Урок на тему "Природа России"

Разделы: География


Тип урока: систематизация и обобщение знаний, умений, навыков I раздела.

Цель: обобщить и систематизировать знания о природе страны после изучения всех её комплексов. Проверить уровень усвоения материала. Отработать коммуникативные умения.

Задачи образовательные: систематизировать знания учащихся о природе и ресурсах страны. Закрепить знание основных понятий и терминов. Определить уровень умений учащихся работать с тематическими картами и уровень знаний номенклатуры по изученному разделу.

Воспитательные: воспитание патриотизма. Прививать чувство бережного отношения к природе.

Развивающие: совершенствовать коммуникативные умения. Стимулировать развитие творческих способностей учащихся. Способствовать развитию познавательного интереса к предмету, путем применения соревновательной формы урока.

Форма урока: урок-игра.

Форма обучения: групповая.

Оборудование: цветные магниты (фишки), атласы, настенная физическая карта России, разрезанные на «пазлы» физические карты России, контурные карты России (количество в зависимости от числа команд). «Страницы из дневника путешественника» с ошибками в описании географического положения страны (предварительно «состаренные»), карточки с терминами по теме климат и карточки с определениями этих терминов и понятий, карточки с названием типов почв и карточки с названием природных зон, жетоны.

Ход урока.

Предварительная подготовка. Правила игры.

На доске изображается горный хребет. Хребет имеет несколько вершин: «общегеографическую», «тектонико-геологическую», «почвенную», «номенклатурную», «климатическую», «гидрологическую», «биологическую», вершину «познания».

Класс делится на команды по 6-7 человек. На доске у каждой команды имеется своя фишка (в виде цветного магнита), которая перемещается к вершине «Познания» во время игры. Команды выбирают капитанов, придумывают название команды и девиз. Игровые столы ставятся по кругу.

Команда, имеющая право на одну ошибку определяется по первому заданию, предложенному всем командам. Время на обсуждение вопроса по 30 секунд. Команды отвечают на вопросы по - очереди. Цель команды – как можно быстрее достичь вершины «Познания».

Ведущий – учитель. «Хранитель времени» - ученик.

Если команда отвечает на вопросы неправильно, её фишку не перемещают на тематическую вершину. Команда соперников имеет право ответить на вопрос и заработать поощрительные баллы (команде выдаются жетоны).

Все члены команды, достигшей вершины «Познания» первыми получают оценки «5». Если команда отстала от лидеров на одну вершину, но имеет не менее 10 жетонов, то её члены тоже получают оценку «5». Остальным учащимся оценки выставляются на усмотрение учителя и капитана команды, учитывая работу ребенка на уроке.

Условие в команде: капитан следит за тем, чтобы на вопросы отвечали все члены команды. Выбирает отвечающего ученика на вопрос или выполняющего задание.

1. Представление команд.

2. Разыгрывание права на одну ошибку.

Командам выдается физическая карта России, разрезанная на «пазлы». Право на

одну ошибку получает команда первой собравшая карту.

3. Вершина «общегеографическая».

Командам выдается «страница из дневника путешественника», где описаны особенности географического положения России. На каждой странице имеется 5 ошибок в описании ГП страны. Вершины достигают команды, обнаружившие все пять ошибок.

Примерный текст. 1 вариант. «Первый раз в жизни я посетил эту великую страну. Кроме того, что она имеет самую большую площадь среди стран мира, омывается водами четырех океанов, она ещё очень красива. Мне довелось побывать на крайней северной точке страны – мысе Дежнёва и на самой западной – горе Базардюзю. Я пересёк омывающие страну моря бассейна Атлантического океана: Балтийское, Чёрное, Средиземное. Так как страна находится в 12-ти часовых поясах, я встретил Новый год 12 раз. Поистине велика и прекрасна земля русская!» 2 вариант. «Моё путешествие по России началось с её самого большого полуострова - Ямала. Далее мне пришлось пересечь моря Северного Ледовитого океана: Карское, Чукотское, Охотское. Проплыть по реке Амур, по которой проходит граница между Россией и Казахстаном. Добравшись до крайней южной точки, которая находится на Куршской косе, я пересел на самолет и пролетел над этим великим государством, занимающим юго-восточную часть Евразии. Воспоминание об этом путешествии до сих пор согревает мне душу!»

