди учащихся нашей школы, мы провели анкетирование в 5-х, 7-х и 9-х классах. Представляем результаты проведенного исследования.

Ребята отвечали на следующие вопросы.

1. Сколько раз в день вы едите?

а) 1;
б) 2;
в) 3,4;
г) 5 и более;
д) когда хочется.

2. Сколько раз в день вы получаете горячую пищу?

а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) 4 и более;
д) бывает, что ни разу.

3. Принимаете ли вы пищу в одно и то же время?

а) да;
б) нет;
в) не всегда.

4. Завтракаете ли вы перед уходом в школу?

а) да;
б) нет;
в) не всегда.

5. Всегда ли у вас на обед первое (суп) и второе блюдо?

а) да;
б) нет;
в) иногда.

6. Принимаете ли вы пищу в перерывах между едой?

а) да;
б) нет;
в) иногда.

7. В школьной столовой вы предпочитаете брать:

а) горячую пищу;
б) чай и булочку;
в) вообще не ем в столовой.

8. Часто ли вы едите всухомятку?

а) да, часто;
б) иногда;
в) никогда не ем.

9. Вы хотели бы, чтобы ваше питание было более разнообразным?

а) да;
б) оно достаточно разнообразное;
в) меня это не волнует.

Диаграммы (слайды 4-12).

Проведя исследование, делаем вывод, что большинство опрошенных учащихся нашей школы часто нарушают режим питания, многие не завтракают, едят всухомятку, т. е. питаются неправильно.

Итак, постараемся ответить на вопрос: каким же должно быть здоровое питание?

Питание человека должно быть рациональным.

Рациональное питание включает в себя такие понятия, как пищевой рацион, режим питания и условия приема пищи.

Пища – это основной источник существования человека. В ней содержится около шестисот химических веществ, более 90% которых обладают лечебными свойствами. Чтобы правильно использовать эти свойства пищевых продуктов, надо знать их химический состав, пищевую ценность, уметь правильно составлять рацион питания.

Пищевой рацион, т. е. пища, должен покрывать энергетические затраты организма, иметь определенные составные части в определенном соотношении, хорошо усваиваться, быть разнообразным и безвредным.

Энергетические затраты организма в большой степени зависят от физической и умственной нагрузки человека, его рода занятий, пола и возраста, а также эмоционального состояния, климата и времени года.

Чтобы питание было здоровым и сбалансированным, нужно так составлять пищевой рацион, чтобы энергия, поступившая в организм с пищей, была бы равна затраченной.

Для этого мы должны знать энергетическую ценность пищевых продуктов.

Энергетическая ценность пищевых продуктов определяется следующим образом. Пищевые продукты, которые мы едим, состоят из белков, жиров и углеводов. Образующуюся в организме в процессе превращения пищевых веществ энергию принято измерять в единицах тепловой энергии - килокалориях или килоджоулях (1 ккал = 4,186 кДж).

Специальные исследования показали, что при распаде 1 г белков или углеводов освобождается около 4 ккал, а энергетическая ценность 1 г жира составляет 9 ккал.

В приложении 2 вы видите суточную потребность детей, подростков и взрослых людей в килокалориях и суточную потребность детей и взрослых в белках, жирах и углеводах. Например, девушкам 14 -17 лет необходимо 2760 ккал в сутки, юношам – 3160 ккал.

Дома вы должны были составить меню на один день (завтрак, обед и ужин), мы также будем учитывать меню нашей школьной столовой. В меню вы должны были включить блюда и продукты, которые вы обычно едите дома.

Сейчас выполняя практическую работу на компьютере, вы рассчитаете количество белков, жиров и углеводов в вашем суточном рационе, а также энергетическую ценность потребляемых вами продуктов.

Инструкция к выполнению практической работы

“Расчет количества белков, жиров и углеводов в суточном рационе школьника”.

1. Откройте файл питание.xls.

2. Заполните ячейки столбцов C, D и E, исходя из того меню, что вы составили дома, и таблицы “Содержание питательных веществ в различных продуктах и блюдах”.

Продукты масса Белки в 100г Жиры в 100г Углеводы в 100 г Белки (г) Жиры(г) Углеводы(г) Энергетическая ценность (в кКал)
                 
                 

3. Подсчитайте количество белков, жиров и углеводов в суточном рационе, вводя формулы (например, для ячейки F2: = c2*b2/100) в соответствующие ячейки столбцов F, G, H.

4. Специальные исследования показали, что при распаде 1 г белков или углеводов освобождается около 4 кКал. Энергетическая ценность 1 г жира составляет 9 кКал. Подсчитайте энергетическую ценность составленного меню, внося в столбец I соответствующую формулу =4*(F2+H2)+9*G2.

5. В конце таблицы вычислите ИТОГО по всем столбцам.

6. Постройте столбчатую диаграмму, отражающую итоговое количество белков, жиров и углеводов в суточном рационе школьника.

7. Сохраните файл на Рабочем столе под именем “Питание_фамилия_ученика”.

8. Проанализируйте полученные результаты, пользуясь Приложением 2.

Практическая работа на компьютере.

Итак, выполнив расчеты, вы проанализировали калорийность вашего суточного рациона, а также количество белков, жиров и углеводов, потребляемых вами с пищей.

Пример выполнения практической работы.

