Самообразование педагога как средство повышения его профессиональной компетентности

Разделы: Общепедагогические технологии


Учитель учит - пока учится сам.

Тема самообразования: «Проектирование работы по поддержке одаренных детей как средство эффективного управления качеством образования»

Во всем мире растет интерес к решению проблемы одаренных детей в естественной для них микросреде, где находятся люди с различным уровнем интеллекта, мотивацией, познавательной потребностью и другими индивидуально-психологическими особенностями. Поэтому решение проблемы построения работы с одаренными детьми в обычной общеобразовательной школе представляется более важной, чем такая же работа в специализированных школах, лицеях, гимназиях, так как важно всем понять, что в будущем одаренным детям придется жить и работать не в каком-то специально обустроенном для них обществе, а среди других людей. Создание системы работы по поддержке одаренных детей позволяет максимально обеспечить развитие творческих способностей ребенка, опираясь на его индивидуальность.

Учителя, работающие с одаренными детьми, должны обладать способностью распознавать признаки их одаренности в различных сферах деятельности. Хорошие знания психологических, возрастных, интеллектуальных особенностей развития детей являются ключом к взаимодействию и базой для разработки специальных программ для них.

Полноценное осуществление учителем педагогической деятельности предполагает реализацию трех основных компонентов:

  1. самостоятельную постановку педагогических целей и задач;
  2. владение широким спектром воздействия на учащихся;
  3. постоянный самоконтроль за ходом и состоянием своей профессиональной деятельности.

Если один из компонентов профессиональной деятельности развит недостаточно, то можно говорить о деформации труда учителя. Таким образом, компетентность учителя основана на знаниях достижений науки и передового педагогического опыта, на всестороннем управлении своим профессиональным самообразованием.

Уровень профессиональной компетентности учителя значительно влияет на формирование личности одаренного ребенка. Поэтому учитель должен знакомиться с новинками литературы по работе с одаренными детьми, с технологиями их обучения и развития, проектировать уроки, дополнительные занятия с учетом использования современных технологий так, чтобы способствовать детской одаренности, отслеживать результаты своей деятельности в обучении и воспитании одаренных детей, фиксировать творческие достижения учеников и поощрять их за успехи. Общение учителя с одаренными детьми должно носить характер взаимопомощи, поддержки, а учитель должен быть доброжелательным и чутким, иметь живой и активных характер, высокий уровень интеллектуального развития, быть целеустремленным, настойчивым, чувствовать потребности и интересы детей, проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов, постоянному самосовершенствованию.

Окружающее информационное пространство, субъектом которого является ученик, отличается динамичностью и быстро увеличивающимся объемом информации. Однако учащиеся не всегда могут ориентироваться в этом потоке новой информации, извлекать необходимые факты и данные, продуктивно использовать их в своей деятельности. Выходом из создавшейся проблемной ситуации может стать организация научно-исследовательской деятельности. Тем более, что современная система ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности учащихся. Организация исследовательской деятельности даст возможность вооружить учащихся необходимым инструментарием (знаниями, умениями) для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем, а также научит критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры. Приобщение к такой деятельности позволяет одаренным учащимся начать полноценную научную работу, найти единомышленников, с которыми можно посоветоваться и поделиться результатами своих исследований и открытий.

Цель: Создание и внедрение в педагогическую деятельность системы работы с одаренными детьми в сфере технологии исследования.

Задачи:

  1. Изучить накопленный опыт по работе с одаренными детьми.
  2. Планировать учебно-воспитательный процесс с учетом различных способностей учащихся.
  3. Разработать методические рекомендации по развитию творческого потенциала личности в условиях общеобразовательной школы.

Объект изучения: интеллектуальная одаренность детей.

Предмет изучения: система работы с интеллектуально-одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы..

Гипотеза: Содействие и развитие одаренных детей, оказание им помощи и поддержки возможно, если:

  1. создавать условия для организации процесса обучения и формирования профессиональной компетентности личности учителя одаренных детей;
  2. осуществлять адаптацию учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к возрастным и индивидуально-личностным возможностям и потребностям учеников;
  3. создание внеурочных форм дополнительного образования для развития и проявления одаренных учащихся.

Теоретическая значимость исследования заключается в изучении параметров интеллектуальной одаренности детей в сфере исследования и проектирования и методик ее выявления, в апробации развивающих программ для обучения одаренных детей, в отслеживании динамики развития интеллектуальных способностей учащихся.

Практическая значимость исследования состоит в систематизации работы по оказании поддержки и помощи одаренным детям, в разработке программ, рекомендаций по работе с детьми, направленных на научно-исследовательскую деятельность.

Работа в рамках данной проблемы была начата мною еще в 2000 году. Но эта деятельность очень многогранна, поэтому каждые четыре года я беру одно из направлений и работаю над ним. Первое направление 2000-2004 года - « Использование творческих работ в учебном процессе как условие для самореализации школьника», второе направление 2004-2008 года «Создание условий для развития творческих способностей и самосовершенствования личности через организацию научно-исследовательской деятельности учащихся»

Этапы работы и прогнозируемый результат

Табл. 1

Результаты: Результатом работы над данной темой будет создание модели деятельности учителя, который обеспечит оптимальные условия для проявления и развития одаренных детей, формирование необходимых организационных и методологических предпосылок для продолжения образования выпускников школы в профильных классах, колледжах и других образовательных учреждениях и их профессиональной самореализации.

Показатели

  • предполагается рост числа одаренных детей в школе, городе (показатель- динамика роста в виде диаграмм, графиков);
  • повысится качество содержания образования (показатель результаты итоговой аттестации выпускников, повышение качества успеваемости учащихся по предмету);
  • увеличится число участников конференций, конкурсов, олимпиад и их победителей (показатель динамика достижения учащихся);
  • повысится престиж знаний среди учащихся (показатель- рост процента выпускников, поступающих в вузы, более содержательным станет НОУ);
  • будет совершенствоваться социальный портрет личности учителя, повышаться уровень его профессиональной компетентности ( показатель – рост профессионального мастерства и квалификации учителя).