4. Вершина «тектонико-геологическая».

Команды отвечают на вопросы по – очереди.

Вопросы:

  1. На какой тектонической плите находится большая часть России?
  2. Чем объяснить частые землетрясения и извержения вулканов в районе Курильских островов?
  3. Перечислите и покажите на физической карте 3 крупнейшие равнины страны.
  4. Назовите и покажите на карте молодые горы России, в пределах которых находится её высочайшая вершина.
  5. В пределах, каких тектонических структур геологи могут обнаружить рудные полезные ископаемые?
  6. В пределах, каких тектонических структур обычно открывают месторождения нефти, газа, угля?

5. Вершина «почвенная».

Командам выдаются карточки, на которых указаны типы почв России и карточки, на которых указаны природные зоны. Цель команд – за 30 секунд установить соответствие между типом и почвы и природной зоной, в пределах, которой он формируется.

Тундровые глеевые – тундра
Подзолистые – тайга
Дерново – подзолистые – смешанные леса
Серые лесные – широколиственные леса
Чернозем – степи и лесостепи
Бурые, серо-бурые - полупустыни

6. Вершина «номенклатурная».

Задания выполняется капитанами во время работы групп над вопросами по тектонике. Каждому капитану предлагается нанести на контурную карту от 5 до 10 объектов. Капитаны должны располагаться спиной к настенной карте. Примерный перечень объектов:

  • Черное море,
  • Кавказ,
  • Восточно-Европейская равнина,
  • озеро Ладожское,
  • река Обь,
  • Охотское море,
  • полуостров Камчатка,
  • река Лена,
  • Среднесибирское плоскогорье,
  • река Амур,
  • Карское море,
  • Уральские горы,
  • Западно-Сибирская равнина,
  • озеро Байкал,
  • река Волга,
  • Каспийское море,
  • остров Сахалин,
  • река Енисей,
  • хребет Черского,
  • река Яна.

7. Вершина «климатическая».

Командам выдаются карточки одного цвета, на которых написаны термины, понятия по теме климат. На карточках другого цвета написаны определения. Члены команд должны найти соответствие между понятиями и определениями.

Термины: воздушные массы, изотермы, коэффициент увлажнения, испарение, атмосферный фронт, антициклон, циклон, изобары, изотермы, муссон, испаряемость, суммарная радиация, синоптические карты, агроклиматические ресурсы.

Затем командам предлагается ответить на вопрос учителя, используя климатическую карту атласа. Примерные вопросы: 1. Летом вы собираетесь в Хабаровск, какую одежду будете брать с собой? Ответ поясните. Определите климатический пояс и тип климата территории, в пределах которой находится город. 2. Летом вы собираетесь в Якутск, какую одежду будете брать с собой? Определите климатический пояс, тип климата территории, в пределах которой находится город. 3. Зимой вы собираетесь на экскурсию в Калининград, какую одежду будете брать с собой? Ответ поясните. Определите климатический пояс и тип климата территории, в пределах которой находится город.

8. Вершина «гидрологическая».

Команды отвечают на вопросы учителя по - очереди и без подготовки.

Вопросы:

  1. Назовите и покажите на карте самую длинную реку России.
  2. Назовите и покажите на карте самое глубокое озеро России.
  3. Назовите и покажите на карте самое большое по площади озеро России.
  4. Назовите и покажите на карте самую многоводную реку России.
  5. Назовите и покажите на карте реку, по которой проходит часть границы России с Китаем.
  6. Назовите и покажите на карте реку, на которой построено больше всего электростанций .
  7. Назовите и покажите на карте озеро – основной источник соли страны.
  8. Назовите и покажите на карте озеро, по территории которого проходила «дорога жизни» во время блокады Ленинграда.

9. Вершина «биологическая» (музыкальная).

Команды по-очереди исполняют несколько строчек из песни, где встречается название дерева или дикого животного, обитающего в стране. Выигрывает команда, которая последней исполнит отрывок песни. Фишка команды перемещается на вершину «Познания».

Итог урока:

определяется команда-победитель, учитывая право на ошибку, подсчитываются жетоны, выставляются оценки.