Продукты Масса Белки в 100 г Жиры в 100 г Углеводы в 100 г Белки (г) Жиры (г) Углеводы (г) Энергетическая ценность(в кКал)
завтрак                
чай с сахаром 15 0 0 95 0 0 14,25 57
печенье 50 7 12 23 3,5 6 11,5 114
йогурт 150 1 3 2 1,5 4,5 3 58,5
2 завтрак               0
обед               0
щи 250 5 11 14 12,5 27,5 35 437,5
хлеб 100 7 1 45 7 1 45 217
чай 200 0 0 95 0 0 190 760
ужин               0
колбаса копченая 50 15 23 0 7,5 11,5 0 133,5
хлеб 50 7 1 45 3,5 0,5 22,5 108,5
стакан кефира 200 3 3,3 6 6 6,6 12 131,4
картошка пюре 120       0 0 0 0
чай с сахаром 15 0 0 95 0 0 14,25 57
итого: 1185 45 54,3 420 41,5 57,6 333,3 2017,4

Итак, выполнив расчеты, вы узнали калорийность вашего суточного рациона, а также количество белков, жиров и углеводов, потребляемых вами с пищей.

Соответствуют ли эти показатели нормам? Ниже нормы или выше нормы?

Определить, пользуясь Приложением 2.

С чем это может быть связано? Недостаточно разнообразное питание, преобладание какого-то одного продукта или блюда, избыток сладкого, мучного, недостаток каких продуктов?

Если наблюдается недостаток тех или иных питательных веществ, то чем можно его восполнить, какие продукты необходимы?

Также в Приложении 2 даны рекомендуемые суточные наборы продуктов для школьников в г, мл.

Итак, делаем вывод, чтобы питание было здоровым и правильным, необходимо:

  • Во-первых, соблюдать оптимальный вариант соотношения в пище белков, жиров и углеводов - это 1:1:5, для этого питание должно быть разнообразным.
  • Во-вторых, принимать пищу в определенные часы, соблюдая определенные интервалы времени, придерживаясь четырех- или трехразового режима питания.

Древняя пословица гласит: завтрак съешь сам, обед раздели с товарищем, ужин отдай врагу. Если перевести это на язык цифр, то в завтрак человек потребляет 30% всего рациона, в обед — 45%, а в ужин — 25%.

  • В-третьих, условия приема пищи должны быть благоприятными, что способствует хорошему аппетиту, лучшему пищеварению и усвоению пищи.

Рекомендации:

На завтрак самой полезной едой будут молочные каши или горячие мясные блюда, бутерброд, яйцо, кофе или чай. На обед обязательно включение овощного салата, первого и второго блюд, киселя, компота, сока. А вот ужин должен быть легким – блюда из рыбы, творога, кисломолочные напитки. Одно и то же блюдо не должно подаваться более 2 раз в неделю.

У вас на столах есть Заповеди правильного питания, которые помогут вам питаться рационально, с пользой для здоровья.

И помните, любые погрешности в питании значительно сокращают нашу жизнь.

Энергизатор: “Правильное питание”.

Учащиеся становятся в круг и держатся за руки. Учитель просит каждого по очереди произнести фразу: “Правильное питание позволяет мне…”, продолжить ее содержание и поднять правую руку вместе с рукой соседа, стоящего справа. Затем рука опускается.

Заповеди правильного питания

  • Разнообразь свою пищу с учётом того, чтобы она включала 10% углеводов, 10 – 15 % белков и 30% жиров.
  • Никогда не ешь больше, чем нужно – выходи из-за стола чуть раньше того, как почувствуешь сытость.
  • Готовь пищу так, чтобы свести до минимума количество используемого жира (овощи – на пару вместо обжаривания их в масле; курица – на гриле, вместо сковороды; используй для жарки сковороды с тефлоновым покрытием).
  • Выпивай ежедневно от 6-ти до 8-ми стаканов жидкости, предпочтительнее – воды.
  • Ешь не торопясь, тщательно пережёвывая пищу, и во время еды не отвлекайся ни на что другое – ни на телевизор, ни на чтение; старайся есть только сидя за столом.
  • Если в течение дня ты пропускаешь, хотя бы однажды, приём пищи, постарайся обязательно позавтракать.
  • Купи для себя хорошую книгу, подробно рассказывающую, как и зачем правильно питаться.
  • Помни, что питание, как и физические упражнения, - одно из величайших удовольствий в жизни, так питайся же правильно, чтобы это радовало тебя и доставляло истинное наслаждение.
  • Необходимо включать в суточное меню любой фрукт оранжевого цвета, который содержит ценный для организма бетакаротин, снижающий риск онкологических и сердечных заболеваний, даже среди курящих.
  • Сырые овощи обеспечивают хорошее настроение, свежую кожу, изящную фигуру, снижают хлопоты с желудком и кишечником, т.к. содержат в себе значительное количество клетчатки. Особенно это важно при сидячем образе жизни и против ожирения. Целительные силы сырой растительной пищи известны давно.
  • Не ешь, находясь в состоянии эмоционального возбуждения.
  • Любую еду начинай с приема свежей растительной пищи, фруктов, салата или свежего сока.
  • Не принимай слишком холодной и слишком горячей пищи, а также незнакомой и необычной в большом количестве.
  • Готовя пищу, бросьте в нее немножко любви, чуть – чуть добра, капельку радости, кусочек нежности. Эти витамины придадут необыкновенный вкус любой пище и принесут здоровье.

Список литературы:

1. Ермакова В. И. Основы кулинарии: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002.
2. Материалы Фестиваля педагогических идей “Открытый урок”, издательский дом “Первое сентября”.
3. “Кулинарная энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006”, ООО “Кирилл и Мефодий”.